Разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 № б/н

Разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 № б/н

Сообщение Alienora » 15 фев 2019, 00:25

Alienora писал(а):Для информации.
Разъяснения Союза инженеров-сметчиков
от 17.12.2018 № б/н
По вопросам ценообразования в строительстве и расчетов за выполненные работы в системе государственных (муниципальных) закупок.

 
Разъяснения Союза инженеров-сметчиков
от 17.12.2018 № б/н
По вопросам ценообразования в строительстве и расчетов за выполненные работы в системе государственных (муниципальных) закупок.
СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
Союза инженеров-сметчиков по вопросам ценообразования в строительстве и расчетов за выполненные работы в системе государственных (муниципальных) закупок
Разъяснение
по вопросам контроля сметной стоимости государственных (муниципальных) контрактов
При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
Наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
При проведении контрольных мероприятий выявляется несоответствие сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, принятых при расчете стоимости выполненных работ, сметным нормам и расценкам, коэффициентам (индексам) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размерам лимитированных и прочих затрат, нормам накладных расходов, сметной прибыли и другим нормативам, предусмотренным контрактом на выполнение работ.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
Об ошибках в сметной документации при формировании начальной максимальной цены контракта
Сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы и была использована государственным заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Подрядчик в случае применения ненадлежащих расценок заказчиком не должен нести неблагоприятные для себя последствия, в том числе, если на момент подписания актов о приемке заказчик не оспаривал стоимость выполненных работ и подписал акты с расценками (сметными нормативами), соответствующими контракту.
Ответственность за изначально неверно установленную начальную (максимальную) цену, в том числе содержащую ошибки и неточности в сметной документации, от которой начинался конкурсный отсчет и установленный впоследствии органом бюджетно-финансового контроля (контрольной проверкой) избыточный расход бюджетных денежных средств несет не подрядчик, а лицо, ответственное за разработку сметной документации и ее утверждение.
Требование заказчика о возврате излишне уплаченных сумм по государственному (муниципальному) контракту и предъявление подрядчику неосновательного обогащения по результатам контрольных мероприятий уполномоченным органом финансового контроля может быть обосновано при невыполнении или ненадлежащем выполнении подрядчиком работ по контракту, отступлением от проектных решений и сметы (в отсутствие соответствующих согласований с заказчиком), в том числе в случае необоснованного завышения объема и (или) стоимости выполненных работ и затрат, только если они не могли быть установлены при обычном способе приемки работ и наличии доказательств, свидетельствующих о скрытом характере выявленных нарушений, в том числе умышленно скрытых подрядчиком.
Споры между заказчиком и подрядчиком должны разрешаться с учетом конкретных обстоятельств, а в необходимых случаях для выяснения всех обстоятельств может быть назначена строительно-техническая экспертиза.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
О неизменности применяемых сметных нормативов при расчетах за выполненные строительные работы в системе государственных (муниципальных) закупок
Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджета бюджетной системы РФ, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.
Приказы Минстроя России о внесении сметных нормативов (утверждении сметных нормативов, внесении изменений в сметные нормативы) в Федеральный реестр сметных нормативов издаются в соответствии с подпунктами 5.4.5, 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 201З г. № 1038 и не содержат оговорки о возможности распространения их действия, на отношения, возникшие до введения данных приказов в действие.
При формирование актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-2 и при расчетах за выполненные работы должны применятся сметные нормативы и их редакции, предусмотренные сметой к государственному (муниципальному) контракту.
Основным принципом контрактной системы в сфере закупок является сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о закупке и в документации о закупке и исполнение контракта на указанных условиях.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34,95 Федерального закона 44-ФЗ.
В соответствии с положением ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Таким образом, государственный контракт, заключенный в соответствии с установленным законом и иными нормативно-правовыми актами, действующими в момент его заключения, должен исполняться на таких условиях до окончания действия контракта.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
Об определении понятий «Объем работ» и «Вид работ» в системе контрактных отношений в сфере строительства
Твердая цена государственного (муниципального) контракта определяется применительно к согласованному в нем объему работ (услуг). При этом понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), ни в самом 44-ФЗ.
