http://www.garant.ru/consult/budget/304 ... z2tBCcRWRjБюджетная организация предполагает включить условие о пролонгации в договоры без установленного срока действия, заключаемые на сумму меньше 100 000 рублей.
Согласуется ли это с Бюджетным кодексом РФ?
21 января 2011
Льготная подписка на журнал «Законодательство»!
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетная организация, являясь государственным заказчиком, не может заключать государственные контракты и иные гражданско-правовые договоры с неопределенным сроком действия.
Продление государственного контракта, иного гражданско-правового договора бюджетной организации также недопустимо.
Обоснование вывода:
Если государственная организация является бюджетной, то есть является получателем средств бюджета, ее потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления ее функций и полномочий, следует расценивать как государственные нужды, а саму бюджетную организацию - как государственного заказчика, что следует из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов, который не применяется только в случаях, когда такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами (ст. 1 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, бюджетная организация обязана руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ при размещении любых заказов.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа для государственных нужд осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Размещать заказ без проведения торгов, то есть путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), допускается только в случаях, прямо указанных в самом Законе N 94-ФЗ.
То есть, с точки зрения Закона N 94-ФЗ, размещение заказа у единственного поставщика без проведения торгов или запроса котировок также является одним из способов размещения заказа.
В частности, согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ государственный заказчик вправе предложить заключить государственный контракт или иной гражданско-правовой договор (далее - контракт) только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными (100 000 рублей согласно указанию ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У).
Общие требования к контрактам, распространяющие на все контракты вне зависимости от того, по итогам какого способа размещения заказа они заключены, установлены ст. 9 Закона N 94-ФЗ, согласно ч. 2 которой контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами, с учетом положений Закона N 94-ФЗ. Нормы этих законов не содержат прямых запретов на заключение контрактов без определения конкретного срока его действия, а также на включение в контракт условий о его пролонгации.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
1. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Отсюда следует, что законодательство исходит из того, что срок действия договора определяется сроком действия обязательств по нему.
При этом ч.ч. 10, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ указывают, что в контракт в обязательном порядке включается условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за нарушение сроков исполнения обязательств.
Отсюда следует, что в контракте не могут не быть указаны конкретные сроки исполнения обязательств.
При сопоставлении этих указаний можно сделать вывод, что срок действия контракта должен быть определен сроком исполнения обязательств по нему и в обязательном порядке должен быть указан в контракте.
Равным образом нельзя определить периодические, повторяющиеся сроки исполнения обязательств, не устанавливая срока прекращения действия контракта.
Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, кроме случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Цена контракта также может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
В силу этой нормы по общему правилу не могут быть изменены (увеличены) цена контракта, в том числе заключенного на основании пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также количество поставляемых товаров, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
Представляется очевидным, что в контракте, срок окончания действия которого изначально не определен, а сроки исполнения установлен по периодам, установить количество товаров, объем работ или услуг, а также твердую цену по общему правилу невозможно.
2. Законодательного определения понятия "пролонгация" нет, этим термином обозначают (в качестве синонима) продление срока действия договора. На практике продление договора осуществляется путем заключения соглашения о продлении срока действия договора либо путем согласования условия об автоматической пролонгации договора по истечении срока его действия.
Очевидно, что в обоих случаях срок окончания действия договора все же имеется, а пролонгация означает включение условия о его переносе.
При решении вопроса о продлении контракта, заключенного на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, необходимо учитывать следующие моменты.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе размещать у единственного поставщика заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую указанного выше предельного размера расчетов наличными деньгами, в течение квартала.
Заказ признается размещенным со дня заключения контракта (ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), поэтому ограничение по сумме 100 000 рублей должно применяться в отношении того квартала, в котором был заключен контракт, а не к периоду его фактического исполнения (письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 N Д04-106).
Если в такой контракт (договора) включить условие о продлении срока действия договора либо о заключении договора без установленного срока действия, то стоимость услуг, подлежащих оказанию, в каждом последующем году будет суммироваться со стоимостью услуг, оказанных по этому же договору в предыдущем году, а это, в свою очередь, приведет к нарушению требования о недопустимости размещения в течение одного квартала заказов на оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
К тому же пролонгация срока действия договора может быть квалифицирована как заключение нового договора (смотрите, например, п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Но Закон N 94-ФЗ не предусматривает такого способа заключения контракта, как "пролонгация ранее заключенного".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
23 декабря 2010 г.
ИА "ГАРАНТ":
http://www.garant.ru/consult/budget/304 ... z2tBKcMrAL