Стенограмма
ответов на вопросы участников Конференции для заказчиков Северо-Западного федерального округа в г.Вологда 19 июня 2014г. Директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Чемерисова М.В.
1 Входят ли в 2 млн. рублей по п.4) ч.1 ст.93 договоры, заключенные в 2013, исполняемые в 2014 году?
В два миллиона однозначно входят. 5% также отсчитываются от совокупного годового объема закупок, куда входят контракты заключенные в 2013 году, подлежащие исполнению и оплате в 2014 году. Это удобно для заказчиков, т.к. более крупная сумма входит. Единственное исключение есть только по СГОЗ для целей ст.30 для расчета 15-%-го объема закупок СМП. Это исключение содержится в части 7 ст.112 44-ФЗ.
2 Входят ли в СГОЗ внебюджетные средства учреждений, заработанные ими?
Для бюджетных учреждений есть двоякая система. Первое, если в соответствие со ст.15 44-ФЗ для трех видов закупок принято Положение о закупках, то эти закупки идут по 223-му закону и эти закупки к контрактной системе отношения не имеют. Если Положение не разработано, или учредитель отказал в его утверждении, эти средства попадают в общий котел по 44-му закону. Этот объем средств входит с СГОЗ, от них отсчитывается и 5%, они учитываются и при определении необходимости создания контрактной службы (100 млн.).
3 Обязан ли заказчик при определении начальных (максимальных) цен указывать источники ценовой информации, реквизиты коммерческих предложений, как это предусмотрено Приказом №567 от 02.10.2013?
Приказ Минэкономразвития №567 не является нормативным правовым актом. Методические рекомендации – это инструментарий как правильно рассчитать цену. Все документы, которые используются как источники цен, мы рекомендуем регистрировать в установленном порядке как входящие в делопроизводстве. Если учесть, что в госоргане любой поступивший документ подлежит регистрации, мы настаиваем на необходимости документы с источниками цен (коммерческие предложения, прайс-листы) регистрировать.
4 По результатам аукциона заключен государственный контракт на поставку ГСМ, Нужно ли проводить экспертизу или достаточно товарных накладных?
В законе есть понятие экспертизы при приемке товаров, работ, услуг. Экспертиза есть всегда, в силу закона. Она должна проводиться в отдельных случаях силами заказчика, а в иных случаях проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций. Случаи проведения экспертизы с привлечением внешних экспертов 140-м законом минимизированы. По результатам несостоявшихся аукционов она не проводится, требование о ее проведении исключено. Но такие случаи все же есть. Но нельзя говорить, что в этом случае экспертиза вообще не проводится. Проводится внутренняя экспертиза, когда ответственным лицом или приемочной комиссией составляется акт приемки. Этот документ, подписанный ответственным лицом или комиссией и являетсядокументом подтверждающим приемку и одновременно проведение экспертизы.
Закон 140-ФЗ исключил обязанность привлекать в этом случае внешних экспертов. Подписанный вами документ засчитывается за внутреннюю экспертизу. Экспертиза это действие ответственного лица или комиссии по приемке товара. Приемка товаров проводится по товарно-транспортной накладной, этого документа достаточно.
5 Каким образом можно принимать заявки на запрос котировок в электронном виде?
Нельзя принимать заявки на запрос котировок в форме электронного документа до ввода в эксплуатацию ЕИС. Это сказано в ст.5 часть первая, заявки должны быть поданы с помощью программно-аппаратного комплекса ЕИС. Пока мы не можем реализовать это требование закона. Действительно это существенно ограничивает конкуренцию. Но уже предусмотрена процедура электронного запроса котировок в законопроекте об электронных закупочных процедурах. Расчетный срок его принятия, если все пойдет по плану – осенняя сессия Госдумы.
6 Обязан ли заказчик делать отчет по пунктам 4) и 5) ч.1 ст.93 без размещения в ЕИС?
Нет, не обязан. Эти пункты не предполагают размещение информации в реестре контрактов и мы не считаем необходимым делать отчет по результатам исполнения таких контрактов. Соответствующее разъяснение есть на сайте Минэкономразвития.