По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах десяти процентов и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет. Приведенная норма также ставит в зависимость увеличение цены контракта от увеличения объема работ, который также не может превышать десять процентов.
В целях учета специфики отношений, складывающихся в сфере строительства, при применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, Союзом инженеров-сметчиков предлагаются следующие определения:
ВИД РАБОТ ПО КОНТРАКТУ (ДОГОВОРУ ПОДРЯДА) - определенное техническим заданием и установленное в технической документации и смете, действие (рабочая операция) или совокупность действий (рабочих операций), направленное на реализацию предмета контракта (договора подряда) и проектного решения, и имеющее количественную и стоимостную характеристику (объем работы) как минимум в одной позиции сметы к контракту (договору подряда).
ОБЪЕМ РАБОТ ПО КОНТРАКТУ (ДОГОВОРУ ПОДРЯДА) - определенная техническим заданием и установленная в технической документации и смете, совокупность состава, количества и стоимости отдельных видов работ и затрат по контракту (договору подряда).
Отдельный рабочие (технологические) операции, входящие в состав (объем) отдельных видов работ по смете и объединенные в технологической и организационной последовательности, не являются самостоятельными (отдельными) видами работ по контракту (договору подряда) и не могут рассматриваться в правоотношениях сторон, являться предметом самостоятельных требований, в отрыве от определенного сметой вида работ.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
Твердая цена государственного (муниципального) контракта определяется применительно к согласованному в нем объему работ (услуг), в том числе и по отдельным позициям сметы (видам работ)
В силу того, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается 44-ФЗ ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), ни в самом 44-ФЗ, то если установлены факты завышения стоимости подрядных работ, в том числе и по отдельным позициям сметы (отдельных видов работ) в результате неправильного применения сметных нормативов и индексов (коэффициентов) к ним, несогласованной дополнительным соглашением к контракту замены материалов, означает, что подрядчиком фактически изменены конкурсные условия в части объемов работ по контракту и имеет место неосновательное обогащение подрядчика, а объем фактически выполненных работ не соответствует объему, предусмотренному контрактом.
Твердая цена государственного (муниципального) контракта определяется применительно к согласованному в нем объему работ (услуг), в том числе и по отдельным позициям сметы. Уменьшение объема работ (услуг) влечет соразмерное уменьшение цены контракта и не подлежит оплате в изначально согласованном размере.
Исключение одних видов работ по смете и включение других (не предусмотренных сметой к контракту) в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, в том числе путем заключения дополнительного соглашения нему, недопустимо. В данном случае сторонам необходимо расторгнуть контракт, а заказчику - осуществить новую закупку, объектом которой станут дополнительные объемы работ.
Оплата заказчиком полной твердой договорной цены фактически невыполненных подрядчиком объемов работ противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Расчеты за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренных контрактом и дополнительным соглашением к нему.
Несогласованные дополнительные работы в силу п. 4 ст. 743 ГК РФ могут быть оплачены лишь при доказанности их выполнения в условиях предотвращения гибели или повреждения объекта строительства. При этом обязанность доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика возложена на подрядчика.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они изложены в извещении и в документации о закупке, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
Об изменении цены контракта
Дополнительным соглашением к государственному (муниципальному) контракту можно увеличить в пределах десяти процентов объем уже предусмотренных контрактом (сметой) видов работ, а не дополнять новые виды работ по смете и (или) исключать существующие в смете, пусть и имеющие непосредственное отношение к предмету контракта, а заключение дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение объема работ более чем на 10 процентов, неправомерно, даже если оно не предусматривает соответствующего повышения цены государственного (муниципального) контракта более чем на 10 процентов.
По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах 10 процентов и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.
При этом пп «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе 44-ФЗ установлены ограничения возможности изменения контракта по объему работ. Приведенная норма ставит в зависимость увеличение цены контракта от увеличения объема работ, который также не может превышать 10 процентов.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом 44-ФЗ не установлена.
НЕДОПУСТИМО УВЕЛИЧИВАТЬ (УМЕНЬШАТЬ) ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЗИЦИЯМ СМЕТЫ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ПО КАЖДОЙ ДАЖЕ ЕСЛИ ОБЩАЯ ЦЕНА ПО СМЕТЕ НЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (УМЕНЬШАЕТСЯ) НА ВЕЛИЧИНУ НЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ.
