Вправе ли заказчик отклонить заявку участника аукциона, если при рассмотрении второй части заявки выяснится, что в первой ее части указана недостоверная информация о предлагаемом товаре?
16 ноября 2016
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае выявления факта предоставления недостоверных сведений о товаре на этапе рассмотрения вторых частей заявок заказчик обязан принять решение о несоответствии заявки требованиям документации об аукционе.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 данной статьи (указанными нормами установлены требования к содержанию первой и второй частей заявок), аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника к участию в аукционе или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в случаях: непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях: непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Как видим, при проведении каждой из указанных процедур соответствующее решение принимается аукционной комиссией в случае предоставления участником недостоверной информации. При рассмотрении первых частей заявок - это решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе в случае предоставления недостоверной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (информации о предлагаемых участником товарах, работах, услугах), при рассмотрении вторых частей заявок - решение о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о нем, в случае предоставления недостоверной информации об участнике такого аукциона*(1).
Таким образом, несмотря на то, что факт предоставления недостоверной информации о товаре на стадии рассмотрения первой части заявки не выявлен, заказчик обязан по указанной причине принять решение о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе по итогам рассмотрения второй части заявки. Сказанное подтверждает позиция, изложенная в письме Минэкономразвития России от 21.08.2015 N Д28и-2475, а также правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Ивановской области (опубликовано 29 декабря 2015 г.), решение УФАС по Омской области от 26.05.2016 N 03-10.1/114-2016, решение УФАС по Саратовской области от 05.04.2016 N 77-16/Г3, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 N 09АП-51005/15). Более того, согласно ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей с 1 сентября 2016 г.), если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к товару или контрагент представил недостоверную информацию о соответствии товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 1 указанной части). Приведенное положение в любом случае исключает возможность исполнения контракта лицом, предоставившим недостоверные сведения о соответствии предлагаемого им товара требованиям, установленным извещением о закупке или документацией о закупке. Поэтому, как мы полагаем, отстранение такого лица от участия в процедуре определения контрагента еще до заключения контракта (в том числе на этапе рассмотрения вторых частей заявок) не может рассматриваться как нарушение законодательства о контрактной системе.
В заключение напомним, что для признания заявки участника не соответствующей требованиям документации по причине предоставления недостоверной информации о товаре заказчик должен обладать доказательствами, подтверждающими недостоверность таких сведений. В противном случае действия заказчика будут признаны неправомерными (п. 2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016), постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 N 03АП-4330/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 09АП-44122/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 N 13АП-4444/16)*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
27 октября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В подобной ситуации до 1 января 2015 года заказчики нередко сталкивались с проблемой признания заявки участника электронного аукциона не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании предоставления недостоверных сведений о товаре на этапе рассмотрения вторых частей заявок и до заключения контракта, такие действия заказчика признавались не соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ. Вероятно, именно по этой причине ст. 66 Закона N 44-ФЗ была дополнена ч. 6.1. Сказанное подтверждает позиция ФАС России, изложенная в п. 4 письма Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2014 г. N АК/54357/14 "О направлении ответов на вопросы территориальных органов Центрального федерального округа".
*(2) Напомним, что вопрос о соответствии конкретных характеристик указанного в вопросе товара требованиям документации об аукционе является не правовым, а техническим, поэтому в рамках данной консультации оценить правомерность принятия решения о несоответствии заявки мы не можем.
ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/ ... z4bqlVJSVq