FAQ: 44-ФЗ для заказчиков (общие вопросы)

Федеральный закон №44-ФЗ от от 05.04.2013 (О контрактной системе..) вступил в силу с 01.01.2014 и заменил 94-ФЗ. Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, частности, осуществление закупок товаров, работ и услуг

Внесение изменений в контракт - общие (прочие) случаи

Сообщение kir_dfg » 03 мар 2019, 15:41

 Следует ли оформлять дополнительное соглашение, если меняются реквизиты поставщика?
Здесь следует исходить из того, что на пути оплаты стоит орган федерального казначейства. Чаще всего письма-уведомления об изменении реквизитов для них недостаточно. Поэтому - да, следует оформлять дополнительное
соглашение с обязательным его размещением в реестре контрактов.


 А насколько это вообще законно - менять реквизиты поставщика в контракте?
Здесь есть один маленький нюанс, связанный с банковскими гарантиями. На форуме описано несколько случаев, когда поставщик заявлял о смене реквизитов в силу "закрытия старого счета", хотя по факту данный счет оказывался не закрытым, просто у поставщика в данном банке была действующая банковская гарантия и он таким образом пытался с нее "соскочить". Такие случаи, конечно, единичные, и заказчикам отследить данную ситуацию практически невозможно (если только это не гарантия по тому же самому контракту), но в случае каких-либо подозрений рекомендуется связываться с банком и выяснять, действительно ли закрыт данный счет. В противном случае существует риск разбирательств.


 Можно ли менять в контракте место оказания услуг?
Все зависит от того, что это за услуги. Однако, в большинстве случаев - нельзя, так как это изменение существенных условий контракта. Исключением являются ситуации, когда, по факту, оказание услуг связано с изготовлением какой-то продукции, не привязанной к месту, но в этих случаях лучше контракт вообще не трогать.
Не надо в данном случае путать оказание услуг с выполнением работ - изменение адреса выполнения работ всегда является изменением существенных условий контракта.


 Можно ли менять в контракте место поставки товара?
А здесь все зависит от того, насколько далеко отстоит новое место поставки от старого. Соседняя улица, район, квартал - допустимо. Если разница более чем на несколько километров - нет, так как это изменит расходы поставщика на доставку и, соответственно, существенные условия контракта.


 Поставщик изменил тарифы. Можно ли внести изменения в контракт или надо его расторгать?
Прежде всего, следует зарубить на носу - слово "тарифы" в привязке к закону 44-ФЗ - это государственное регулирование цен. А не то, что большинство операторов связи и подобных им компаний называет этим словом. В настоящее время полномочия по государственному регулированию возложены на ФАС (а в случае региональных тарифов - на соответствующие органы исполнительной власти). Поэтому следует найти приказ об утверждении соответствующих тарифов, и если они действительно изменены, то можно применить соответствующий пункт ст. 95. Если же это не государственное регулирование цен, то это никакие не тарифы, и изменять условия следует на общих основаниях (в пределах 10 % или в связи с уменьшением доведенных лимитов). При невозможности - расторгать или выбирать до максимума и заключать новый контракт.


 Можно ли изменить номер контракта в контракте?
Можно, но не рекомендуется, так как определить привязку контракта в ЕИС после этого становится крайне затруднительным, да и возникает неоднозначность по поводу ссылки на контракт в дополнительных соглашениях и документах о приемке и оплате.


 Что делать, если казначейство не пропускает контракт к оплате, в частности, из-за наименования предмета контракта?
Это очень распространенная ситуация, но связана она, в большинстве случаев, с невнимательностью заказчика. К сожалению, единственный вариант здесь (помимо расторжения и проведения новой закупки) - на свой страх и риск менять условия. Как правило, это изменение заключается в изменении формулировок (например, добавлении слова "капитальный" или "текущий" при выполнении ремонтных работ, или изменении наименования товара, но по существу ТРУ остаются те же самые). Но КО, как все понимают, бывают разные.


 Контракт на разработку ПО (или других НМА). Бухгалтерия требует включить в контракт условие о передаче исключительных прав, но контракт уже исполняется. Это допустимо?
Это чисто бухгалтерские рога. Фактически - допустимо, так как данная норма предусматривается автоматически ГК РФ, и права все равно были бы переданы. Но с точки зрения 44-ФЗ это изменение условий, и придется доказывать КО обязательность данного требования.


 Можно ли изменить разбивку цен в спецификации без изменения цены контракта?
Можно, но не нужно. Данный вопрос следует решать на стадии заключения, при этом заказчику желательно убедиться, что предлагаемые поставщиком цены за единицу ТРУ в спецификации адекватно соотносятся с таковыми в обосновании НМЦК. Причиной такого строгого подхода является то, что зачастую такие изменения связаны с желанием поставщика поставить дешевые позиции по высокой цене и затем расторгнуть контракт без поставки оставшихся дорогих позиций. Кроме того, внесение таких изменений в текущих реалиях реестра контрактов ЕИС может натолкнуться на весьма феерические сложности публикации.
В случае работ все несколько проще, но здесь нужно следить, чтобы объем каждой позиции в смете при этом не менялся.


