Представители участников закупки обязаны подтвердить свои полномочия путем предоставления доверенностей. Законом о КС не установлено, какие документы следует потребовать от директора.
Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в т. ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона о КС).
Представители участникаУчастники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (ч. 3 ст. 27 Закона о КС).
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Таким образом, представители участников закупки в т. ч. при проведении процедур вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и запросе котировок обязаны подтвердить свои полномочия путем предоставления доверенностей.
Директор организацииУказанная во втором вопросе ситуация не регламентирована Законом о контрактной системе.
Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам закупки присутствовать при вскрытии конвертов с заявками. При этом непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками комиссия обязана объявить участникам закупки, присутствующим при вскрытии этих конвертов, о возможности подачи заявок на участие в закупке и (или) изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия конвертов с такими заявками* (* Часть 2 ст. 52, ч. 2 ст. 78 Закона о КС).
Таким образом, на процедуре вскрытия конвертов вправе присутствовать участники закупок, которые уже подали заявки, в т. ч. их представители, а также участники закупки, которые только собираются подать заявки. При этом подать заявку может любое физическое лицо (например, курьер).
Из названных положений законодательства следует, что заказчику может быть неизвестен точный состав участников закупки, пока невскрыты конверты. Следовательно, заказчик обязан допустить на заседание комиссии всех желающих. Аналогичный вывод содержится в
письме Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-527.
Вместе с тем напоминаем, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью.
Таким образом, по нашему мнению, комиссия обязана осуществить следующую последовательность действий.
Сначала допустить на заседание комиссии всех желающих непосредственно до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками, т. к. возможно кто-то пожелает подать, отозвать или изменить заявку.
После того как все заявки поданы, изменены, отозваны, предложить остаться на процедуре вскрытия конвертов участникам закупки, которые подали заявки, или их представителям. При этом представители участников закупки подтверждают свои полномочия доверенностью.
Если участник закупки заявляет, что является директором, то Законом о КС не установлено, какие документы следует от него потребовать. Заказчик может уточнить у него, какую организацию он представляет, а также его фамилию, имя, отчество. Если в ходе процедуры вскрытия конвертов с заявками выяснится, что он не является директором организации (в заявке будет указано иное лицо), заказчик может предложить ему покинуть заседание комиссии.
В связи с отсутствием прямого законодательного регулирования данный ответ является нашим экспертным мнением, которое с появлением правоприменительной практики возможно будет уточнено.
Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz.ru