Anna_89 » 14 янв 2014, 09:26
Задавали этот вопрос юристам дали вот такой ответ.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не
определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а лишь устанавливает
обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке -
документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и
содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и
проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а
также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2
этого Закона, смотрите также письмо
Министерства экономического развития
РФ от 02.09.2011 N Д 28-317). Положение о закупке утверждается органами
управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2
Закона о закупках).
При этом согласно ч. 5 ст. 4 Закона
N 223-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при заключении и исполнении
договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или
сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе,
составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти
дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте
размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, Закон N 223-ФЗ прямо
допускает возможность изменения условий заключаемых в соответствии с ним
договоров, в том числе о сроках исполнения договоров, лишь требуя
разместить информацию об этом.
Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.
К сожалению, понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ четко не определено,
каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий
момент также нет. Из текста Закона N 223-ФЗ, например из указания п. 3
ч. 9 ст. 4 этого Закона о том, что
в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет
договора, указания ч. 5 ст. 4
Закона N 223-ФЗ о том, что одновременно публикуется проект договора,
следует, что результатом проведения закупки является заключение нового
договора. Надо также принять во внимание, что среди способов закупки
указаны прежде всего торги - конкурс и аукцион (ч. 2 ст. 3
Закона N 223-ФЗ), то есть
процедуры, по результатам которых определяется лицо, с которым
заключается договор (контрагент). Отсюда можно сделать вывод, что под
закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним
договора. С этой точки зрения, продление договора формально закупкой не
является, поскольку в этом случае контрагент уже выбран, а заключение
нового договора не происходит.
Вместе с тем необходимо также учитывать, что соглашение сторон (сделка -
ст. 153 ГК РФ), определяемое ими
как "продление договора", также может быть квалифицировано как
заключение нового договора (п. 1 ст. 154
, п. 1 ст. 420
ГК РФ). Именно такая
квалификация продления договора аренды дана в п. 10
Информационного письма Президиума
ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с
применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним". Полагаем, что такая квалификация
связана с характером договора аренды - передачей определенного имущества
во владение и (или) пользование за плату на определённое время (п. 1
ст. 606 ГК РФ).
Соответственно, соглашение о новом сроке аренды подразумевает
возникновение нового обязательства на основании договора (ст. 307
ГК РФ), пусть даже его условия
совпадают с условиями предыдущего обязательства, возникшего из ранее
заключенного договора.
По нашему мнению, тот же подход может быть применен и к продлению иных
договоров. Так, поскольку наименование и количество товара являются
существенными условиями договора купли-продажи (п. 3 ст. 455
ГК РФ), включая договор
поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ),
согласование нового количества товара означает заключение нового
договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
То же касается согласования новых объёмов работ, то есть новой
определенной работы (новый договор подряда - ст. 702
, ст. 703
ГК РФ) или услуг, определенных
действий (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
К описанной же ситуации, на наш взгляд, такой подход тем более приложим
постольку, поскольку специфика оказания охранных услуг (как и некоторых
других видов услуг) состоит в том, что фактически их объём определяется
временем их оказания так же, как и объём обязательств по договору аренды.
Таким образом, на наш взгляд, существует немалая вероятность признания
такого продления договора новой закупкой.
В этой связи ещё раз напомним, что Закон
N 223-ФЗ не определяет порядок
подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их
применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, а требует
от заказчика определить их в положении о закупке. Поэтому во избежание
споров с контролирующими органами, видимо, целесообразно внести указания
о возможности проведения закупок путем продления ранее заключенных с
единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями договоров.