selin1978 писал(а):Прошу оказать содействие или рассудить спор, возникший между мной и руководителями финансового отдела. Ситуация состоит в том, что наша организация имеет большое количество небольших филиалов на большой территории (ЦФО), как в любой организации для их функционирования требуется определенное количество ТМЦ, предоставление услуг от организаций по различным вопросам. При действии 94-ФЗ наши филиалы самостоятельно заключали гражданские договора до 100 тыс. руб. и серьезных проблем у них не возникало. Теперь по 44-ФЗ мы, как головная организация не в состоянии обеспечить заключение договоров за все наши филиалы проведением ЭА на некоторые виды необходимых им услуг и поставку товаров и материальных средств. Передача права самостоятельного выхода филиалов на площадку нашим руководством не рассматривается. Выделение средств в филиалы проблему кардинально не решает, поскольку их около 30 и у них тоже подчиненные маленькие подразделения. При плане-графике 60 млн. руб. 5% на 30 филиалов составляет по 100 тыс. каждому, этой суммы хватит максимум на квартал на непредвиденные расходы. Чтобы как то выйти из этой ситуации и дать им больше финансовых средств на заключение договоров с единственными поставщиками я стал напирать на п.6, п.8, п.9 ч.1 ст.93 ведь заключение контрактов (производство закупок) на основании данных пунктов могут быть произведены как свыше 100 тыс. так и ниже, что в общем то и происходит в небольших компаниях, однако Финансовый отдел уперся в п.4 ч.1 ст. 93 в ссылку про 100 тыс. и 5% от общего объема и пытается убедить меня и руководство в том, что если какой-нибудь наш филиал заключил договор (например на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению на сумму 50 тыс. или срочно пришлось устранять аварию с привлечением сторонней организации за 20 тыс., или необходимо поставить помещение на ПЦО в ФГУП "Охрана" за 30 тыс.) то данные суммы будут отнесены к этим 5% договоров, которые я могу заключить без проведения конкурсных процедур. А если договор на поставку тепла на сумму 120 тыс. то не из этих 5%. Может я как то не так ст.93 прочел или они ее не так понимают? Если я могу обосновать и отнести расход (заключение контракта, договора в любой форме) к одному из пунктов 6,8,9 ч.1 ст.93, то на каком основании при цене данного контракта до 100 тыс. руб. финансовое подразделение пытается отнести данный расход к п.4 ч.1 ст.93 и верно ли это?
Рекомендации по определению совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и их планированию в 2014 и 2015 годах
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн. рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Внимание!!!
Cогласно п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, производится заказчиками без использования планов-графиков.
То есть, с учетом указанной оговорки, в 2014 и 2015 году заказчик вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, и составляет не более чем 50 млн. рублей в год.
Внимание!!!
В переходный период, заказчики в соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе должны готовить и размещать в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Минэкономразвития РФ, и Казначейством.
Основные положения Особенностей…, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Казначейства от 20.09.2013, которому присвоен № 544/18н, предусматривают размещение плана-графика на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) а также:
• Планы-графики готовятся по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом № 761/20н (далее - форма планов-графиков), наполнение формы осуществляется с учетом дополнительных положений Особенностей…;
• При планировании следует использовать не ОКДП ОК 004-93, а ОКПД (КПЕС 2002);
• В плане-графике учитываются объемы по всем без исключения, способам закупки, а в соответствии с абзацем а) пп. 4 п. 5 Особенностей…, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Казначейства от 20.09.2013 № 544/18н информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы плана-графика одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в виде совокупного годового объема денежных средств.
Далее, согласно абзаца а) пп. 5 п. 5 Особенностей…, после информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по каждому КБК, в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Также важным условием при расчете совокупного годового объема закупок является применение терминологии Закона о контрактной системе в соответствии с п. 3 ст. 3 которого, под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Напоминаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, для заказчика не требуется размещение извещения о проведении такой закупки, а значит в данном случае, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Таким образом, в 2014 и 2015 годах заказчики при планировании и проведении закупок, по нашему мнению, должны соблюдать требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и планировать и проводить закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей в рамках совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика, который не должен превышать 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком размещения заказа на 2014 и, соответственно в дальнейшем на 2015 год, при этом общая сумма контрактов не должна составлять более чем 50 млн. рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Анализируя порядок подготовки плана-графика размещения заказа, можно сделать также еще один важный вывод - заказчикам предоставлено право планировать не каждую закупку, а объем таких закупок и соответственно, по нашему мнению, заказчик вправе не вносить каждую осуществленную закупку за счет средств определенного КБК в план-график, а учитывать только объем таких закупок. В этом случае, для контроля совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, советуем заказчикам вести отдельный реестр малых закупок.
Теперь отдельно рассмотрим порядок определения совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, который не должен превышать 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, когда заказчики заключали договора с единственными поставщиками на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в 2013 году за счет разрешенных лимитных обязательств 2014 года или средств 2014 года, предусмотренных планами ФХД бюджетных учреждений.
Внимание!!!
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе данный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе (то есть после 1 января 2014 года). К отношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного Закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 Закона о контрактной системе.
Напомним, что в соответствии со ст. 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
При этом согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
Таким образом, по нашему мнению, если договор с единственным поставщиком был заключен до 1 января 2014 года, то все требования к размещению заказа на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ должны соответствовать требованиям Закона № 94-ФЗ, независимо от источника финансирования. То есть, заказчики должны были соблюдать требования по квартальным ограничениям суммы закупки одноименных товаров, работ, услуг, а государственные и муниципальные заказчики вести в соответствии со ст. 73 БК РФ реестры закупок.
Поэтому, если в данном случае, размещение заказа с исполнением контракта в 2014 году за счет средств 2014 года было осуществлено в 4 квартале 2013 года, то по нашему мнению, при планировании закупок в 2014 году объем размещенного в 2013 году заказа за счет лимитов 2014 года учитывать не надо, т.е. в плане-графике размещения заказа на 2014 год этот размещенный в 2013 году заказ не учитывается, а учитываются только закупки запланированные в 2014 году.
Этот вывод не противоречит и разъяснениям Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, которые изложены в письме Министерства экономического развития РФ от 08.11.2013 г. № ОГ-Д28-15539 и, в которых сделан вывод, что в случае заключения в 2013 году заказчиком договора, финансируемого из бюджетных лимитов 2014 года, заказчик не учитывает сумму данного договора при расчете совокупного объема плана-графика закупок на 2014 год.
Таким образом, по нашему мнению, в 2014 году 5 процентов совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, необходимо рассчитывать от оставшегося, не размещенного и не запланированного к размещению в 2013 году, размера средств (лимитов) заказчика, размера средств согласно плану ФХД бюджетного учреждения.
Пример:
Если заказчиком был получен объем прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (доведены лимиты бюджетных обязательств) на осуществление закупок в 2014 году в размере 120 млн. рублей, из которых он разместил заказ в т.ч. и у единственного поставщика на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ или запланировал и начал процедуры размещения заказа на общую сумму в размере 20 млн. рублей в 2013 году, то у заказчика в плане-графике размещения заказа на 2014 год общая сумма совокупных годовых объемов закупок (тыс. рублей) в текущем году составит 100 млн. рублей. Соответственно, в этом случае, заказчик будет вправе запланировать и осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на общую сумму, не превышающую 5 млн. рублей.
В дальнейшем, по результатам правоприменительной практики данные положения могут быть уточнены!!!