Действующая агрегированная новостная тема по типу очереди
────────────────
Федеральная налоговая служба (ФНС) предлагает расширить применение
налогового мониторинга — прежде всего за счет крупных госкомпаний.
Сейчас такая система действует в формате добровольного сотрудничества
бизнеса с налоговиками, ее участниками являются 44 крупнейшие
компании, более половины из них — с госучастием. В ФНС не скрывают,
что наладка систем налогового мониторинга — затратное для компаний
дело, но отмечают преимущества такого нововведения: отсутствие
проверок, сокращение трат на сопровождение налоговых мероприятий и
предоставление запрашиваемых документов.
Вчера в ходе прошедшего в ФНС совещания глава службы Михаил Мишустин
предложил заметно расширить применение действующей с 2016 года системы
налогового мониторинга. «Мы бы хотели обратиться к вам для того, чтобы было
соответствующее поручение компаниям с государственным участием
рассмотреть возможность налогового мониторинга»,— обратился глава службы к
приехавшему на Неглинку премьер-министру Дмитрию Медведеву. Отметим,
что с таким предложением Михаил Мишустин выступил в присутствии глав
крупнейших госкомпаний — на совещании присутствовали, в частности, глава
«Роснефти» Игорь Сечин, гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков,
предправления ВТБ Андрей Костин, глава РЖД Олег Белозеров, гендиректор
«Аэрофлота» Виталий Савельев.
Напомним, в рамках налогового мониторинга компании в добровольном режиме
предоставляют ФНС доступ в режиме реального времени к данным своего
налогового и бухгалтерского учета. Взамен они получают освобождение от
проверок налоговиков. Сейчас в таком режиме с ФНС сотрудничают 44
компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный
бюджет (среди них «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, РЖД, «Ростех», МТС,
«Аэрофлот»). По словам господина Мишустина, этот механизм сокращает
трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля
более чем на 30%. «Колоссально сокращается количество истребованных
Госкомпании подключат к налоговикам
ФНС и крупный бизнес оценили привлекательность налогового
мониторинга документов. На сегодняшний день мы фиксируем на 77% сокращение таких
требований»,— отметил глава ФНС. Критерии для участия в системе налогового
мониторинга — оборот и активы более 3 млрд руб., уплаченные налоги в течение
года во все бюджеты должны быть более 300 млн руб.
По словам Михаила Мишустина, таких компаний в стране 1,8 тыс., и многие из
них пока оценивают, стоит ли им вкладываться в изменение своих систем, для
того чтобы сделать такой мониторинг возможным. О работе в такой системе
участникам совещания рассказал глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его
словам, основой является интегрированная система управления предприятием
SAP ERP. В систему вводятся первичные документы, в этом заключается ручная
работа бухгалтера-оператора, затем их на «витрине» видит налоговый
инспектор. Он наблюдает за тем, какие исправления вносят работники компании
в документы, и может запросить данные.
Дмитрий Медведев предложил распространить технологии удаленного
взаимодействия с налогоплательщиками и на другие контрольные службы.
«Надеюсь, что опыт ФНС будет полезен и для других органов управления,
особенно с учетом того, что сейчас мы готовим довольно серьезную реформу
контрольно-надзорной деятельности»,— заявил он. Он поинтересовался у главы
ФНС, затратен ли мониторинг для компаний. «Услуги, которые предоставляют
SAP и "1C", недешевые»,— ответил на это Михаил Мишустин.
Заместитель гендиректора SAP CIS Юрий Бондарь пояснил “Ъ”, что возможные
затраты госкомпаний на налоговый мониторинг пока сложно оценить. «Нельзя
оценить стоимость установки и эксплуатации системы налогового мониторинга
без точного описания объема проекта: стоимость и сроки проекта могут
существенно отличаться»,— полагает он. «Оценку затрат на такую
модернизацию могут дать проводящие ее клиенты,— говорит руководитель
отдела продвижения экономических программ "1С" Алексей Харитонов,— в
компаниях такого масштаба учетные системы кастомизируются для соответствия
корпоративной политике». В самой ФНС говорят, что цена вопроса
индивидуальна для каждой организации. «Если уже есть удаленный доступ к
учетной системе компаний, то доработки не потребуются»,— говорит собеседник
“Ъ” в службе.