 Можно ли изменить штрафные санкции по контракту?
Нет. Это является существенным условием контракта.


 Можно ли изменить фасовку или упаковку товара?
В отдельных случаях это категорически недопустимо. Например, если речь идет о закупке лекарственных препаратов. В остальных, более простых, случаях - ответ неоднозначный. Главный вопрос, на который следует дать ответ - почему это изменение необходимо. Если это связано с невозможностью поставщика поставить конкретную фасовку из-за того, "что в России такую не производят" - предпочтительно было бы отказать, так как поставщик подавал заявку и соглашался с условиями, более того, из-за указания такой фасовки участников могло быть меньше (то есть заказчик, согласившись на изменения, создаст поставщику необоснованное преимущество). Если же причина иная, можно рассмотреть вопрос более тщательно. Возможно, заказчику следует проконсультироваться с органами контроля и/или аудита по каждому конкретному случаю.
Также, в свете появления КТРУ данный вопрос "помутнел" еще сильнее, особенно если учесть, что некоторые товары отражены там с конкретной и, скажем так, не вполне адекватной единицей измерения.


 Можно ли заключить дополнительное соглашение в процессе заключения контракта?
Забавный вопрос, но из-за того, что на форуме он появляется довольно часто, пришлось его сюда добавить.
Ответить хочется так: вы когда-нибудь пробовали менять колесо у несуществующего автомобиля? Вот и думайте.


 Сколько дополнительных соглашений можно заключить в рамках одного контракта?
Количество, конечно, не ограничено. Только нужно учитывать, что увеличить, например, цену можно только на 10 %, а не на много раз по 10 %.


 Мы изменили одну буковку в контракте (пять, шесть, семь, двадцать буковок-циферок). Нужно ли размещать в ЕИС это допсоглашение?
Разумеется! Причем это размещается как "Изменение контракта", а не как "Исправление сведений", с обязательным указанием оснований изменения и прикреплением дополнительного соглашения.
На форуме не зря этот вопрос размещен аж в нескольких сборниках. Коллеги-заказчики, не провоцируйте КО. Исправление сведений - это исправление реквизитов карточки контракта в том случае, если они не соответствуют тексту контракта. Проще говоря, это исправление технических ошибок при размещении сведений или корректировка по мановению волшебных молотов казначейства (например, ПАО Ростелеком - не Публичное акционерное общество Ростелеком. А вы думали, это одно и то же?). Все остальное - это юридически оформленные изменения контракта, подчиняющиеся закону 44-ФЗ. Кроме того, при исправлении сведений в открытой части вообще не будет отображаться содержание внесенных изменений (равно как и допсоглашение).
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Изменение цены, объема, частичное исполнение, переплата

Сообщение kir_dfg » 31 мар 2019, 13:39

 Когда в контракт можно вносить изменения?
Изменения в контракт допускаются в том случае, если документацией о закупке и/или контрактом были предусмотрены эти изменения. То же самое и с расторжением. Если такие изменения не были предусмотрены, они не допускаются, в противном случае разрешены изменения, предусмотренные ст. 95.


 Можно ли изменить цену контракта больше, чем на 10 %?
Увеличение цены контракта более, чем на 10 %, невозможно в принципе. Исключением являются контракты, заключаемые на ТРУ, цены на которых регулируются государством (тарифами). В этом случае ограничений нет, необходимо лишь обоснование соответствующими НПА.
В случае с уменьшением все несколько более прозрачно. Допускается уменьшать цену контракта без уменьшения объема ТРУ, снижение в связи с уменьшением объема финансирования (норма применяется достаточно редко, поскольку в этом случае контракт проще расторгнуть). Кроме того, при уменьшении цены в связи с прекращением потребности в ТРУ можно применить расторжение по соглашению сторон.


 Можно ли изменить цену контракта на 10 % без изменения объемов ТРУ по контракту?
Нет. Нужно понимать, что изначально меняется не цена, а именно объем ТРУ, а цена уже следует за ним.


 А как же ч. 18 ст. 34? Получается, можно увеличить сумму до НМЦК?
Не надо путать этап заключения контракта с его исполнением. Данная норма применяется при заключении контракта, и только в том случае, если таковое увеличение предусматривается документацией закупки. Кроме того, есть целый ряд нюансов, которые обязательно следует учитывать при таком увеличении.


 Если мы не выбираем объем по контракту, то что нужно делать - вносить изменения или расторгать контракт?
За 6 лет существования 44-ФЗ выработалась определенная практика. Если объем и цена уменьшаются не более чем на 10 %, то можно, разумеется, внести изменения. Однако делать так не стоит, поскольку обычно такие ситуации возникают для коммунальных услуг, услуг связи, заправки картриджей и т.д., то есть для услуг, по которым объем в контракте изначально четко не прописан. Поэтому, во избежание неприятных вопросов, рекомендуется всегда расторгать такие контракты по соглашению сторон на сумму фактически выполненных обязательств.


