FAQ: работа заказчика

Планирование, нормирование, отчеты, обоснование цены, организация закупок и контроль.

FAQ: работа заказчика

Сообщение kir_dfg » 21 апр 2018, 23:26

Уважаемые коллеги!

Здесь будут собираться ЧАсто ВОзникающие вопросы, касающиеся работы заказчиков в рамках 44-ФЗ (кроме контрактного управляющего и контрактной службы).

Пожалуйста, знакомьтесь с этой темой, прежде чем задавать вопросы в других темах.

Внимание: тема может не содержать вопросов, на которые есть прямые ответы в законодательстве. Пожалуйста, потрудитесь ознакомиться с базовыми НПА, прежде чем искать ответы или задавать вопросы на форуме.


Все пожелания и замечания по данной теме направляйте, пожалуйста, в ЛС или в темы для обсуждения.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Формирование и обоснование цены -метод сопоставимых рыночных

Сообщение kir_dfg » 01 ноя 2018, 23:02

 Как заставить поставщика дать коммерческое предложение (КП)?
Заставить поставщика нельзя. Можно попросить, а потом, например, пригласить поучаствовать в закупке, для которой использовалось это КП.


 Почему поставщики не хотят давать КП?
Все очень просто. Для расчета затрат поставщика (в том числе цен товара, прибыли, стоимости отгрузки и доставки) требуется время специалистов. Вероятность же того, что поставщик получит за это какую-либо выгоду (например, заключит контракт по этой цене) весьма и весьма невелика. Поэтому поставщика можно понять.


 Что делать, если в городе/деревне/хуторе/др. только один поставщик, который может продать данные ТРУ, или таких вообще нет?
В качестве источников информации, помимо КП близлежащих поставщиков, можно использовать ряд других вариантов:
1) КП поставщиков с соседних регионов, иногда даже удаленных;
2) Скрины (снимки экрана) интернет-магазинов, сайтов поставщиков;
3) Информацию о реестре контрактов с ЕИС по указанным ТРУ.


 Можно ли использовать КП аффилированных поставщиков (с одним учредителем, директором, др.)?
Можно. Возможно, это никто не заметит. Но все же, лучше подготовиться к возможным вопросам от КО, которые вдруг решат проверить обоснование цены глубоко.


 Если поставщик дал нам КП, а мы его не хотим использовать для обоснования, будут ли у поставщика основания на нас жаловаться?
Нет, такого повода не существует. Хотя, по-хорошему, так стоит делать только в том случае, если использование указанного КП провоцирует подскок коэффициента вариации (>33%).


 Что такое коэффициент вариации?
Это математическая величина, отражающая средний разброс цен поставщиков среди использованных значений. То есть, проще говоря, это показатель того, насколько цены вообще сопоставимы. Чем меньше этот показатель, тем ближе значения цен находятся друг к другу и, как следствие, тем точнее будет НМЦК отражать рынок. Формулы расчета можно посмотреть в приказе и в темах для обсуждения.
Приказ 567 рекомендует, чтобы данный показатель не превышал 33 %. Впрочем, его можно даже не считать. Однако, если Вы видите, что цены слишком сильно отличаются, возможно, следует поискать иные источники информации.


 Можно ли вместо средней цены (среднего арифметического) использовать минимальную?
Да, можно. Особенно это эффективно в том случае, если речь идет о закупке у ЕП. В случае конкурентных закупок этот вариант тоже допустим, однако следует учитывать, что если минимальная цена слишком сильно отличается от средней, это может спровоцировать несостоявшуюся закупку.


 Если по результатам обоснования цены получилось значение, превышающее выделенные на закупку лимиты, можно ли его уменьшить?
Практика на этот счет противоречивая, но прямого запрета на подобные действия нет. Обычно в этом случае заказчик в форме обоснования делает приписку, что, мол, в связи с выделением таких-то лимитов снизить цену до соответствующего значения. Можно отметить, что всегда есть вариант пересчитать объемы поставляемых ТРУ или поискать другие источники ценовой информации.


 Каков срок действия КП?
В рамках 44-ФЗ такого срока не существует, даже если он указан явно в предоставленном КП. Заказчик может использовать КП, в целом, довольно долгое время и для нескольких закупок. Единственным желательным условием является то, что если КП было выдано более 6 месяцев назад, цены в нем следует домножить на индекс-дефлятор, равный абсолютному значению индекса потребительских цен за прошедший период.


