Запрет на включение арбитражных оговорок в договоры, заключ

Все об организации закупок и участии в них по 223-ФЗ

Запрет на включение арбитражных оговорок в договоры, заключ

Сообщение bm-corp » 16 авг 2022, 14:32

https://www.change.org/p/%D0%BC%D1%8B-% ... %D0%B5-223


В настоящее время все больше заказчиков при размещении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – 223-ФЗ), включают в проекты договоров арбитражные оговорки, согласно которым возникающие между сторонами разногласия подлежат передаче на рассмотрение одного из третейских судов при постоянно действующих арбитражных учреждениях.

Более того, намечается тенденция создания крупнейшими корпорациями с государственным участием так называемых "родственных" третейских судов.

Так ПАО «Газпром» через ООО «Газпром капитал» учредило Национальный институт развития арбитража в топливно-энергетическом комплексе, при котором создан Арбитражный центр. С недавнего времени структуры ПАО «Газпром» включают в проекты договоров, заключаемых в рамках 223-ФЗ, безальтернативную оговорку о подсудности споров данному арбитражу.

Аналогичным образом поступила ГК «Ростех», генеральный директор которой совмещает должность президента «Союза машиностроителей России», при котором также было создано арбитражное учреждение. И теперь структуры, подконтрольные ГК «Ростех», также массово предусматривают арбитражную оговорку в заключаемых в соответствии с 223-ФЗ договорах, относя рассмотрение возможных споров к компетенции указанного третейского суда.

Указанные корпорации, а также иные, последовавшие их примеру (ГК «Росатом», ГК «Русагро» и другие), являются крупнейшими заказчиками товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. Имея и без того доминирующее над иными участниками гражданского оборота положение, они при помощи подобных условий договоров обеспечивают себе судебную защиту в удобных для них негосударственных судебных учреждениях.

За редким исключением рассмотрение дел в третейских судах является конфиденциальным, проводится в рамках закрытых заседаний, а решения арбитражей не публикуются в открытом доступе, что не способствует формированию доверительного отношения к подобной процедуре у участников гражданского оборота.

К тому же, как правило, указанные оговорки сопровождаются условием о том, что решения третейских судов являются окончательными и не подлежат обжалованию в государственных арбитражных судах.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что третейский сборы в существующих на сегодняшний день негосударственных арбитражах в разы превышают установленные применительно к государственным арбитражным судам размеры государственных пошлин, что является дополнительным ограничением для субъектов малого и среднего предпринимательства при обращении за судебной защитой своих прав и интересов.

По указанным выше причинам условия договоров о рассмотрении спора в третейском суде значительно сокращают круг потенциальных исполнителей (поставщиков, подрядчиков), следствием чего является неконкурентные или низкоконкурентные закупки и неэффективное использование денежных средств, что прямо противоречит целям, закрепленным в ст.1 223-ФЗ, а также принципам закупки товаров, работ, услуг, таким как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (ч.1 ст.3 223-ФЗ).



Практический результат

Реализация данной инициативы приведет к следующим результатам:

1. Увеличится конкурентность закупок по 223-ФЗ, что, в свою очередь, приведет к экономии денежных средств заказчиков.

2. Обеспечит равное положение заказчиков и исполнителей по 223-ФЗ в части судебной защиты в государственных судах РФ.

3. Послужит уменьшению издержек на судебную защиту как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей.

4. Способствует открытости информации о предъявляемых к заказчику судебных исках в целях оценки исполнителями платежеспособности и добросовестности заказчика, что также стимулирует заказчиков исполнять принятые на себя обязательства надлежащим образом.



Пожалуйста, поддержите данную петицию!

bm-corp
Новичок
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 16 авг 2022, 14:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Роль: Специализированная организация
Пункты репутации: 0

Вернуться в Закон 223-ФЗ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot]

Работает на phpВВ © phpВВ Group