При этом положениями Закона № 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение на величину не более 10 процентов отдельных позиций сметы (видов работ) в рамках одного контракта.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
О сохранении условий государственных (муниципальных) контрактов
Если в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта Подрядчик в Актах КС-2 предъявит Заказчику работы, которые не входят в смету к контракту, то тем самым в нарушении положений 44-ФЗ им фактически будут изменены конкурсные условия по контракту.
Нормы ст. 95 Закона № 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту, в том числе и в рамках дополнительного соглашения. Один из основных принципов контрактной системы - сохранение условии" государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, в том числе и в смете, и исполнение контракта на этих условиях.
Требования норм ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривают изменение объема тех работ, которые изначально были предусмотрены контрактом (сметой), включение же дополнительных работ не допускается.
Если возникла необходимость в видах работ, не предусмотренных контрактом (сметой), то следует произвести новую закупку.
Если подрядчик подписал государственный контракт и прилагаемые к нему сметы в том виде, в котором они входили в конкурсную документацию, то он должен следовать указанной смете при выполнении работ и составлении акта приемки их результатов.
Оговорка: несогласованные дополнительные работы в силу п. 743 ст. 743 ГК РФ могут быть оплачены лишь при доказанности их выполнения в условиях предотвращения гибели или повреждения объекта строительства. При этом обязанность доказать необходимость немедленных деиствии в интересах заказчика возложена на подрядчика.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
Об изменении по соглашению сторон цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 502 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Статья 112 44-ФЗ дополнена частью 54 следующего содержания:
«До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта».
Таким образом для изменения цены контракта необходимо одновременное соблюдение двух условии:
1. Согласие Заказчика
2. Наличие лимита бюджетных обязательств в необходимом объеме
Примечания:
- Основанием для получения согласия Заказчика на изменение цены контракта и заключение дополнительного соглашения является обращение исполнителя работ (подрядчика). Подрядчик обязан направить заказчику предложение заключить дополнительное соглашение на изменение цены контракта.
- Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта без обращения подрядчика.
- Изменение цены контракта оформляется в форме Дополнительного соглашения к контракту.
Расчет новой цены контракта рекомендуется произвести по формуле: Цнов= (Ц - Сп) х 120/118+ Сп, где
Ц - первоначальная цена контракта с учетом НДС 18% (цена заключенного контракта);
Сп - сумма ранее перечисленных заказчиком средств по контракту до 1 января 2019 года со ставкой НДС 18%, в том числе авансовых платежем.
В Дополнительном соглашении рекомендуем записать:
В соответствии ч. 54 ст. 112 44-ФЗ (Федеральный закон от 27.12.2018 № 502 ФЗ) изложить п.____контракта______в следующей редакции:
Цена контракта составляет ___, в том числе НДС.
2. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами и распространяется на отношения сторон, сложившиеся с 01.01.19 г.
В случае невозможности корректировки или перераспределения заказчиком лимита бюджетных обязательств, рекомендуем предусмотреть данное изменение за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты если заключенным контрактом установлена твердая цена работ, а в составе Сводного сметного расчета (сметы) предусмотрены непредвиденные затраты.
Если Заказчик не согласен вносить изменения в государственный (муниципальный) контракт и подписывать Дополнительное соглашение, или, если сложилась обстоятельства, при которых нет возможности оформить и подписать такое Дополнительное соглашение, то сумму НДС с 1 января 2019 года следует определять, исходя из той цены, которая указана в контракте, по расчетной ставке. Расчетные ставки по НДС применяются в тех случаях, когда сумма налога включена в налоговую базу и ее нужно оттуда извлечь.
По условиям государственных (муниципальных) контрактов НДС уже включен в стоимость т.е. указано «в т.ч. НДС» или «в т.ч. НДС 18%». Таким образом сумма НДС является частью цены контракта, подлежащей оплате государственным заказчиком, и исчислена по ставке НДС 18% (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Исполнителю работ (подрядчику) придется исчислить НДС по ставке 20/120 от общей стоимости с учетом НДС.
При оформлении выполнения в актах и справках КС-2 и КС-3 после 1 января 2019 года по переходящим на 2019 год государственным (муниципальным) контрактам, в которых цена определена с учетом налоговой ставки 18 %, НДС следует указывать с применением расчетной ставки НДС 20/120, т.е. сперва определяется выполнение с учетом, учтенной в цене контракта НДС 18%, а потом исчисляется НДС по расчетной ставке 20/120.
118/120 х 20 = 19,67 руб.
По Акту (без НДС) - 100 руб.
По Акту (с учтенной в контракте ставкой НДС 18 % 100*1,18) - 118 руб. Итого по Акту - 118 руб., в том числе НДС - 19,67 руб (118*20/120).