 Где взять значения индекса-дефлятора?
Данное значение берется либо из прогноза социально-экономического развития (делается для каждого региона соответствующим структурным подразделением органов исполнительной власти), либо из данных службы государственной статистики. Во втором случае в роли этого индекса выступает индекс потребительских цен, пересчитываемый вручную в привязке к нужному периоду.


 У меня в закупке будет затребовано некоторое количество товара. Как мне запрашивать и обосновывать цену - за единицу или за общую стоимость?
Следует хорошо себе уяснить, что понятие "обоснование цены" применимо только к цене за единицу товара, работы или услуги. Общая стоимость (НМЦК) считается путем простого умножения полученной цены на количество. Если это условие не будет соблюдено, у КО могут возникнуть вполне обоснованные вопросы насчет того, как вообще формировалась цена - может, поставщик сделал скидку на количество товара, или вообще не имел представления о том, какое количество его требуется. С услугами и работами это тем более будет актуально.


 Если запрашиваются КП на несколько товаров, либо на комплексные услуги или работы, обязан ли поставщик расшифровывать спецификацию этих ТРУ в КП?
С товарами ситуация очевидна: разумеется, это необходимо. С работами и услугами, как правило, все гораздо интереснее: поставщик может не расписывать ее, однако заказчику из-за этого может достаться от КО, проводящего аудит закупок, так как возникнут вопросы, из чего поставщик вообще формировал указанную им цену. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует направлять письменный запрос с расшифровкой объема работ или услуг, который будет заявлен в будущем ТЗ, либо размещать запрос цен в ЕИС. Это немного снизит риск проблем из-за необъективного КП поставщика.


 Обязан ли заказчик направлять письменный запрос КП поставщику?
Как таковой, обязанности нет. Некоторые КО требуют, чтобы он был задокументирован, но это, в целом, лишь требование порядка. Заказчик может, грубо говоря, позвонить по телефону и попросить нужное КП, либо направить по электронной почте требования к ТРУ, либо еще как-то уведомить поставщика. Единственное, нужно учитывать, что если объем закупаемых ТРУ (особенно для услуг и работ) складывается из нескольких отдельных позиций, то направленный официальный запрос (или хотя бы факт уведомления поставщика о составе ТРУ) поможет смягчить вопросы КО по части объективности обоснования цены при проверках.


 Обязан ли заказчик размещать запрос цен в ЕИС?
Нет. Хотя можно попробовать, если требует КО. За все время существования 44-ФЗ нет ни одного подобного запроса, на который было бы прислано хотя бы одно КП.


 Как следует запрашивать КП - указывать конкретную модель или требования ТЗ?
Вопрос очень интересный и неоднозначный. С одной стороны, правильнее было бы указывать набор требований, который затем пойдет в ТЗ. Но если поступить именно так, то набор полученных КП с вероятностью 90% будет образовывать набор цен с огромным коэффициентом вариации.
Почему это происходит, понять нетрудно. На примере закупки оборудования: любой набор характеристик, если он нагло не ограничивает конкуренцию, описывает несколько моделей товара, у которых могут быть и другие, не заявленные в требованиях характеристики, значительно влияющие на цену. При этом имеющаяся норма ч. 4 ст.22 о выработанных индексах пересчета, по сути, является "мертвой", поскольку практические случаи ее применения трудно себе даже представить. Если речь идет о простых товарах, которые не имеют функциональных характеристик, за исключением характеристик совместимости (например, картриджи), то тут все несколько проще, однако все равно имеющиеся цены могут сильно отличаться.
С другой стороны, указание конкретных моделей может вызвать сомнения в обоснованности НМЦК. Не можем же мы запросить конкретную модель, скажем, принтера, просто потому, что нам так хочется. По-правильному, следует запрашивать так, чтобы подходило несколько моделей, иначе это предпосылка к ограничению конкуренции. С этой целью ст. 22 закона и приказом 567 предусмотрены понятия однородных и идентичных товаров, которыми и следовало бы оперировать.
Вывод из сказанного такой: обоснование НМЦК в конкурентных закупках (для ЕП все несколько проще, хотя, в идеале, и для такой закупки это справедливо) желательно привязывать к описанию объекта закупки настолько, насколько это возможно. Если описание отталкивается от конкретной модели, как в случае с оборудованием, то в запросе можно указать характеристики, выработанные заказчиком в процессе составления ТЗ. В то же время, если в запросе с характеристиками по ТЗ указать предпочтительную модель, то нарушением это не будет, так как разные поставщики предоставят на эту модель разные цены, либо предложат иную модель, которая подходит под данные характеристики.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Формирование и обоснование цены - оформление и общие вопросы