 Выходим за сумму контракта, при этом казна почему-то пропустила переплату. Что делать?
Несмотря на то, что казначейство призвано не пропускать такие платежи, почему-то именно их оно всегда пропускает (при этом придирается ко всяким мелочам, не имеющим отношения к расходованию бюджетных средств). Разумеется, такие вещи следует прогнозировать заранее. В случае превышения не более чем на 10 % возможно заключить дополнительное соглашение (правда, иногда возникают проблемы со сроком его размещения).
Если же переплата превышает 10 %, и такое все-таки произошло, приходится заключать контракты по п.4 (или п.5), если такое возможно, и зачислять оплату в счет этих контрактов. Как технически это сделать - в каждом конкретном случае следует решать с казначейством. Возможно, потребуется оформлять возврат переплаченной суммы, или же все решится "малой кровью" и простой переделкой платежных поручений. В реестре контрактов в этом случае данные размещаются так, будто переплаты не было.


 Контракт на несколько видов ТРУ (например, на выполнение работ с материалами, или на несколько видов товаров). Как рассчитать допустимые 10 %?
К сожалению, в этом случае изменение на 10% будет не вполне правомерным, так как формулировка ст. 95 не предусматривает раздельного увеличения по каждой позиции. Тем не менее, вопрос все-таки спорный, и многие заказчики вносят изменения в такие контракты (например, изменяют смету). Тут следует опираться, прежде всего, на другие нормы Закона, например, на неизменность предмета контракта, объекта закупки, а также на строительные нормы (например, если смета прошла экспертизу, то и изменения в нее просто так внести нельзя). Каждый конкретный случай следует рассматривать со всех возможных точек зрения.


 Можно ли несколько раз изменять цену контракта по 10%-ной норме и как в этом случае считать проценты?
Неоднократное изменение цены возможно, но при этом суммарная разница не должна превышать 10 % (как на увеличение, так и на уменьшение). Способ подсчета процентов (простые или сложные) в этом случае особого значения не имеет, лишь бы предел изменения не был нарушен.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Расторжение контракта

Сообщение kir_dfg » 31 мар 2019, 14:36

 Должен ли заказчик возвращать обеспечение при расторжении по соглашению сторон?
Разумеется. Обеспечение возвращается в полном объеме, вне зависимости от объема фактически исполненных обязательств.


 Нужно ли указывать обоснование расторжения по соглашению сторон?
Такой обязанности нет. Основанием расторжения является именно соглашение сторон (ч.8 ст. 95). Дополнительного обоснования не требуется, однако орган аудита имеет право запросить некоторые пояснения, например, в случае систематических расторжений контрактов без видимой причины.


 Вчера закончился срок поставки, а поставщик не везет товар. Можем ли односторонне расторгнуть контракт?
Одностороннее расторжение (правильнее формулировать как односторонний отказ от исполнения) - инструмент, который используется только в случае систематического нарушения поставщиком условий контракта. Это означает, что, во-первых, эти условия должны быть существенными (незначительная просрочка сюда никак не относится, это неустойка), во-вторых, неоднократными (одной просрочки или однократного некачественного оказания услуг явно недостаточно), в-третьих, подобной крайней мере должно предшествовать направление регистрируемых претензий поставщику (попытка урегулирования в соответствии с ГК РФ). Кроме того, контрактом и документацией должно быть предусмотрено условие об одностороннем отказе. Отсюда же, в частности, следует, что никакие трудности с оплатой, возникающие у заказчика (снижение объема финансирования, его отсутствие, уменьшение потребности в ТРУ и т.д.) не могут служить основанием для одностороннего отказа со стороны заказчика.


 Расторгаем контракт по соглашению сторон, но еще не оплатили поставку. Что делать?
Если Вы продали свой автомобиль, но через неделю вспомнили, что забыли в бардачке айфон, а новый владелец утверждает, что его там не было, что будете делать?
То же самое здесь. После расторжения контракта обязательств по нему не существует, равно как и самого контракта. Поэтому все действия по оплате должны предшествовать расторжению.


 Поставщик просрочил поставку, решили расторгнуть по соглашению. Обязаны ли мы в этом случае выставлять неустойку?
Естественно. Если контракт расторгается после того, как истек срок поставки, а за поставщиком имеются просроченные обязательства - необходимо выставить претензию. Точно также и поставщик не станет расторгать контракт, если имеются неисполненные обязательства по оплате поставленных ТРУ.


 В процессе исполнения контракта уже была попытка одностороннего расторжения, но поставщик устранил нарушения. Теперь снова приходится инициировать процедуру, есть ли какие-то изменения?
При повторном инициировании процедуры одностороннего расторжения, в соответствии с ч. 14. ст. 95 (при наличии оснований для расторжения, разумеется), поставщику уже не дается право устранения нарушений. То есть, по факту, решение по-прежнему вступает в силу с 10-дневной отсрочкой, но неизбежно.


