Обязаны. За неначисление предусмотрена административная ответственность (ч.7 ст. 7.32 КоАП).
Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств поставщиком, штрафы - за неисполнение прочих обязательств. Нельзя начислять штрафы за просрочку. Кроме того, в большинстве случаев необходимо, чтобы конкретные "варианты" нарушения обязательств были описаны в контракте, а каждое имеющееся нарушение обязательств, подпадающее под штраф, было подтверждено каким-либо документом. В ряде случаев возможно выставление штрафа за неоднократное нарушение сроков ежедневной поставки (и подобных же ситуациях), но такие условия должны предусматриваться контрактом (в этих случаях это будет не просрочка, а именно ненадлежащее исполнение).
Судебная практика говорит, что такое возможно лишь в одном случае - при одностороннем расторжении контракта. В этом случае добавляется еще и отправка документов на включение в РНП.
Это понятие определяется каждым конкретным контрактом. Четкого определения в законодательстве нет, как нет в нем и случаев, определенно подпадающих под штраф. С такими штрафами следует быть крайне внимательным, поскольку суммы по ним, как правило, довольно значительны, а условия и формулировки туманны.
Следует отметить, что для оплаты неустойки, вне зависимости от способа, должна быть выставлена претензия с расчетом этой неустойки и требованием ее оплаты.
Основной способ, который не требует дополнительных условий - добровольная оплата поставщиком. Этот способ предусматривается автоматически, единственным его минусом, очевидно, является возможность задержки уплаты или полного отказа поставщика. В этих случаях остается только суд.
Второй способ - удержание средств из обеспечения по исполнению. В большинстве случаев контракт должен предусматривать такое условие. Если его нет, существует риск судебного иска от поставщика или проблем при проверках КО. Самовольное удержание средств, без уведомления поставщика об этом, неправомерно.
Третий способ - удержание средств из оплаты (то есть оплата на меньшую сумму). Способ весьма сомнительный, так как законодательством подобные выкрутасы не предусмотрены, да и казначество у заказчика обычно оплачивает суммы в соответствии с документами о приемке, а не какие-то пересчитанные. Между тем, в актах по приемке неустойка обычно не прописывается (для этого готовятся иные документы, например, претензия или соглашение о расторжении). Заказчику так поступать не рекомендуется.
Основной способ, который не требует дополнительных условий - добровольная оплата поставщиком. Этот способ предусматривается автоматически, единственным его минусом, очевидно, является возможность задержки уплаты или полного отказа поставщика. В этих случаях остается только суд.
Второй способ - удержание средств из обеспечения по исполнению. В большинстве случаев контракт должен предусматривать такое условие. Если его нет, существует риск судебного иска от поставщика или проблем при проверках КО. Самовольное удержание средств, без уведомления поставщика об этом, неправомерно.
Третий способ - удержание средств из оплаты (то есть оплата на меньшую сумму). Способ весьма сомнительный, так как законодательством подобные выкрутасы не предусмотрены, да и казначество у заказчика обычно оплачивает суммы в соответствии с документами о приемке, а не какие-то пересчитанные. Между тем, в актах по приемке неустойка обычно не прописывается (для этого готовятся иные документы, например, претензия или соглашение о расторжении). Заказчику так поступать не рекомендуется.
Если контракт расторгается за пределами срока исполнения обязательств (но до окончания срока действия контракта - иначе расторгать нечего), то выставление пени - обязательно. Штраф, как правило, в таких случаях не выставляется, но может быть выставлен за нарушение обязательств в процессе исполнения контракта (независимо от факта последующего расторжения). В случае, если заказчик прошляпил срок действия контракта, о расторжении речи быть не может, но выставление неустойки также обязательно. Однако в этом случае ее размеры будут существенно зависеть от условий контракта - каждый такой случай необходимо прорабатывать отдельно.
Если поставщик тянет с исполнением контракта или вообще не приступает к обязательствам и не выходит на связь, когда можно выставлять неустойку?
Вопрос поставлен несколько не в той плоскости. Неустойка выставляется за просрочку исполнения (пени) или за нарушение иных обязательств (штрафы). Пени могут быть выставлены в двух случаях:
1) Поставщик исполнил обязательства (или их часть) с просрочкой. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента исполнения этого обязательства (подписания документа о приемке).
2) Производится расторжение контракта по соглашению сторон за пределами срока исполнения обязательства. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента расторжения контракта.
Исходя из этого, не получится просто так выставить пени, если поставщик не исполняет обязательства. В контракте могут быть прописаны конкретные случаи выставления штрафа поставщику (например, за нарушение ТБ на объекте, непредоставление документов и т.д. и т.п.), если ситуация подпадает под такие случаи, можно выставить штраф. Однако, в большинстве случаев эта ситуация приводит к выставлению нестоимостной претензии заказчика (по типу - "что ж ты, гад, не работаешь, или работай, или будет плохо"), возможно, с намеком на одностороннее расторжение.
1) Поставщик исполнил обязательства (или их часть) с просрочкой. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента исполнения этого обязательства (подписания документа о приемке).
2) Производится расторжение контракта по соглашению сторон за пределами срока исполнения обязательства. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента расторжения контракта.
Исходя из этого, не получится просто так выставить пени, если поставщик не исполняет обязательства. В контракте могут быть прописаны конкретные случаи выставления штрафа поставщику (например, за нарушение ТБ на объекте, непредоставление документов и т.д. и т.п.), если ситуация подпадает под такие случаи, можно выставить штраф. Однако, в большинстве случаев эта ситуация приводит к выставлению нестоимостной претензии заказчика (по типу - "что ж ты, гад, не работаешь, или работай, или будет плохо"), возможно, с намеком на одностороннее расторжение.