Сообщение kir_dfg » 01 ноя 2018, 23:03

 Нужно ли обосновывать цену каждого контракта по п.4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона?
В Законе нет однозначного ответа на данный вопрос, однако письмо Минэкономразвития России от 26.10.2016 года № Д28и-2944 указывает, что этого не требуется. Поэтому оно может быть сделано в бумажном варианте (для каждого контракта), если есть какие-либо сомнения и желание перестраховаться.


 Обязателен ли приказ 567 Миэкономразвития для исполнения?
Нет. Этот приказ не является НПА, и исполнение его не обязательно. Однако, следует учитывать, что КО очень его любят, поэтому его положений, в целом, стоит придерживаться. При этом речь может не идти о доскональном соблюдении, но основные подходы лучше оставлять без изменения.


 Можно ли комбинировать разные методы обоснования цены?
Вообще так ставить вопрос некорректно. В ст. 22 и приказе 567 существует понятие "иного метода обоснования", то есть метода, разработанного заказчиком. Например, некоторые заказчики используют комбинацию метода сопоставимых рыночных цен и проектно-сметного, то есть запрашивают сметы у нескольких поставщиков в виде КП. Нужно отметить, что как правило, подобные изобретательства ничем не оправданы - в большинстве случаев один из предусмотренных законом и приказом методов обоснования удается адаптировать к конкретной закупке. Мешать же несколько методов в одной закупке не стоит, так как объективность получившейся цены может быть поставлена под сомнение именно по вышеуказанной причине, более того, обязательно следует учитывать и труд поставщиков при подготовке КП или смет,который может в данной ситуации оказаться бесполезным.


 Когда можно применять проектно-сметный метод?
Все ответы есть в ст.22:
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.


 Что такое нормативный метод?
Если у заказчика утверждены требования к ТРУ, поставляемых в данной закупке (или он использует вышестоящие) то он может обосновать цену, используя эти требования. При этом в таких требованиях должна фигурировать предельная цена данных ТРУ. Следует отметить, что подобный метод иногда использует не требования к ТРУ, а нормативные затраты. Последнее допустимо только в том случае, если в нормативных затратах имеется полноценный расчет цены, основанный на объективной оценке цены каким-либо иным методом из ст.22 (например, методе сопоставимых рыночных цен или тарифном методе).


 Могу ли я выбрать любой метод обоснования цены из предусмотренных?
Нет, не можете. Все методы, за исключением метода сопоставимых рыночных цен, могут применяться только при определенных условиях. Например, тарифный метод может быть применен только в том случае, если государством регулируются цены на данные ТРУ. То есть нельзя использовать тарифный метод, скажем, при обосновании цены на аренду здания. То же самое относится к проектно-сметному методу - его можно использовать только для определенных видов работ. А затратный и вовсе - только тогда, когда не получается использовать все остальные.


 Когда можно использовать затратный метод?
Затратный метод - это исключительный метод. Так сказать, запасной. Его используют тогда, когда все остальные методы либо не подходят, либо дают необъективные результаты. Для того, чтобы обосновать цену затратным методом, необходимо составить калькуляцию затрат поставщика на поставку данных ТРУ (чаще всего это работы или услуги), что может стать весьма нетривиальной задачей. Поэтому метод используется достаточно редко.
Примечание: не надо путать затратный метод с методом сопоставимых рыночных цен на основе данных о заключенных контрактах данного заказчика за прошлые годы. Почему-то весьма популярная ошибка.


 Как оформлять обоснование НМЦК? Есть ли какая-либо форма?
Утвержденной формы не существует. На форуме в теме обсуждения по обоснованию есть множество примеров, можно выбрать любой. Общие рекомендации такие: должна быть указана дата подготовки обоснования, метод обоснования, источники информации (например, КП/магазины/контракты для метода сопоставимых рыночных цен, реквизиты НПА регулятора тарифов для тарифного метода и т.д.) и собственно расчеты цены.