В счетах-фактурах расчетная ставка указывается в графе 7 "Налоговая ставка" как 20/120 без указания символа %", а в графе 5 (сумма без налога, всего) пишем 98,33 (118 - 19,67).
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
О применении положений Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее "Методика") относится к сметным нормативам в соответствии с п. 33 ст. 1 ГрК РФ (сметные нормативы - сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм" (п.33 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ) и включена Федеральный реестр сметных нормативов.
В силу положений ч. 1 статьи 8.3 ГрК РФ положения Методики ОБЯЗАТЕЛЬНЫ при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
В иных случаях сметная стоимость строительства также определяется с применением положений Методики, если иное не установлено (предусмотрено) договором (контрактом), в силу сложившегося, то есть достаточно определенного в своем содержании и широко применяемого правила отношений и понимаемого под обычаем в силу статьи 5 ГК РФ.
В этом смысле положения (правила) Методики являются диспозитивными нормами, которые применяются «по умолчанию» постольку, поскольку законодательством и соглашением сторон не установлено иное.
ДЛЯ СПРАВКИ:
ГК РФ статья 5. Обычаи (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ)
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо "документе".
2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
"...2. Под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются...".
Президент Союза
П.В. Горячкин
Павел Горячкин: "Тема правового статуса МДС 81.35-2004 возникала с первого дня появления данной Методики. Тем не менее Методика прочно вошла в систему гражданско-правовых, государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и даже уголовно-правовых правоотношений и давно признается в качестве сложившихся и широко применяемых правил.
Ссылки на положения Методики зафиксированы в огромном количестве документов, изложены в многочисленных судебных решениях. Необходимость следовать ее положениям фактически воспринимается "по умолчанию" всеми участниками инвестиционно-строительного процесса.
В отношении внебюджетной сферы отступления, оговорки и (или) применение отличных от Методики правил следует закрепить в договоре (контракте) или приложениях к нему, а не исходить из того, что Методика носит рекомендательный характер и необязательна к применению!"
Разъяснение
по отдельным вопросам содержания технической документации и сметы в системе государственных (муниципальных) закупок
При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке. Смета вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью государственного (муниципального) контракта (договора строительного подряда).
Предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, а в смете учтены все затраты по предстоящим работам. Частью 3 Статьи 7. 44-ФЗ определено, что информация, размещенная в Единой информационной системе (ЕИС), в том числе и проектно-сметная документация, должна быть полной и достоверной. Подтверждением достоверности сметной стоимости в установленном законом случаях является Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости (в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской федерации от 18.05.2009 № 427). Само Заключение о проверке достоверности также подлежит включению в состав документации о закупке и размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). При этом в соответствии с положениями Закона о контрактной системе любой участник вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.
Отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектно-сметной документации, может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Проектно-сметная документация является приложением к контракту, она размещается в составе конкурсной документации до проведения аукциона и подрядчик, будучи профессиональным участником в сфере строительства, на стадии проведения электронного аукциона, предшествующей заключению контракта, принимает на себя обязанность по выполнению работ в соответствии с документацией аукциона, и должен оценить с учетом надлежащей степени заботливости и осмотрительности возможность выполнения всего перечня работ до того, как приступит к их выполнению.
Сам государственный (муниципальный) контракт заключается подрядчиком в добровольном порядке и подрядчик должен иметь возможность получить сведения о конкретных условиях выполнения работ.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Об отдельных вопросах проведения контрольных проверок объемов и стоимости выполненных работ в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства
В целях оказания методической помощи по отдельным вопросам проведения контрольных проверок строительно-монтажных работ в системе государственных (муниципальных) закупок, предупреждения и выявления возможных нарушений при расчетах за выполненные работы, Союз инженеров-сметчиков рекомендует руководствоваться следующими ОБЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ:
