1. По общему правилу указание заказчиком в аукционной
документации особых характеристик товара, которые отвечают его
потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики
использования такого товара, не может рассматриваться как
ограничение круга потенциальных участников закупки.
Медицинское учреждение (заказчик) обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконными решения и предписания
антимонопольного органа.
Указанным решением заказчик признан нарушившим часть 2 статьи 33
Закона о контрактной системе, так как в аукционной документации на
поставку медикаментов установлено требование о поставке лекарственного
препарата в определённой упаковке – во флаконе или ином эквиваленте,
позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Также
выдано предписание об отмене протоколов рассмотрения заявок на участие в
электронном аукционе и подведения итогов аукциона; внесении изменения в
аукционную документацию, исключения требования к первичной упаковке
лекарственного препарата.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными
решение и предписание антимонопольного органа, суд первой инстанции
пришел к выводу о соответствии описания объекта закупки в документации
3
об электронном аукционе на поставку медикаментов требованиям Закона о
контрактной системе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены
правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании
объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный
характер и включать в себя функциональные, технические и качественные
характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при
необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться
требования или указания в отношении товарных знаков, знаков
обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей,
промышленных образцов, наименование места происхождения товара или
наименование производителя, а также требования к товарам, информации,
работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой
ограничение количества участников закупки исключая случаи отсутствия
другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание
характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке
должен использовать, если это возможно, стандартные показатели,
требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся
технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных
в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными
требованиями, предусмотренными законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании
объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования,
условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно
содержаться обоснование необходимости использования других показателей,
требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о
контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что
заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при
описании объекта закупки должны таким образом определить требования к
закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить
шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им
необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны,
необоснованно не ограничить количество участников закупки.
4
В рассмотренном деле указание заказчиком на необходимость поставки
лекарственного препарата во флаконе обусловлено спецификой назначения и
способа его применения: вскрытая ампула не позволит сохранить препарат в
герметичном состоянии в течение необходимого времени применения и он
будет не пригоден к использованию, поэтому закупка препарата в ампулах
приведет к неоправданному расходу лекарственных средств; флакон после
вскрытия позволяет использовать и хранить лекарственное средство в
течение необходимого периода времени. При этом в аукционной
документации не содержалось ограничений в части количества
лекарственного средства (действующего вещества), дозировки.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной
документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом
собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида
деятельности.
Судом отмечено, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к
числу основных принципов контрактной системы относятся принцип
ответственности за результативность обеспечения государственных и
муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки
(эффективного использования источников финансирования), который должен
соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным
повышением эффективности использования финансирования (обеспечением
его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной
системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения
требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено
доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту
закупки привели к необоснованному ограничению количества участников
аукциона; в государственном реестре производителей препарата,
выпускающих его во флаконах, зарегистрированы два производителя; на
участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали
поставить препарат во флаконах обоих производителей.