amigo61rus » 08 дек 2014, 09:34
О документах и информации, представляемых заказчиком при проведении плановой (внеплановой ) проверки ФАС
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" установлено определить Федеральную антимонопольную службу (далее также – ФАС России) федеральным органов исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляет в пределах полномочий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Внимание
В соответствии с ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Согласно ч. 13 ст. 99 Закона о контрактной системе в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.
Согласно ч. 14 ст. 99 Закона о контрактной системе плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в ч. 13 ст. 99 Закона о контрактной системе комиссии, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания.
Внеплановая проверка по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 15 настоящей статьи, проводится контрольным органом в сфере закупок, выдавшим предписание в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, исполнение которого контролируется.
В соответствии с ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.
Перечень документов и информации в Законе о контрактной системе не уточняется, указано только на документы "необходимые для проведения проверки".
Краткий анализ иного законодательства также показал, что такого перечня документов "в отношении Закона о контрактной системе" и проводимых в соответствии с ним проверок нет.
Письмо ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами" согласно которому указывается:
(п. 3.4. Методических рекомендаций): В письме руководителю проверяемой организации о проведении проверки должны содержаться:
а) уведомление о проведении проверки;
б) основание проведения проверки (ссылка на нормы закона, приказ и т.д.);
в) срок проведения проверки;
д) проверяемый период;
е) требование о создании условий для работы инспекции;
ж) требование к руководителю проверяемой организации о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения проверки, с указанием срока предоставления, в том числе:
- перечень всех конкурсов, аукционов и запросов котировок, объявленных в проверяемый период (далее - Реестр № 1);
- перечень всех контрактов, заключенных в проверяемый период, с указанием основания заключения (если контракт заключен по результатам конкурса, аукциона либо запроса котировок, то указывается номер записи в Реестре № 1) (далее - Реестр № 2);
- перечень размещений заказов, произведенных без применения запроса котировок либо торгов,осуществленных в проверяемый период, с приложением реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов, в соответствии со ст. 93 Бюджетного кодекса РФ (далее - Реестр № 3) (в данном письме должностные лица проверяемой организации должны быть предупреждены о том, что при выявлении фактов закупки либо заключения контракта, совершенных в проверяемый период и не вошедших ни в один из вышеуказанных реестров, виновные в этом будут привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном нормами Кодекса РФ об административной ответственности за предоставление недостоверной информации);
- перечень предписаний (предложений), выданных контрольными органами, и документов, подтверждающих их исполнение;
- документы, подтверждающие полномочия на осуществление деятельности по размещению заказов,документы и сведения, предусмотренные требованиями закона о размещении заказов, размещение которых начато в проверяемый период, в том числе: извещения о размещении заказов, конкурсную документацию и документацию об аукционе, включая все изменения, дополнения и разъяснения, протоколы, составленные в ходе размещения заказа, аудиозаписи заседаний конкурсной и аукционной комиссий, заключенные контракты с приложениями и дополнительными соглашениями, иная информация и документы по запросам инспекции, связанные с предметом проверки;
з) перечень прав и обязанностей участников инспекции.
Как мы видим, перед перечислением документов указывается "в том числе", что говорит о том, что перечень не является закрытым и могут быть истребованы иные документы.
Представляется, что в связи с отсутствием "свежего" перечня, ФАС России при запросе документов и информации, может "брать за основу" вышеуказанный перечень. При этом, повторимся, что перечень является открытым.
Также существует Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ" (не законодательства о закупках, а, в частности, Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно п. 3.8. указанного Приказа предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства РФ проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.
Проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверок (п. 3.9).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами антимонопольного органа в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения в отношении проверяемого лица дел о нарушениях антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении проверяемого лица действий по государственному контролю, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.
(П. 3.50): Проверка проверяемого лица на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ осуществляется членами инспекции путем:
анализа правовых актов проверяемого лица;
анализа соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом;
анализа финансовых, бухгалтерских, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица;
анализа служебных документов на электронных носителях информации;
анализа иных документов, необходимых для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ;
осмотра производственных мощностей;
осмотра и анализа процессов производства продукции;
осмотра производственно-технических и иных объектов проверяемого лица.
(П. 3.52.): Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию (не устанавливается также четкого перечня и опять указывается на документы "необходимые для проверки").
При проведении документарной проверки истребование документов и информации у проверяемого лица допускается в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении антимонопольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом требований, установленных антимонопольным законодательством.
При проведении документарной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.
В случае необходимости должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов, представляемых проверяемым лицом.
(П. 3.60.): Если требование о предоставлении документов и информации не исполнено в установленный срок, то руководителем инспекции (или должностным лицом, проводящим проверку,в случае проведения документарной проверки одним должностным лицом) решается вопрос о возбуждении в отношении виновного лица дела об административном правонарушении.
(П. 3.63.) При проведении документарной проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены антимонопольным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, в настоящее время, отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий "пакет документов" запрашиваемый и представляемый при проведении проверок ФАС России. Анализ законодательства показывает, что это может быть любой документ, необходимый для проверки (такая необходимость определяется на усмотрение ФАС России и доводится до сведения проверяемого лица в соответствующем документе о проведении проверки/указывается перечень информации и документов).