 Какие способы уведомления об одностороннем расторжении существуют?
Есть разные точки зрения, в частности, многие считают, что отправка уведомления заказным письмом является обязательной, вне зависимости от того, какой еще способ будет применен заказчиком, а многие - что это необязательно и достаточно других способов (например, личное вручение, факс, электронная почта и так далее). Судебная практика также разнится.
Также следует отметить, что иногда даже личное вручение уведомления с росписью на оригинале может быть поставлено под сомнение (поставщик заявит, что не ставил печати и не подписывал, или что девочка-секретарь не уполномочена принимать документы, подделает журнал входящих документов и т.д.). Поэтому наиболее корректно уведомлять поставщика минимум двумя способами, одним из которых должна быть отсылка почтой заказным письмом с уведомлением.


 Что делать, если поставщик не забирает письмо с почты?
В случае, если поставщик по каким-то причинам не забирает письмо с почты, либо происходит возврат письма, заказчику требуется отсчитать 30 дней с момента размещения решения в ЕИС. Именно с полученной даты будет идти отсчет 10 дней на устранение нарушений.


 Срок действия контракта закончился, но оплата по нему еще не завершена. Что делать?
Очевидно, оплачивать. Если в контракте срок действия сформулирован наподобие "в части расчетов - до полного исполнения обязательств", то формально он еще действует. Если же формулировка иная, то здесь применяются нормы ч.3 ст. 425 ГК РФ - окончание срока действия не приводит к прекращению обязательств, если иное не предусмотрено контрактом. Поэтому, в большинстве случаев, оплата все-таки проводится, а если контрактом предусматривается прекращение обязательств, или заказчик не платит - поставщик может обратиться в суд.
И еще - заказчику следует обратить особое внимание на то, что контракт, у которого таким образом закончился срок действия, невозможно расторгнуть. Это может привести как к курьезным ситуациям, так и к проблемам с размещением контракта в ЕИС и, соответственно, с проверяющими.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Неисполнение обязательств, неустойки

Сообщение kir_dfg » 03 май 2019, 12:43

 Обязаны ли мы начислять неустойки? Что, если не хотим?
Обязаны. За неначисление предусмотрена административная ответственность (ч.7 ст. 7.32 КоАП).


 В каких случаях поставщику начисляются пени, а в каких - штраф?
Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств поставщиком, штрафы - за неисполнение прочих обязательств. Нельзя начислять штрафы за просрочку. Кроме того, в большинстве случаев необходимо, чтобы конкретные "варианты" нарушения обязательств были описаны в контракте, а каждое имеющееся нарушение обязательств, подпадающее под штраф, было подтверждено каким-либо документом. В ряде случаев возможно выставление штрафа за неоднократное нарушение сроков ежедневной поставки (и подобных же ситуациях), но такие условия должны предусматриваться контрактом (в этих случаях это будет не просрочка, а именно ненадлежащее исполнение).


 Может ли быть так, что начисляются одновременно пени и штраф?
Судебная практика говорит, что такое возможно лишь в одном случае - при одностороннем расторжении контракта. В этом случае добавляется еще и отправка документов на включение в РНП.


 Что такое нестоимостное нарушение?
Это понятие определяется каждым конкретным контрактом. Четкого определения в законодательстве нет, как нет в нем и случаев, определенно подпадающих под штраф. С такими штрафами следует быть крайне внимательным, поскольку суммы по ним, как правило, довольно значительны, а условия и формулировки туманны.


 Как отобрать неустойку у поставщика, какие есть способы?
Следует отметить, что для оплаты неустойки, вне зависимости от способа, должна быть выставлена претензия с расчетом этой неустойки и требованием ее оплаты.
Основной способ, который не требует дополнительных условий - добровольная оплата поставщиком. Этот способ предусматривается автоматически, единственным его минусом, очевидно, является возможность задержки уплаты или полного отказа поставщика. В этих случаях остается только суд.
Второй способ - удержание средств из обеспечения по исполнению. В большинстве случаев контракт должен предусматривать такое условие. Если его нет, существует риск судебного иска от поставщика или проблем при проверках КО. Самовольное удержание средств, без уведомления поставщика об этом, неправомерно.
Третий способ - удержание средств из оплаты (то есть оплата на меньшую сумму). Способ весьма сомнительный, так как законодательством подобные выкрутасы не предусмотрены, да и казначество у заказчика обычно оплачивает суммы в соответствии с документами о приемке, а не какие-то пересчитанные. Между тем, в актах по приемке неустойка обычно не прописывается (для этого готовятся иные документы, например, претензия или соглашение о расторжении). Заказчику так поступать не рекомендуется.


 Если мы расторгаем контракт по соглашению, требуется ли неустойка?
Если контракт расторгается за пределами срока исполнения обязательств (но до окончания срока действия контракта - иначе расторгать нечего), то выставление пени - обязательно. Штраф, как правило, в таких случаях не выставляется, но может быть выставлен за нарушение обязательств в процессе исполнения контракта (независимо от факта последующего расторжения). В случае, если заказчик прошляпил срок действия контракта, о расторжении речи быть не может, но выставление неустойки также обязательно. Однако в этом случае ее размеры будут существенно зависеть от условий контракта - каждый такой случай необходимо прорабатывать отдельно.