 Нужно ли крепить файл обоснования к плану-графику?
Обязательно. Если получается, можно, конечно, весь расчет запихать в поле в структурированной форме, но почти наверняка это сделать не удастся.


 Рассматривает ли ФАС обоснование цены и принимает ли жалобы на него?
Если речь идет о внеплановых проверках по обращениям или жалобам, то у ФАС на это нет полномочий (за исключением выбора метода обоснования). В этом случае проверка осуществляется только косвенно, для оценки общей картины выставленной заказчиком закупки и выставления каких-то дополнительных рекомендаций. Если же речь идет о ФАС как о контролирующем органе, то есть о проверках соблюдения законодательства, то - конечно, рассматривает.


 Для поставщика: цена в закупке слишком низкая, я знаю, что ТРУ по такой цене купить невозможно. Куда жаловаться?
Никуда, к сожалению, пожаловаться не получится. Жалобы на обоснование НМЦК ФАС не рассматривает (за исключением выбора метода). Можно, конечно, обратиться в суд или подать обращение о проведении внеплановой проверки, но результат, скорее всего, будет неутешительным. Чаще всего подобное не связано с какими-то хитростями или намеренными нарушениями заказчика, а обусловлено просто невнимательностью, небольшими объемами доведенных лимитов или неумением грамотно сформировать цену. Во всех этих случаях заказчик может отбиться стандартной фразой - "цена снижена для экономии бюджетных средств". Как правило, в большинстве вариантов ненамеренно низкой цены рано или поздно заказчик приводит цену в соответствие с рынком, так как закупки с пониженной НМЦК обречены закончиться отсутствием заявок.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Контроль по ст.99,100,101

Сообщение kir_dfg » 02 ноя 2018, 01:39

 Что это за контроль? Это что, любое нарушение теперь сразу приведет к штрафу?
Нет. Круг аспектов, которые контролируются в соответствии с ч.5 ст.99, очень ограничен. Данный вид контроля направлен, главным образом, на соблюдение лимитов бюджетных обязательств и правил их принятия.


 Кто наш КО?
Вариантов не так много. Для большинства заказчиков это Управление федерального казначейства. Для местных заказчиков это может быть также финансовый орган (если полномочия не были переданы УФК).


 Я разместил план-график, он прошел контроль. Я крутой, у меня нет нарушений!
Не все так просто. КО контролируют, выражаясь по-народному, только деньги. Все аспекты 44-ФЗ в данном случае вне их компетенции.


 Чем уведомительный контроль отличается от блокирующего?
Главное отличие в том, что блокирующий контроль подразумевает, что размещаемый объект не попадет в открытую часть до окончания прохождения контроля. Это является причиной целого ряда правовых коллизий, связанных со сроками публикации и проведения процедур, так как время нахождения на контроле оказывается "выпавшим" из этих сроков. Уведомительный контроль же осуществляется одновременно с публикацией объекта, то есть подразумевает уведомление, поступающее заказчику уже после публикации.


 Если контроль блокирующий, то как сделать так, чтобы его сроки не влияли на сроки публикации?
В ряде случаев это влияние можно смягчить, расширив сроки, например, удлинив период подачи заявок для процедуры. Если же речь идет о публикации в ЕИС, то публикацию стоит проводить как можно раньше, то есть не оставлять на последний день срока. В этом случае вероятность успешного обоснования просрочки публикации довольно велика. Если же оба варианта не годятся, остается только ждать и надеяться, что поймут правильно.


 Контроль задержал публикацию, а мне КО при проверке вменяет просрочку. Кто отвечать-то будет?
Конечно, Вы. Такой у нас закон и такая ЕИС. Существует только один срок, который обязан соблюдать КО - время с момента принятия на контроль до момента публикации должно быть не более суток. Но этот срок всегда соблюдается. Почему? Вспомним почту России - сроки с экспорта до импорта не регламентированы, а вот после импорта - есть четкие указания. Поэтому посылка будет лежать на складе сколь угодно долго, и никто ни за что не отвечает. В контроле все то же самое - объект не будет приниматься на контроль, пока не захочет КО. Тем более, что ЕИС - казначейская система, и поставить там произвольную дату контроля с их стороны не представляет труда.
Справедливости ради, стоит отметить, что, по сравнению с 2017 годом, количество подобных махинаций со стороны УФК значительно уменьшилось. Да и проверяющие КО стали лучше понимать, чем обусловлены подобные виды просрочек.