Контрольные проверки являются одним из основных способов выявления нарушений в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства и обеспечения принципа эффективности использования бюджетных средств согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Целью контрольной проверки является оценка и установление достоверности объемов и стоимости, выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах капитального строительства и ремонта, а также выявление соответствия количества и номенклатуры (параметров) фактически использованных материалов и установленного оборудования.
Обмерные работы — это комплекс мероприятий по выполнению замеров и фиксации результатов измерений строительных конструкций зданий и сооружений и их отдельных элементов, определение или уточнение фактических геометрических характеристик и параметров строительных конструкций или их отдельных элементов.
Стоимость объемов работ, отраженных в актах о приемке выполненных работ, превышающих фактически выполненные объемы, считается завышением стоимости выполненных работ, а их оплата государственным заказчиком является неэффективным использованием бюджетных средств.
В ходе проверки необходимо убедиться в отсутствии неправомерных изменений физических объемов и стоимости выполненных работ на объекте капитального строительства (завышения или уменьшения), вызванных:
- включением в акты о приемке выполненных работ затрат, не предусмотренных проектной документацией и контрактом и не относящихся к строительно-монтажным и ремонтным работам;
- включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных работ;
- необоснованным включением в расчетные документы физических объемов работ, превышающих объемы, предусмотренные контрактом и проектной документацией;
- несоответствием сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, принятых при расчете стоимости выполненных работ, сметным нормам и расценкам, коэффициентам (индексам) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размерам лимитированных и прочих затрат, нормам накладных расходов, сметной прибыли и другим нормативам, предусмотренным контрактом на выполнение работ;
- определение стоимости демонтажных работ (при капитальном ремонте) по сборникам на строительные и специальные строительные работы, с применением коэффициентов на демонтажные работы, при наличии прямых норм в сборниках на ремонтно-строительные работы и в сборнике части 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;
- неправильное применение коэффициентов на демонтажные работы (при капитальном ремонте), в том числе применение коэффициентов 1,15 и 1,25 к демонтажным работам с использованием сборников на строительные и специальные строительные работы, что не допустимо;
- необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
- включением в акты о приемке выполненных работ затрат, входящих в состав накладных расходов или в нормы дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время;
- неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией в случаях, если эти материалы и конструкции приняты от заказчика подрядной организацией или передача их предусмотрена контрактом;
- неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией объекту контроля стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией;
- приемкой работ до заключения контракта;
- приемкой работ после подписания акта о приемке выполненных работ;
- арифметическими ошибками;
- другими причинами завышения объемов и стоимости работ.
К завышениям объемов и стоимости выполненных работ, кроме вышеуказанных случаев, относятся:
- разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций, качество, технические и функциональные характеристики которых не являются улучшенными;
- разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена замена материалов и конструкций на более дорогие;
- стоимость работ по монтажу оборудования, если отсутствуют акты об индивидуальном его опробовании вхолостую (в этом случае работы по монтажу оборудования считаются незаконченными).
При проверке работ, оплаченных или предъявленных к оплате, стоимость которых определена на основании единичных расценок, следует иметь в виду, что незаконченные части конструктивных элементов и видов работ включаются в справки для оплаты лишь в тех случаях, когда сметными нормами допускаются промежуточные расчеты и это обусловлено договором. В противном случае стоимость незаконченных конструктивных элементов и видов работ следует считать завышением.
К завышениям следует относить также стоимость оплаченных строительных материалов, изделий и конструкций, завезенных или изготовленных на строительной площадке, но не уложенных в проектное положение.
В случаях когда при капитальном ремонте заказчик обеспечивает подрядчика необходимыми помещениями, затраты на строительство временных зданий и сооружений в сметной документации и в стоимости выполненных работ не учитываются.
При изучении правильности применения сметных норм и единичных расценок целесообразно определить:
- соответствие выбранной нормы (расценки) технологическому процессу (работе);
- отсутствие фактов двойного включения в сметную стоимость одних и тех же работ;
- отсутствие фактов включения материалов, использование которых не предусмотрено проектной документацией или ранее учтено посредством применения другой сметной нормы (расценки).
Кроме того, рекомендуется проверить правильность применения поправочных коэффициентов, учитывающих соответствующие особенности производства работ, а также правильность применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли.
При контрольных проверках (обмерах) выполнения земляных работ проверятся:
