Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833 "Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб" Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (далее - ГК РФ) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Между тем согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Учитывая изложенное, цена контракта является существенным условием для данного вида договора в силу закона, в связи с чем изменение существенных условий при исполнении контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
При этом согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положениями части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34, а именно:
- об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также порядок их определения;
- о применении типового контракта, типовых условий контракта;
- о включении графика исполнения контракта;
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги;
- об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта,
заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Таким образом, случаев, при которых положения статьи 95 Закона о контрактной системе не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Кроме того, учитывая положения Закона о контрактной системе, бюджетного законодательства Российской Федерации, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом и по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, которые не только не должны превышать десять процентов цены контракта, но и не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
Учитывая изложенное, положения статей 34 и 95 Закона о контрактной системе распространяются на все контракты независимо от способа осуществления закупки.
При этом Минфин России полагает нецелесообразным внесение изменений, предусматривающих изъятия, которые при осуществлении закупок исключают применение статей 34 и 95 Закона о контрактной системе.
А.М.ЛАВРОВ
21.06.2017
http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i- ... 38833.html Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-03-07/38863 "Об изменении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при изменении существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона № 44-ФЗ и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Так, согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Учитывая изложенное, в случае если контрактом, заключенным в рамках пункта 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, была предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта, по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
А.М.ЛАВРОВ
21.06.2017
http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i- ... 38863.html Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-04-06/38896 "О возможности включения в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пункта о применении условий заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения" Минфин России, рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении контракта в соответствии с пунктами 8, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в части возможности включения в государственный контракт пункта о применении условий заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Учитывая, что порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный Законом о контрактной системе, не предусматривает возможности начала исполнения обязательств участником закупки до заключения контракта с таким участником, включение в контракт условия о том, что действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его заключения, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Дополнительно Минфин России сообщает, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Таким образом, заключение контракта на основании пунктов 8, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возможно в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
А.М.ЛАВРОВ
21.06.2017
http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i- ... 38896.htmlМинфин объяснил, как госзаказчик должен предоставить участникам конкурса сведения о вскрытии заявок
Заказчик обязан обеспечить участникам возможность получать сведения о вскрытии конвертов с заявками в режиме реального времени. Ведомство указало: чтобы надлежащим образом выполнить эту обязанность, заказчику достаточно допустить участников или их представителей на процедуру вскрытия конвертов.
Заказчик не обязан вести видеозапись указанной процедуры. Участники вправе ее проводить.
Напомним, за нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе должностное лицо заказчика могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 1% от НМЦК. Он не может быть меньше 5 тыс. и больше 30 тыс. руб.
Документ:
Письмо Минфина России от 16.06.2017 № 24-01-10-37699http://www.consultant.ru/cabinet/archive/fks/2017-12-15http://прогосзаказ.рф
Минфин напомнил об универсальных основаниях для госзакупок у единственного поставщика
Если нужно заключить контракт, например, на энергоснабжение, не обязательно это делать по специальному основанию. Заказчики вправе воспользоваться п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом следует соблюсти ограничения, установленные этими пунктами.
Из разъяснений госоргана следует, что приведенные основания закупки являются универсальными. По ним можно проводить закупки любых товаров, работ, услуг.
Ранее сходное мнение
высказывало Минэкономразвития.
Документ:
Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889http://www.consultant.ru/cabinet/archive/fks/2017-12-20Вопрос: О закупках учреждением дополнительного образования товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ответ: Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889 Минфин России рассмотрел обращение по вопросам порядка применения учреждениями дополнительного образования положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В случае если учреждение дополнительного образования, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, указанное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом осуществляемый в соответствии с полученной лицензией вид деятельности не ограничивает учреждение в осуществлении закупок у единственного поставщика по другим предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ основаниям. Так, положения пунктов 4 и 5 указанной части не содержат ограничений по номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом наличие специальных норм в пунктах 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанность осуществлять закупки товаров, работ, услуг, предусмотренных данными нормами, исключительно в соответствии с указанными пунктами.
Таким образом, учреждение дополнительного образования вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные специальными нормами пунктов 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, как на основании указанных пунктов, так и в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ с учетом ограничений по цене заключаемых контрактов и годовому объему закупок, предусмотренных данными пунктами.
А.М.ЛАВРОВ
21.06.2017
УФАС Петербурга проверит отозванные жалобы для борьбы с "профессиональными" жалобщиками Санкт-Петербургское УФАС России в первом квартале 2018 года начнет проверять все отозванные жалобы для борьбы с "профессиональными" жалобщиками, которые подают заявления в антимонопольный орган с целью повлиять на заказчика, а не изменить условия госзакупки. Об этом сообщил в понедельник журналистам заместитель руководителя управления регионального ФАС Петр Яковлев.
"Профессиональные" жалобщики - юридические или физические лица, которые не имеют цели стать участником государственного контракта, а подают жалобу с целью перейти к диалогу с заказчиком для достижения своих целей, пояснил Яковлев. Чаще всего, такие жалобы, не имеют реальных оснований и отзываются, как только податель жалобы достигает желаемого.
"Предполагаем по всем отозванным жалобам назначать инспекции и оперативно их проводить. Мы хотим <...> лишить заказчика какого-либо смысла вступать с "профессиональными" жалобщиками, не хочу бездоказательно употреблять слово "вымогатели", в какие-либо переговоры", - сказал он и пояснил, что пока данная мера будет проводиться в рамках эксперимента и призвана сократить количество отозванных жалоб. По его словам, по итогам девяти месяцев 2017 года около 10% поданных в региональное управление жалоб были отозваны.
При этом Яковлев отметил, что такие организации как Общероссийский народный фронт или Фонд борьбы с коррупцией, которые также часто подают жалобы на государственные закупки, хотя и не являются участниками конкурсов, заявления юридически обосновывают и не имеют своей целью препятствовать заключению госконтракта, если нет нарушений закона.
Эффективным инструментом борьбы с "фиктивными" жалобами могло бы стать введение госпошлины на подачу жалобы, отметил он, но такие изменения требуют внесения коррективов в федеральное законодательство.
http://tass.ru/ekonomika/4821175http://прогосзаказ.рф