 Какие объекты контролируются по ч.5 ст. 99?
Все, кроме отчетов заказчиков. То есть сюда входят извещения, контракты, проекты контрактов, протоколы, планы закупок и планы-графики. В ближайшем будущем контроль протоколов планируется отменить.
В начале 2017 года контролировалась также информация об исполнении контрактов в реестре. Потом этот вид контроля отменили.


 В чем заключается контроль заказчика по ст. 101?
Речь идет, главным образом, о контроле за исполнением контракта. То есть наблюдение, экспертиза, приемка. Все эти моменты описаны в соответствующих статьях закона.


 Что такое ведомственный контроль?
Под ведомственным контролем понимается контроль ГРБС над данным заказчиком (если речь идет о подведомственном заказчике). В рамках этого контроля может быть проверено все то же, что и при обычной проверке соблюдения законодательства от КО, разница лишь в том, что самостоятельно наказания ГРБС выносить не вправе. В случае обнаружения каких-то проблем его задача - обеспечить устранение нарушений, в том числе и через предписания КО. Особенности проведения этого контроля утверждаются НПА соответствующего уровня.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Приемка и экспертиза результатов исполнения контракта

Сообщение kir_dfg » 03 май 2019, 13:31

Внимание. В данном блоке вопросов представлены ответы, базирующиеся на разъяснениях регуляторов контрактной системы (Минэкономразвития и, в последующем, Минфина), практике проверок соблюдения законодательства и ответах форумчан. В разных регионах подходы КО в данной сфере могут отличаться.

 Если контракт на поставку товара, то нужно ли предусматривать акт приемки, и если да, то для чего он?
Здесь, помимо чисто бухгалтерской стороны (акт о приемке иногда "выше", чем товарная накладная, и именно по нему производится оплата), имеется аспект приемки и экспертизы. То есть в рамках 44-ФЗ накладная может подтверждать факт ПОСТАВКИ, а акт - факт ПРИЕМКИ (и, если предусмотрено, внутренней экспертизы). То есть накладную заказчик может подписать, когда поставщик привезет товар, а акт - после приемки (в срок, предусмотренный контрактом на приемку). Тем не менее, в случае поставки товара акт не является обязательным, и его предоставление регулируется исключительно контрактом (требования в законе нет).
Если имеются сомнения в необходимости предоставления такого документа, то здесь можно поступить следующим образом. Если речь идет о ежедневной поставке (продукты питания, например), то поставку производить по накладным (либо предусмотреть акт, например, раз в месяц). Если же речь идет о единовременной поставке, кроме того, поставляется серьезное оборудование, то акт был бы все-таки желателен.


 Необходимо ли создание приемочной комиссии заказчика?
Нет, это не является обязательным. Однако, порядок приемки в организации должен быть обязательно закреплен приказом (который утверждает либо положение о комиссии и/или ее состав, либо наделяет полномочиями определенное лицо). Также, в случае создания комиссии, она должна включать не менее пяти человек.


 Можем ли мы наделить полномочиями по приемке и внутренней экспертизе конкретного сотрудника?
Можете. Это делается приказом, в котором прописываются порядок приемки (общие положения - так как конкретный порядок приемки должен быть предусмотрен контрактом) и порядок внутренней экспертизы. Для экспертизы может быть предусмотрен "штампик", либо ручное визирование документа о приемке уполномоченным лицом (с надписью вроде "экспертиза проведена").


 Требуется ли готовить отдельный документ о проведении внутренней экспертизы?
Минэкономразвития несколько раз разъясняло, что не требуется. Даже в случае наличия комиссии по приемке можно предусмотреть визирование документа о приемке (акта, ТН) членами этой комиссии, возможно, в специальном "штампике".


 Чем отличается экспертиза результатов исполнения контракта от экспертизы, заказываемой в случае споров по контракту?
Не следует путать эти два вида экспертизы. Первая из них предназначена для соблюдения требований ст. 94 закона и, в большинстве случаев, не признается арбитражными судами (за исключением отдельных случаев, когда она внешняя с требованиями ст. 41, но такие случаи по России исчисляются всего лишь десятками в год). В случае возникновения споров по контракту экспертиза либо назначается судом, либо проводится по требованию стороны по контракту в процессе досудебного урегулирования спора, но в этих случаях она оплачивается отдельно и никак не связана с законом 44-ФЗ.