 Если поставщик тянет с исполнением контракта или вообще не приступает к обязательствам и не выходит на связь, когда можно выставлять неустойку?
Вопрос поставлен несколько не в той плоскости. Неустойка выставляется за просрочку исполнения (пени) или за нарушение иных обязательств (штрафы). Пени могут быть выставлены в двух случаях:
1) Поставщик исполнил обязательства (или их часть) с просрочкой. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента исполнения этого обязательства (подписания документа о приемке).
2) Производится расторжение контракта по соглашению сторон за пределами срока исполнения обязательства. Пени выставляются на период с окончания срока исполнения обязательства до момента расторжения контракта.
Исходя из этого, не получится просто так выставить пени, если поставщик не исполняет обязательства. В контракте могут быть прописаны конкретные случаи выставления штрафа поставщику (например, за нарушение ТБ на объекте, непредоставление документов и т.д. и т.п.), если ситуация подпадает под такие случаи, можно выставить штраф. Однако, в большинстве случаев эта ситуация приводит к выставлению нестоимостной претензии заказчика (по типу - "что ж ты, гад, не работаешь, или работай, или будет плохо"), возможно, с намеком на одностороннее расторжение.


 Есть ли на текущий момент какие-либо правила списания неустоек?
Нет. Такие правила существовали в 2015-2016 годах как "мера по преодолению экономического кризиса". В настоящее время неустойки выставляются и оплачиваются в полном объеме.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Приемка и экспертиза результатов исполнения контракта

Сообщение kir_dfg » 03 май 2019, 13:31

Внимание. В данном блоке вопросов представлены ответы, базирующиеся на разъяснениях регуляторов контрактной системы (Минэкономразвития и, в последующем, Минфина), практике проверок соблюдения законодательства и ответах форумчан. В разных регионах подходы КО в данной сфере могут отличаться.

 Если контракт на поставку товара, то нужно ли предусматривать акт приемки, и если да, то для чего он?
Здесь, помимо чисто бухгалтерской стороны (акт о приемке иногда "выше", чем товарная накладная, и именно по нему производится оплата), имеется аспект приемки и экспертизы. То есть в рамках 44-ФЗ накладная может подтверждать факт ПОСТАВКИ, а акт - факт ПРИЕМКИ (и, если предусмотрено, внутренней экспертизы). То есть накладную заказчик может подписать, когда поставщик привезет товар, а акт - после приемки (в срок, предусмотренный контрактом на приемку). Тем не менее, в случае поставки товара акт не является обязательным, и его предоставление регулируется исключительно контрактом (требования в законе нет).
Если имеются сомнения в необходимости предоставления такого документа, то здесь можно поступить следующим образом. Если речь идет о ежедневной поставке (продукты питания, например), то поставку производить по накладным (либо предусмотреть акт, например, раз в месяц). Если же речь идет о единовременной поставке, кроме того, поставляется серьезное оборудование, то акт был бы все-таки желателен.


 Необходимо ли создание приемочной комиссии заказчика?
Нет, это не является обязательным. Однако, порядок приемки в организации должен быть обязательно закреплен приказом (который утверждает либо положение о комиссии и/или ее состав, либо наделяет полномочиями определенное лицо). Также, в случае создания комиссии, она должна включать не менее пяти человек.


 Можем ли мы наделить полномочиями по приемке и внутренней экспертизе конкретного сотрудника?
Можете. Это делается приказом, в котором прописываются порядок приемки (общие положения - так как конкретный порядок приемки должен быть предусмотрен контрактом) и порядок внутренней экспертизы. Для экспертизы может быть предусмотрен "штампик", либо ручное визирование документа о приемке уполномоченным лицом (с надписью вроде "экспертиза проведена").


 Требуется ли готовить отдельный документ о проведении внутренней экспертизы?
Минэкономразвития несколько раз разъясняло, что не требуется. Даже в случае наличия комиссии по приемке можно предусмотреть визирование документа о приемке (акта, ТН) членами этой комиссии, возможно, в специальном "штампике".


 Чем отличается экспертиза результатов исполнения контракта от экспертизы, заказываемой в случае споров по контракту?
Не следует путать эти два вида экспертизы. Первая из них предназначена для соблюдения требований ст. 94 закона и, в большинстве случаев, не признается арбитражными судами (за исключением отдельных случаев, когда она внешняя с требованиями ст. 41, но такие случаи по России исчисляются всего лишь десятками в год). В случае возникновения споров по контракту экспертиза либо назначается судом, либо проводится по требованию стороны по контракту в процессе досудебного урегулирования спора, но в этих случаях она оплачивается отдельно и никак не связана с законом 44-ФЗ.


 Требуется ли обучение или какие-либо лицензии сотрудникам приемочной комиссии?
Таких требований законодательство не содержит. Внутренняя экспертиза, в большинстве случаев, чисто формальная процедура, неразрывно связанная с приемкой.


 Можем ли мы привлечь в приемочную комиссию сотрудника иной организации?
По согласованию - это возможно. Как правило, такой вариант используется для того, чтобы заказчик удостоверился в качестве поставляемых ТРУ. Однако, нельзя использовать внутреннюю экспертизу как средство давления на поставщика по контракту (в случае возникновения споров назначается независимая экспертиза по ГК РФ, либо, в крайнем случае, внешняя экспертиза с соблюдением требований ст. 41), тем более, если привлекаемый сотрудник является участником или имеет отношение к участнику (особенно обиженному-отклоненному-проигравшему) данной закупки.