7. Следует считать кредиторскую задолженность бюджетного учреждения прошлых лет в СГОЗ текущего года?
Денежные средства на обслуживание кредита это оплата по контракту. Тот объем, который вы платите по контракту входит в СГОЗ. За исключением, если вы считаете его для целей ст.30 для закупок у СМП, где вопросы кредитов исключены.
8 Исключается ли из объема закупок по ст.30 для СМП закупки у единственного поставщика, проведенные в 2013 году по 94-ФЗ?
Это регулируется ч.30 ст.112. В расчет СГОЗ не включаются закупки, размещенные на официальном сайте до дня вступления в силу закона 44-ФЗ о контрактной системе. По порядку: 30-я статья исключает всего единственного поставщика, и закупки по конкурентным процедурам, если извещения размещены до 31.12.2013. Вопрос в том, что единственный поставщик «в соответствие с ч.1 ст.93 настоящего закона», а заключенный в 2013 году контракт не имел отношения к ст.93? Справедливый вопрос, мы выпустим официальное разъяснение.
9 Если закупка была объявлена только для СМП И СОНКО и не состоялась, контракт заключен по п.25) ч.1 ст.93, включается указанная закупка в 15% по СМП?
Нет, единственный поставщик вычитается из СГОЗ для целей расчета 15%. Если вы по мере реализации плана графика выходите на единственного поставщика, и заключаете по 24-му и 25-му пунктам контракты, вы уменьшаете СГОЗ, от которого рассчитывается квота.
10 Объем закупок у СМП, который 15%, считается от сумм контрактов, заключенных по итогам процедур. А СГОЗ мы высчитываем от планируемых сумм, и он не меняется. А с учетом экономии сумма контрактов будет меньше. Получается нужно 15% планировать с запасом в большую сторону?
Да, логика в следующем. Увеличилась норма – было 10-20%, теперь 15%. Убрана номенклатура товаров работ услуг, которая ограничивала расчет. Добавлен механизм субподряда. Третье – сделан достаточно большой блок исключений по СГОЗ. Норма получилась справедливая. То, что расчет нужно делать с запасом, это совершенно справедливо. Разумный заказчик это и будет делать.
11 Если в документации закупки установлена обязанность победителя привлечь СМП, и закупку выиграл СМП, обязан ли он тоже привлечь СМП?
Фактически если на торги пришла сама организация – СМП или СОНКО, из проекта контракта должна быть исключена норма об этой обязанности, т.к. закон требует установить такую обязанность для организации, не являющейся СМП или СОНКО.
12 Для заказчиков установлена обязанность по несостоявшемуся аукциону в 10-дневный срок обратиться в контрольный орган. А контрольный орган требует предоставить согласие поставщика на заключение контракта, а также копии документов поставщика. У заказчика есть обязанность, а у поставщика нет такой обязанности. Как здесь поступить?
На мой взгляд вы говорите о практике прошедшего периода. Сейчас точки 140-ым законом расставлены. Сейчас достаточно декларации поставщика. Если контрольные органы требуют предоставления согласия заключить контракт, это выходит за рамки закона. В ближайшее время мы выпустим разъяснение, что согласием является сама заявка участника.
13 В соответствие с законом об автономных учреждениях, учредитель выдает субсидию на исполнение госзадания на реставрацию памятников. С одной стороны, это можно отнести к капитальным вложениям. Но в соответствие с Бюджетным кодексом субсидия на госзадание и субсидия на капвложения это две разные вещи. Как быть?
Руководствоваться бюджетным законодательством. Если учредитель выдал субсидию на госзадание, вы действуете в рамках Положения о закупках по 223-ФЗ, если оно у вас есть. Ограничений на содержание госзадания не предусмотрено. Это вопрос бюджетной дисциплины. Закон не говорит, что в субсидию на госзадание нельзя включать реставрацию.
14 Исполнение госзадания возможно с привлечением подрядных организаций. Тогда все процедуры привлечения субподрядчиков тоже по 223-ФЗ?
Да, это типичная ситуация. Закупочные процедуры в этом случае нужно проводить по 223-ФЗ.