 Требуется ли обучение или какие-либо лицензии сотрудникам приемочной комиссии?
Таких требований законодательство не содержит. Внутренняя экспертиза, в большинстве случаев, чисто формальная процедура, неразрывно связанная с приемкой.


 Можем ли мы привлечь в приемочную комиссию сотрудника иной организации?
По согласованию - это возможно. Как правило, такой вариант используется для того, чтобы заказчик удостоверился в качестве поставляемых ТРУ. Однако, нельзя использовать внутреннюю экспертизу как средство давления на поставщика по контракту (в случае возникновения споров назначается независимая экспертиза по ГК РФ, либо, в крайнем случае, внешняя экспертиза с соблюдением требований ст. 41), тем более, если привлекаемый сотрудник является участником или имеет отношение к участнику (особенно обиженному-отклоненному-проигравшему) данной закупки.


 Нужно ли утверждать состав приемочной комиссии по каждому контракту?
Данное требование должно быть прописано в Положении о приемочной комиссии. В практическом плане крайне сложно утвердить неизменный состав по всем контрактам, так как люди бывают в отпусках, знания у всех в разных областях и т.д., а если прописывать большое количество сотрудников, то на каждом документе о приемке потребуется собирать все подписи. Поэтому, как правило, состав утверждается на каждую закупку, либо на каждую сферу закупок (или комиссия вообще не создается).


 Является ли надпись шефа "К оплате" фактом экспертизы ТРУ по контракту?
Никоим образом. Это не экспертиза, это всего лишь резолюция, предусмотренная делопроизводством заказчика и не имеющая никакого отношения к 44-ФЗ. Для экспертизы требуется отдельный порядок, утверждаемый приказом.


 Можно ли принимать услуги по контракту по счету?
Если контракт предусматривает такой порядок, то да. В этом случае порядок экспертизы будет таким же, как если бы это был акт, и именно счет размещается в реестре контрактов как документ о приемке.
Если контракт предусматривает подготовку документа о приемке (в случае услуг это, как правило, акт оказанных услуг), то это неправомерно. Если в контракте совсем нет порядка приемки оказанных услуг, то он составлен с нарушениями закона 44-ФЗ и может быть признан недействительным.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Организация работы по закупкам, комиссия по закупкам

Сообщение kir_dfg » 25 май 2019, 20:58

См. также FAQ topic46274.html.

 Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?
Нет. Но нужно разобраться с контрактной службой/управляющим и комиссией по закупкам.


 Нужно ли издавать приказ о проведении каждой закупки?
Это определяется документооборотом организации и наличием-отсутствием уполномоченного органа. В случае наличия УО приказ чаще всего обязателен. В случае его отсутствия - нужно учитывать форму утвержденной в организации документации и наличие на ней подписи руководителя (то есть ее утверждения).


 Как обеспечить своевременное предоставление документов, обязательных для размещения на сайте, со стороны бухгалтерии контрактному управляющему/контрактной службе?
Для этого в организации рекомендуется принять документ о взаимодействии КУ/КС с остальными структурными подразделениями. Само по себе это не дает 100% гарантии защиты от штрафов в случае просрочек не по вине КУ, но все же действует сильнее, нежели просто ругательства с бухгалтерией. В случае же территориальной разнесенности подразделений (например, при наличии централизованной бухгалтерии) такой документ просто необходим.


 Требуется ли создавать комиссию по закупкам, если заказчик все закупки проводит через уполномоченный орган?
Нет, не требуется. Однако следует учитывать, что терпение УО тоже не вечно, и рано или поздно они могут частично или полностью отказаться проводить закупки.


 Возможно ли включить в комиссию по закупкам представителя сторонней организации?
Да, возможно. Закон не содержит подобных запретов. Однако при этом среди включаемых представителей не должно быть таких, которые представляют организации, с которыми в рамках конкретной закупки имеется потенциальный конфликт интересов, проще говоря, которые могут принимать участие в такой закупке.