 Нужно ли утверждать состав приемочной комиссии по каждому контракту?
Данное требование должно быть прописано в Положении о приемочной комиссии. В практическом плане крайне сложно утвердить неизменный состав по всем контрактам, так как люди бывают в отпусках, знания у всех в разных областях и т.д., а если прописывать большое количество сотрудников, то на каждом документе о приемке потребуется собирать все подписи. Поэтому, как правило, состав утверждается на каждую закупку, либо на каждую сферу закупок (или комиссия вообще не создается).


 Является ли надпись шефа "К оплате" фактом экспертизы ТРУ по контракту?
Никоим образом. Это не экспертиза, это всего лишь резолюция, предусмотренная делопроизводством заказчика и не имеющая никакого отношения к 44-ФЗ. Для экспертизы требуется отдельный порядок, утверждаемый приказом.


 Можно ли принимать услуги по контракту по счету?
Если контракт предусматривает такой порядок, то да. В этом случае порядок экспертизы будет таким же, как если бы это был акт, и именно счет размещается в реестре контрактов как документ о приемке.
Если контракт предусматривает подготовку документа о приемке (в случае услуг это, как правило, акт оказанных услуг), то это неправомерно. Если в контракте совсем нет порядка приемки оказанных услуг, то он составлен с нарушениями закона 44-ФЗ и может быть признан недействительным.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Великий и ужасный НДС

Сообщение kir_dfg » 04 май 2019, 01:12

Общая рекомендация для заказчиков. Вас ни при каких обстоятельствах не должно волновать, какие налоги платит поставщик - в том числе при получении КП, формировании НМЦК, подготовке документации и проекта контракта, заключении контракта. Иначе говоря, обрабатываемые суммы не должны зависеть от конкретных налогов, а должны включать общие формулировки. Ниже расшифровки этой общей рекомендации. Исключением являются крайне редкие ситуации, когда закупаемые ТРУ будут подпадать под специальный налоговый режим со ставкой НДС, отличающейся от стандартной (20 %).

 Когда готовится обоснование НМЦК, нужно ли выделять НДС в ее составе?
Независимо от того, какие КП предоставляют поставщики, эти КП сопоставляются на общих условиях. Ни в коем случае нельзя пересчитывать цены с НДС или без НДС - в расчете участвуют те, что с учетом всех налогов (т.е. итоговые цены за единицу каждой позиции ТРУ в данном КП). При этом в расчете обоснования НМЦК в структуре цены НДС рекомендуется не выделять.


 Как сформулировать обоснование НМЦК в извещении и документации с точки зрения НДС?
К примеру, так: начальная (максимальная) цена включает в себя стоимость Товара, расходы Поставщика на упаковку, маркировку, поставку, погрузку/разгрузку, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы Поставщика, необходимые для надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств. НДС в данной формулировке выделять не рекомендуется. Если же он будет выделен, следует иметь в виду, что тогда в проекте контракта не должно быть вариантов для УСН (т.е. без уплаты НДС), и поставщику в любом случае придется выплачивать НДС и выставлять счет-фактуру. Такой вариант следует признать крайне сомнительным и неоправданным (хотя формально обоснованным).


 Если у нас контракт с НДС, а выиграл поставщик на УСН, должны ли мы вычесть у него НДС?
Этот вопрос занимает первое место по популярности на форуме. Точных исторических данных о том, из какого коацервата времен архейской эпохи возникла идея вычитания НДС из цены контракта, нет. Предположительно, это отпочковалось несколько миллиардов лет назад от казначейства и вскоре было ассимилировано прокуратурой, а вслед за ними - и Верховным судом. Впрочем, недавно (в конце мая 2019 года) Верховному суду удалось изменить мнение. Тут следует расписать подробнее.
В начале 2016 года прокатилась волна решений арбитражных судов (в том числе и три определения Верховного суда), повергших в шок поставщиков, находящихся на УСН. Суть их сводилась к тому, что если в проекте контракта был выделен НДС, то при заключении контракта он так и должен был оставаться, т.е. поставщик на УСН был обязан уплатить по данному контракту в бюджет НДС и выставить счет-фактуру. Самым поразительным и шокирующим в этих решениях было то, что они основывались на выставлении заказчиками требований документации и проекта контракта, а заказчики не представляли, зачем им нужны были такие требования. До сих пор заказчики еще не до конца понимают, зачем им нужен фиксированный выделенный НДС в проекте контракта (или, того хуже, в структуре НМЦК). Кое-кто пытается обосновать это "экономией бюджетных средств" - то есть при оплате контракта УСНщикам якобы экономится 18 (теперь уже 20) %, однако это вовсе не так - на форуме имеются примеры подсчетов, из которых следует, что УСНщики с налогом 6 % находятся практически в том же положении, что и ОСНщики с 20% НДСом. К сожалению, заказчики, в большинстве случаев, не в состоянии этого понять, кроме того, большинство их не являются плательщиками НДС, а посему система налогообложения поставщика не должна их касаться, но почему-то касается.
Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда заказчик является плательщиком НДС (автономные и унитарные предприятия). В этом случае контракты прописываются так, как требует налоговое законодательство, т.е. с выделением НДС (при необходимости). Но это, скорее, исключение, чем правило.
А теперь самое главное. Ни при каких условиях цена контракта не может быть уменьшена из-за налогообложения. Здесь имеется в виду именно уменьшение цены (а не выплат), т.е. включение в заключаемый контракт суммы, которая уменьшена по сравнению с выигранной ценой поставщика. Если проектом контракта было предусмотрено жесткое выделение НДС, то в этом случае производится выделение НДС по типу "в том числе", то есть в структуре цены, но сама цена при этом не изменяется. Для обычных заказчиков по 44-ФЗ такой вариант следует признать сомнительным, т.к. в этих случаях уплата НДС поставщиком на УСН ничем не оправдана.
В конце мая 2019 года Верховным судом установлено, что вычитание НДС в случае УСН неправомерно даже в том случае, если в контракте явно выделен НДС (в этом случае, по мнению суда, поставщик волен сам решать, выставлять ему счет-фактуру или нет).


