Вопрос:
Заказчик готовит электронный аукцион на поставку мороженой морской рыбы. Рыба морская мороженая упоминается одновременно и в перечне товаров, для которых условия допуска устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ N 155), и в перечне товаров, для которых постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 (далее - Постановление N 832) установлены ограничения допуска (в составе группы товаров 10.20.1 "Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая").
Как заказчик должен правильно применить требования Приказа N 155 и Постановления N 832?
Если заказчик отклонит заявки, содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, то каким заявкам предоставлять преференции?
Комментарий эксперта:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на сегодняшний день является Министерство экономического развития РФ (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение)).
Из вышеприведенных норм следует, что нормативные правовые акты Минэкономразвития РФ могут устанавливать условия допуска только тех товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ не установлены запреты.
В свою очередь, из п. 1 постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 (далее - Постановление N 832) следует, что в отношении утвержденного им перечня товаров устанавливаются лишь ограничения их допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не запрет на их допуск.
Это означает, что исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Минэкономразвития РФ вправе принимать нормативные правовые акты, которые устанавливают условия допуска для целей осуществления закупок тех же самых товаров, которые указаны в Постановлении N 832. Единственным ограничением в этом случае является соблюдение принципа иерархии юридической силы нормативных актов Минэкономразвития РФ, которые, по смыслу пп. 5.2 Положения, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.
Как справедливо отмечено в вопросе, такой товар, как рыба морская мороженая, упоминается одновременно и в перечне товаров, для которых условия допуска устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ N 155), и в перечне товаров, для которых Постановлением N 832 установлены ограничения допуска (в составе группы товаров 10.20.1 "Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая").
Однако анализ положений данных нормативных актов указывает на то, что их нормы не противоречат друг другу и предназначены для применения в различных ситуациях.
В частности, нормы Постановления N 832 действуют лишь в том случае, когда хотя бы две заявки, поданные на участие в конкурентных способах определения поставщика (в том числе и на участие в электронном аукционе), будут отвечать требованиям извещения и (или) документации о закупке, а также содержать предложение о поставке соответствующего пищевого продукта, происходящего из страны, входящей в ЕАЭС, и произведенного разными производителями. В такой ситуации заявки, содержащие предложения на поставку того же продукта, странами происхождения которого являются страны, не входящие в ЕАЭС, подлежат отклонению заказчиком (п. 2 Постановления N 832), и выбор в этом случае производится только между теми участниками конкурентных процедур, чьи товары происходят из стран ЕАЭС.
Очевидно, что в этом случае положения Приказа N 155 не применяются, в том числе и потому, что согласно п. 2 данного приказа преференции предоставляются тем заявкам, которые содержат предложения на поставку товаров из стран - членов ЕАЭС. Иными словами, после отклонения заявок в соответствии с Постановлением N 832 в конкурентных процедурах остались бы участвовать только те заявки, которым предоставляются преференции, то есть эти заявки, даже если к ним были применены преференции, находились бы в равных условиях и смысл таких преференций был бы утрачен.
Это подтверждается и положениями п. 7 Приказа N 155, согласно которым преференция, предоставляемая заявкам на участие в электронном аукционе, содержащим предложение на поставку соответствующих продуктов из стран ЕАЭС, заключается в том, что закупка у победившего поставщика осуществляется по указанной им в предложении цене, тогда как цена, предложенная победителем, поставляющим товар из другого иностранного государства, снижается на 15%. То есть такая преференция предоставляется только по итогам электронного аукциона и, по сути, не может повлиять на его проведение. Если в этом аукционе будут участвовать только поставщики продуктов, происходящих из стран ЕАЭС, то закупка будет просто осуществляться по цене, установленной в предложении победителя.
Приведенные нормы Приказа N 155 и Постановления N 832 также свидетельствуют о том, что при организации соответствующего электронного аукциона заказчику нужно учитывать положения как того, так и другого нормативного правового акта. Ведь в том случае, если на участие в аукционе в числе прочих будет подана только одна заявка на поставку соответствующего товара, страной происхождения которого является страна - член ЕАЭС, либо если все заявки на поставку товара из страны ЕАЭС будут содержать предложение о поставке товара от одного и того же производителя, либо если только одна из всех представленных заявок, предлагающих поставку товара из стран ЕАЭС, будет соответствовать всем требованиям, указанным в закупочной документации, то Постановление N 832 применяться не может и заказчику в этом случае необходимо будет руководствоваться нормами Приказа N 155, то есть допустить к участию в закупочных процедурах заявки на поставку товара из иных иностранных государств с предоставлением преференций заявкам на поставку товаров, страной происхождения которых является страна - член ЕАЭС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Источник:
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/938111/16 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.