 Должны ли члены комиссии быть обучены по 44-ФЗ?
Законом предусматривается, что они должны быть "преимущественно" обучены. Толкование данного слова несколько неоднозначное, но большинство экспертов, а также КО, склоняются к тому, что обучено должно быть не менее 50 % членов комиссии. То есть, в случае минимально возможного количества членов комиссии (пять), должно быть не меньше 3 обученных.


 При каком количестве членов комиссии она будет правомочна?
Не менее 50 % присутствующих на заседании членов комиссии дает ей право принятия решений. При этом не имеет значения, сколько из присутствующих членов комиссии обучены.


 Может ли заказчик создавать отдельную комиссию на каждую закупку?
Да, это не запрещается. Можно создать единую комиссию, можно свою на каждую закупку, можно создать отдельные котировочную, аукционную комиссии и т.д.


 Что делать, если при рассмотрении заявок наблюдаются разночтения мнений о допуске или недопуске?
В протоколе закупки (независимо от способа определения поставщика) указывается решение, принятое каждым членом комиссии по каждой заявке. Решение принимается простым большинством голосов. При этом, при необходимости, член комиссии, несогласный с ее решением, вправе изложить особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе или являться приложением к нему. Отметим, что в случае наложения административного штрафа на комиссию к его уплате будут привлечены только те ее члены, которые приняли неправомерное решение.


 Какова роль председателя комиссии в рамках заседания?
Только организационная - то есть ведение заседания и оглашение заявок (там, где это предусматривается процедурой). Председатель имеет такие же права, как и остальные члены (то есть не имеет каких-то привилегий при рассмотрении заявок). То же самое относится и к секретарю, если таковая роль предусматривается - он может вести протокол, а до заседания, например, заниматься организацией этого заседания.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Уполномоченный орган и специализированная организация

Сообщение kir_dfg » 27 июл 2019, 02:13

 Чем уполномоченный орган отличается от специализированной организации?
Уполномоченный орган регламентируется ст. 26. Это орган по централизации закупок, ему могут быть переданы полномочия по размещению и проведению процедуры, иногда по разработке документации (но не по заключению контракта и не по обоснованию закупок). При этом в рамках переданных полномочий УО действует от собственного имени. В роли УО может выступать только организация, входящая в структуру госорганов (только государственный орган, казенное учреждение или муниципальный орган).
Специализированная организация регламентируется ст. 40. В ее роли может выступать любая сторонняя организация, главное отличие от УО в том, что она действовать будет от имени заказчика, и заказчик будет нести ответственность за ее действия. СО также может быть передан только ограниченный круг полномочий - по разработке документации, размещению, направлению приглашений и т.д. При этом рассмотрение заявок и проведение процедуры осуществляет заказчик, равно как и обоснование, определение существенных условий контракта и т.д.


 Может ли в качестве специализированной организации выступать ИП или физическое лицо?
Нет. Ст. 3 однозначно подразумевает только юридическое лицо.


 Как выбрать специализированную организацию?
Заключение контракта с СО осуществляется в соответствии с нормами 44-ФЗ, то есть либо у единственного поставщика по п.4 или п.5, либо путем проведения торгов.


 Если закупки проводятся через уполномоченный орган, может ли заказчик осуществить закупку самостоятельно?
Все зависит от того, что указано в НПА по передаче полномочий. Если там предусматривается такая возможность, то может, если нет, то тоже может, но на свой страх и риск.


 Можно ли передать уполномоченному органу полномочия по планированию и размещению информации?
Ст. 26 позволяет передать уполномоченному органу только действия по процедурной части закупки, т.е. с момента размещения извещения до подписания итогового протокола. Иногда часть этих полномочий остается за заказчиком, однако, никакие другие полномочия передавать УО нельзя.


 Кто отвечает за действия уполномоченного органа?
За действия уполномоченного органа отвечает уполномоченный орган, правда, иногда действия комиссии обусловлены некорректно составленной документацией, и тогда ответственность может плавно перейти на заказчика. Это главное отличие от специализированной организации, при работе с которой вся ответственность сохраняется за заказчиком.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Планирование с 2020 года

Сообщение kir_dfg » 01 янв 2020, 13:16

В связи с тем, что планирование с 2020 года значительно изменилось и упростилось, вопросы по нему включены в эту тему. Прежние FAQ по планированию (topic38229.html и topic38230.html) используются отныне только в архивных целях, хотя ряд ответов в них может быть полезен.