 Если оплата НДС поставщиком УСН не оправдана, то как тогда составить проект контракта?
В проекте контракта (для обычного заказчика, не являющегося плательщиком НДС) лучше всего предусмотреть "вилку", т.е. два варианта структуры цены - с НДС и без него. Например, так: "Цена Контракта составляет ___ руб. (если есть, указать с учетом НДС цифрами и прописью)". В этом случае при заключении контракта с победителем на ОСН к формулировке добавляется сумма и процент НДС, а в случае победителя на УСН - фраза "НДС не облагается на основании...(такой-то такой-то статьи НК РФ или решения ИФНС)". Для УСН всегда рекомендуется указывать обоснование (как минимум - статью НК РФ, а лучше - реквизиты решения соответствующей ИФНС).
Заказчику следует быть готовым к тому, что в случае жесткого выделения НДС в контракте он может получить запросы на разъяснения или жалобу на документацию, а при заключении контракта - жалобу от победителя на удаление этого требования из контракта. При этом решение ФАС будет основано на очень многих нюансах (например, на структуре НМЦК и формулировках в извещении), которые предугадать достаточно сложно. Поэтому, прежде чем так делать, стоит хорошенько подумать.
Нельзя допускать противоречий в выделении НДС в пределах документации (то есть в извещении, документации, проекте контракта и обосновании НМЦК). Например, если в структуре НМЦК он выделен, то должен быть выделен и в проекте контракта (т.е. "вилка" в этом варианте не допускается), если же в структуре НМЦК он не выделен, то в проекте контракта возможно как жесткое выделение, так и "вилка". Третий вариант (т.е. отсутствие "вилки" и отсутствие жесткого выделения), чаще всего, приравнивается к жесткому выделению.


 Если в проекте контракта жестко выделили НДС, а выиграл победитель на УСН, можно ли указать ставку и сумму НДС, равные нулю?
Ни в коем случае. "НДС не облагается" и "НДС 0 %" - не равнозначные случаи. Нулевая ставка НДС - это специальный налоговый режим для ряда ТРУ (например, закупка программного обеспечения с заключением лицензионного соглашения), и такое указание в контракте на обычные ТРУ было бы неправомерным.


 Но если мы выделили НДС в проекте контракта, можем ли мы внести изменения на этапе заключения или допсоглашением? Что же тогда делать?
Нет, в этих случаях это неправомерно, особенно, если в структуре НМЦК был выделен НДС (в последнем случае все совсем плохо). В данной закупке изменений вносить уже нельзя, а вот со следующей можно уже формировать проект контракта по-другому.


 А что делать, если казначейство требует отобрать у поставщика НДС?
Работать с казначейством (таких упертых осталось мало, но еще попадаются), приводить им судебную практику, которую можно посмотреть на форуме. При этом, конечно, следует убедиться, что требование вычитания не связано с противоречиями в документации и кривыми формулировками обоснования цены и цены в проекте контракта.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Организация работы по закупкам, комиссия по закупкам

Сообщение kir_dfg » 25 май 2019, 20:58

См. также FAQ topic46274.html.

 Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?
Нет. Но нужно разобраться с контрактной службой/управляющим и комиссией по закупкам.


 Нужно ли издавать приказ о проведении каждой закупки?
Это определяется документооборотом организации и наличием-отсутствием уполномоченного органа. В случае наличия УО приказ чаще всего обязателен. В случае его отсутствия - нужно учитывать форму утвержденной в организации документации и наличие на ней подписи руководителя (то есть ее утверждения).


 Как обеспечить своевременное предоставление документов, обязательных для размещения на сайте, со стороны бухгалтерии контрактному управляющему/контрактной службе?
Для этого в организации рекомендуется принять документ о взаимодействии КУ/КС с остальными структурными подразделениями. Само по себе это не дает 100% гарантии защиты от штрафов в случае просрочек не по вине КУ, но все же действует сильнее, нежели просто ругательства с бухгалтерией. В случае же территориальной разнесенности подразделений (например, при наличии централизованной бухгалтерии) такой документ просто необходим.