- положение выемок и насыпей в пространстве (в плане и высоте);
- геометрические размеры земляных сооружений;
- характеристики уложенных и уплотненных грунтов;
- правильный подсчет объема и стоимости перевозок грунта.
В случае расхождений между данными, представленными подрядчиком в исполнительной документации и данными, полученными при проверке и приемке объемов выполненных работ по объекту, принимается к учету и оплате фактический объем уложенного грунта.
Проверяя решения об излишке или недостатке грунта по строительной площадке в целом и включения в смету (акты) на вертикальную планировку затраты на перемещение грунта от выемок к насыпям, следует помнить, что затраты на разработку и погрузку излишнего грунта в автосамосвалы уже учтены в сметах на строительство отдельных зданий и сооружений. Следовательно, в смете (акте) на вертикальную планировку должны отражаться только затраты на перемещение указанных объемов грунта.
Отсутствие у заказчика установленной исполнительной документации и актов на скрытые работы дает основание предполагать, что работы выполнены с нарушениями проектных решений или не выполнены вообще.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Разъяснение
О затратах на снегоборьбу
Снегоборьба представляет собой работы по ликвидации снежных заносов, вызванных стихийными явлениями (метель, буран, пурга), в том числе предполагает работы по уборке снега со строительных площадок и дорог, погрузку снега на автомобили - самосвалы, перевозку снега и разгрузочные работы.
Затраты на периодическую очистку от снега (при обычных снегопадах) строительных площадок, в том числе мест складирования материалов и конструкций, рабочих мест, материалов и конструкций учтены в нормах ГСН 81-05-02-2007.
Дополнительные затраты на снегоборьбу предусматриваются в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельских местностях, расположенных в пределах IV, V и VI температурных зон. Включение в сметы затрат на снегоборьбу в других районах и местностях не допускается.
Лимит затрат на снегоборьбу в сводных сметных расчетах стоимости строительства определяется на основе данных гидрометеорологической службы, а при отсутствии таковой, по зафиксированным данным построенных или находящихся в стадии строительства строек в этих районах. При отсутствии указанных данных затраты рассчитываются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 - 8 сводного сметного расчета стоимости строительства по таблице 2. ГСН 81-05-02-2007. Затраты включаются в графы 4 и 8 главы 9 сводного сметного расчета.
Определение лимита затрат на снегоборьбу на основе данных гидрометеорологической службы является приоритетным.
Указанный лимит затрат на снегоборьбу в сводных сметных расчетах может быть предусмотрен, если работы выполняются в течение зимнего и летнего периодов -круглогодично. При производстве работ только в летний период согласно п. 3 Технической части ГСН 81-05-02-2007, лимит затрат на снегоборьбу не предусматривается.
Основанием для оплаты затрат по снегоборьбе в зимний период являются справки местных органов гидрометеорологической службы. Круглогодичная выплата затрат на снегоборьбу является необоснованной.
Таким образом - лимит затрат по снегоборьбе определяется от общей стоимости работ с учетом выполнения в летний и зимний период (круглогодично), но может быть использован заказчиком только при оплате работ в зимний период.
При расчетах за выполненные работы оплата затрат на снегоборьбу по процентной норме от сметной стоимости строительно-монтажных работ без расшифровки (подтверждения) не допускается и должна производиться, исходя из объемов фактически выполненных и документально подтвержденных работ.
Оплата заказчиком в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта неподтвержденных исполнителем работ (подрядчиком) затрат на снегоборьбу при проведении контрольно-ревизионных мероприятий может квалифицироваться как "неправомерное использование бюджетных средств" в нарушение требований ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если в ранее утвержденных сводных сметах лимиты затрат на снегоборьбу не были предусмотрены, а также при недостаточности лимита затрат (предусмотренных сметой), то при оплате выполненных работ указанные расходы следует относить за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сводных сметах на строительство.
Обстоятельства, вызванные неблагоприятными погодными условиями, в том числе подтвержденные справками гидрометеорологической службы, не являются основаниями для изменения существенных условий, в том числе цены государственного (муниципального) контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ РФ.
Расчеты заказчика с подрядной организацией за выполненный объем работ по снегоборьбе следует производить на основании сметных норм (расценок) Сборника "3емляные работы" и исходя из разницы между средней из наибольших (максимальных значений) высот снежного покрова в текущем периоде и среднедекадной высотой снежного покрова (средним значением высоты смежного покрова) за период наблюдения не менее 10-ти лет.
Средние значения плотности снежного покрова принимаются для рыхлого снега до 200 кг/м. куб и плотного снега до 400 кг/м. куб.
Президент Союза
П.В. Горячкин
Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему.
Оскар Уайльд
Аватар пользователя
Alienora
Профессор
 