 Нужно ли распечатывать и подписывать план-график (далее ПГ) на бумаге?
Ответ на вопрос зависит от того, каков возраст сотрудников у заказчика и в КО (то есть как там относятся к электронному документообороту). Если у людей неадекватное представление об электронных документах, то требуется печатать. А так - закон явно требует утверждение только в электронном виде.


 Кто должен теперь размещать ПГ?
Размещение теперь эквивалентно утверждению, т.е. должно производиться от имени руководителя или уполномоченного им лица. Как при подписи контракта. Напомним, ранее размещение производилось от имени уполномоченного специалиста (чаще всего КУ) и не было эквивалентно утверждению.


 Нужно ли обосновывать цену каждого контракта по п.4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона?
В Законе до недавнего времени не было однозначного ответа на данный вопрос. На данный момент коллизия ст. 22 и ст. 93 почти устранена, но не до конца. Поэтому, с целью "не попасться в лапы" органов аудита, оно может быть сделано в бумажном варианте (для каждого контракта), если есть какие-либо сомнения и желание перестраховаться. При этом регламентация этого обоснования может быть еще более мягкой, чем для конкурентных закупок.


 В связи с текущими нормами по планированию, каким образом можно заключить контракт на коммунальные услуги, услуги связи и т.п. так, чтобы не допустить распространения обязательств на период до заключения контракта?
Можно обеспечить размещение данных закупок в ПГ предыдущего года, и, соответственно, опубликовать извещения в предыдущем году. Необходимо лишь рассчитать сроки так, чтобы заключение контракта не опережало официальное доведение лимитов бюджетных обязательств или утверждение ПФХД.


 У учреждения три идентичных закупки по одной на каждый год. Каким образом их следует отразить в ПГ?
Для каждой из указанных закупок должна быть отдельная строка в ПГ, что диктуется требованиями приказа 55н. Если в указанных закупках не предполагается финансирование на последующие годы, то соответствующие поля в ПГ должны иметь нулевое значение. Если же контракт, предположим, заключается в 2020 году с полной оплатой в 2021, то создается позиция на 2020 год, где поле финансирования на 2020 год будет иметь нулевое значение, а поле на 2021 будет иметь значение суммы контракта.


 Если речь идет о бюджете или ПФХД на один год, то как правильно следует размещать ПГ?
ПГ размещается на три года вне зависимости от того, какие фактически данные он содержит. В случае, если в нем не отражаются данные на плановый период, то создаются лишь позиции на основной год с нулевым финансированием в последующие года.


 Нужно ли теперь ждать 10 дней после внесения изменений в позицию ПГ?
Нет. С 1 октября 2019 года объявлять закупку можно уже на следующий день после публикации изменений.


 В ПГ есть позиция по закупке у ЕП (не особая закупка). Что будет, если по ней в течение года не успели заключить контракт?
По новой концепции получается, что это нарушение. В силу отсутствия извещения о закупке по ЕП началом осуществления в данном случае будет считаться заключение контракта, т.е. с заключением необходимо "уложиться" до конца финансового года. Или заново включать закупку в ПГ следующего года.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635

Планирование с 2020 года, часть 2

Сообщение kir_dfg » 22 мар 2020, 18:08

 Не сохраняются позиции ПГ на плановые года, но в печатной форме они есть.
Это особенность интерфейса ЕИС. Они сохраняются, просто не показываются. Над списком позиций ЕИС есть ссылка «Поиск позиций». В форме, которая появляется при ее нажатии, следует выставить нужные года. При этом при каждом открытии списка позиций их придется выставлять заново.


 В меню ЕИС отсутствует пункт по планам-графикам с 2020 года.
Необходимо обратиться в раздел Администрирование и выставить соответствующий флажок в правах пользователя. Также данная проблема может быть связана с тем, что Вы являетесь федеральным заказчиком, который должен работать через Электронный бюджет.


 Нужно ли вносить в план-график закупки, извещения по которым были размещены (или заключены контракты) в прошлых годах?
Нет. Не нужно.
Машины времени есть у каждого. Те, что переносят в прошлое, зовутся воспоминаниями, а те, что уносят в будущее - мечтами ©

kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 12105
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Откуда: Юпитер-2
Благодарил (а): 173 раз.
Поблагодарили: 1534 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 635


Вернуться в Работа заказчика

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot]

Работает на phpВВ © phpВВ Group