 Требуется ли создавать комиссию по закупкам, если заказчик все закупки проводит через уполномоченный орган?
Нет, не требуется. Однако следует учитывать, что терпение УО тоже не вечно, и рано или поздно они могут частично или полностью отказаться проводить закупки.


 Возможно ли включить в комиссию по закупкам представителя сторонней организации?
Да, возможно. Закон не содержит подобных запретов. Однако при этом среди включаемых представителей не должно быть таких, которые представляют организации, с которыми в рамках конкретной закупки имеется потенциальный конфликт интересов, проще говоря, которые могут принимать участие в такой закупке.


 Должны ли члены комиссии быть обучены по 44-ФЗ?
Законом предусматривается, что они должны быть "преимущественно" обучены. Толкование данного слова несколько неоднозначное, но большинство экспертов, а также КО, склоняются к тому, что обучено должно быть не менее 50 % членов комиссии. То есть, в случае минимально возможного количества членов комиссии (пять), должно быть не меньше 3 обученных.


 При каком количестве членов комиссии она будет правомочна?
Не менее 50 % присутствующих на заседании членов комиссии дает ей право принятия решений. При этом не имеет значения, сколько из присутствующих членов комиссии обучены.


 Может ли заказчик создавать отдельную комиссию на каждую закупку?
Да, это не запрещается. Можно создать единую комиссию, можно свою на каждую закупку, можно создать отдельные котировочную, аукционную комиссии и т.д.


 Что делать, если при рассмотрении заявок наблюдаются разночтения мнений о допуске или недопуске?
В протоколе закупки (независимо от способа определения поставщика) указывается решение, принятое каждым членом комиссии по каждой заявке. Решение принимается простым большинством голосов. При этом, при необходимости, член комиссии, несогласный с ее решением, вправе изложить особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе или являться приложением к нему. Отметим, что в случае наложения административного штрафа на комиссию к его уплате будут привлечены только те ее члены, которые приняли неправомерное решение.


 Какова роль председателя комиссии в рамках заседания?
Только организационная - то есть ведение заседания и оглашение заявок (там, где это предусматривается процедурой). Председатель имеет такие же права, как и остальные члены (то есть не имеет каких-то привилегий при рассмотрении заявок). То же самое относится и к секретарю, если таковая роль предусматривается - он может вести протокол, а до заседания, например, заниматься организацией этого заседания.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Уполномоченный орган и специализированная организация

Сообщение kir_dfg » 27 июл 2019, 02:13

 Чем уполномоченный орган отличается от специализированной организации?
Уполномоченный орган регламентируется ст. 26. Это орган по централизации закупок, ему могут быть переданы полномочия по размещению и проведению процедуры, иногда по разработке документации (но не по заключению контракта и не по обоснованию закупок). При этом в рамках переданных полномочий УО действует от собственного имени. В роли УО может выступать только организация, входящая в структуру госорганов (только государственный орган, казенное учреждение или муниципальный орган).
Специализированная организация регламентируется ст. 40. В ее роли может выступать любая сторонняя организация, главное отличие от УО в том, что она действовать будет от имени заказчика, и заказчик будет нести ответственность за ее действия. СО также может быть передан только ограниченный круг полномочий - по разработке документации, размещению, направлению приглашений и т.д. При этом рассмотрение заявок и проведение процедуры осуществляет заказчик, равно как и обоснование, определение существенных условий контракта и т.д.


 Может ли в качестве специализированной организации выступать ИП или физическое лицо?
Нет. Ст. 3 однозначно подразумевает только юридическое лицо.


 Как выбрать специализированную организацию?
Заключение контракта с СО осуществляется в соответствии с нормами 44-ФЗ, то есть либо у единственного поставщика по п.4 или п.5, либо путем проведения торгов.


 Если закупки проводятся через уполномоченный орган, может ли заказчик осуществить закупку самостоятельно?
Все зависит от того, что указано в НПА по передаче полномочий. Если там предусматривается такая возможность, то может, если нет, то тоже может, но на свой страх и риск.


 Можно ли передать уполномоченному органу полномочия по планированию и размещению информации?
Ст. 26 позволяет передать уполномоченному органу только действия по процедурной части закупки, т.е. с момента размещения извещения до подписания итогового протокола. Иногда часть этих полномочий остается за заказчиком, однако, никакие другие полномочия передавать УО нельзя.


 Кто отвечает за действия уполномоченного органа?
За действия уполномоченного органа отвечает уполномоченный орган, правда, иногда действия комиссии обусловлены некорректно составленной документацией, и тогда ответственность может плавно перейти на заказчика. Это главное отличие от специализированной организации, при работе с которой вся ответственность сохраняется за заказчиком.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 10666
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 1352 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 555

Пред.

Вернуться в Закон 44-ФЗ (Контрактная система)

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot], Google Adsense [Bot], m4mind, Morkovina

Работает на phpВВ © phpВВ Group