Сообщений: 13010
Изображения: 0
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 10:25
Благодарил (а): 220 раз.
Поблагодарили: 1780 раз.
Роль: Заказчик

Re: Разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 № б

Сообщение Deimos » 19 фев 2019, 21:34

Отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектно-сметной документации, может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

данная формулировка также фигурирует в судебной практике.

Коллеги возникает вопрос, скорее к проектировщикам и сметчикам вопрос.
Какой нормативный документ регламентирует состав полного объема ПСД? Постановление 87?

Из практики. Была небольшая закупка (2-3 млн) на капремонт помещений. Была заточка на 300+ листов. При этом ряд позиций были мягко говоря чудные. Например несколько типов асфалтобетоных смесей, и плит для аэродромов, труб большого диаметра для наружного водоснабжения. Напомню, объект закупки - ка.ремонт внутри помещений. Соответственно выше перечисленные позиции не имели никакого отношения к закупке и играли роль массовки.

На будущее хотелось бы в таких случаях позиции, которые вызывают сомнения сверять с ведомостью ресурсов.

Не могу найти документ, в котором сказано, что ведомость ресурсов (локальная ресурсная ведомость) является неотъемлемой частью проектно-сметной документации.
Аватар пользователя
Deimos
Знаток
 
Сообщений: 1368
Зарегистрирован: 15 апр 2016, 14:42
Откуда: Севастополь
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Роль: Поставщик
Пункты репутации: 80


Вернуться в Новости 44-ФЗ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]

Работает на phpВВ © phpВВ Group