Ответ:
В Департаменте государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросам, касающимся организации государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в условиях последних изменений законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В части вопросов, касающихся правоприменения положений статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 176-ФЗ (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ и Федеральный закон № 176-ФЗ соответственно), сообщаем следующее.
Федеральным законом № 176-ФЗ внесены изменения в статьи 45 и 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в части пересмотра продолжительности всех видов ежегодных оплачиваемых отпусков на гражданской службе, включая;
ежегодный основной оплачиваемый отпуск (далее - основной отпуск);
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет (далее - отпуск за выслугу лет);
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие), для которых установлен ненормированный служебный день (далее - отпуск за ненормированный служебный день).
Так, в действующей редакции статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается одинаковая для всех категорий гражданских служащих продолжительность основного отпуска в размере 30 календарных дней, отпуска за ненормированный служебный день в размере 3 календарных дней, а также пересматривается существующее соотношение продолжительности стажа гражданской службы и предоставляемого в связи с этим отпуска за выслугу лет в части установления 5-летних интервалов стажа службы и соответствующего им количества дней дополнительного отпуска - 1, 5, 7 и 10 календарных дней.
Таким образом, реализация положений Федерального закона № 176-ФЗ привела к изменению продолжительности предоставляемого гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 79-ФЗ к числу существенных условий служебного контракта относятся условия профессиональной служебной деятельности, а также режим служебного времени и времени отдыха.
Видами времени отдыха являются в том числе ежегодные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых указывается в служебном контракте гражданского служащего.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Вместе с тем статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ установлен исключительный случай, когда изменение существенных условий служебного контракта допускается по инициативе представителя нанимателя в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности при условии сохранения должностных обязанностей гражданского служащего.
Основанием изменения условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является в том числе изменение законодательства Российской Федерации.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Указанным минимальным сроком уведомления гражданских служащих о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта обусловлен срок вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ - по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, гражданские служащие в установленном Федеральным законом № 79-ФЗ порядке должны быть уведомлены об изменении существенных условий служебного контракта в части продолжительности основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом, учитывая, что двухмесячный срок уведомления является минимальным, а не предельным, в целях более эффективной кадровой работы и наименьшей нагрузки на кадровую службу целесообразно уведомить всех гражданских служащих федерального органа исполнительной власти о предстоящих изменениях единовременно.
Статьей 2 Федерального закона № 176-ФЗ предусмотрена переходная норма, согласно которой новая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы на день вступления в силу предусмотренных изменений, исчисляется начиная с их нового служебного года.
В этой связи дополнительные соглашения к служебным контрактам в части уточнения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих заключаются не единовременно со всеми гражданскими служащими федерального органа исполнительной власти, а последовательно в зависимости от даты начала их нового служебного года. При этом под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления гражданского служащего на должность гражданской службы в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, в первоочередном порядке дополнительные соглашения к служебным контрактам заключаются с теми гражданскими служащими, у которых новый служебный год начался со 2 августа 2016 г. и далее. В отношении гражданских служащих, у которых их новый служебный год начался до вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ, например в июне 2016 г., изменения в служебные контракты вносятся, соответственно, в июне 2017 г. (с учетом даты начала их служебного года).
Что касается применения положений статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ, то сообщаем следующее.
Частью 1 названной статьи Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается обязанность граждан Российской Федерации, претендующих на замещение должностей гражданской службы, а также гражданских служащих представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых указанные лица размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать (далее - сведения).
Положениями части 2 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено представление сведений по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Учитывая вступление с 1 июля 2016 г. в силу обозначенных положений Федерального закона № 79-ФЗ, до принятия соответствующего акта Правительства Российской Федерации считаем возможным осуществлять обязательное представление сведений в произвольной форме с заверением подписью гражданина.
При этом сообщаем, что проект распоряжения Правительства Российской Федерации, устанавливающий форму представления сведений, разработан Минтрудом России и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.
При этом отмечаем, что согласно положениям части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В этой связи отражению в сведениях не будет подлежать информация о гражданине (гражданском служащем) в случае, если доступ к сайту (странице сайта) ограничен и решение о доступе принимается гражданином (гражданским служащим), иным лицом в отношении других лиц в каждом отдельном случае индивидуально. В случае если на сайт (страницу сайта) гражданина (гражданского служащего), иного лица могут зайти любые лица, не запрашивая его согласия, то данный сайт (страница сайта) подлежит отражению в сведениях.
Врио директора Департамента
государственной политики в сфере
государственной и муниципальной
службы, противодействия коррупции
Т.С.ЕМЕЛЬЯНОВА
20.10.2016
В части вопросов, касающихся правоприменения положений статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 176-ФЗ (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ и Федеральный закон № 176-ФЗ соответственно), сообщаем следующее.
Федеральным законом № 176-ФЗ внесены изменения в статьи 45 и 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в части пересмотра продолжительности всех видов ежегодных оплачиваемых отпусков на гражданской службе, включая;
ежегодный основной оплачиваемый отпуск (далее - основной отпуск);
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет (далее - отпуск за выслугу лет);
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие), для которых установлен ненормированный служебный день (далее - отпуск за ненормированный служебный день).
Так, в действующей редакции статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается одинаковая для всех категорий гражданских служащих продолжительность основного отпуска в размере 30 календарных дней, отпуска за ненормированный служебный день в размере 3 календарных дней, а также пересматривается существующее соотношение продолжительности стажа гражданской службы и предоставляемого в связи с этим отпуска за выслугу лет в части установления 5-летних интервалов стажа службы и соответствующего им количества дней дополнительного отпуска - 1, 5, 7 и 10 календарных дней.
Таким образом, реализация положений Федерального закона № 176-ФЗ привела к изменению продолжительности предоставляемого гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 79-ФЗ к числу существенных условий служебного контракта относятся условия профессиональной служебной деятельности, а также режим служебного времени и времени отдыха.
Видами времени отдыха являются в том числе ежегодные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых указывается в служебном контракте гражданского служащего.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Вместе с тем статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ установлен исключительный случай, когда изменение существенных условий служебного контракта допускается по инициативе представителя нанимателя в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности при условии сохранения должностных обязанностей гражданского служащего.
Основанием изменения условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является в том числе изменение законодательства Российской Федерации.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Указанным минимальным сроком уведомления гражданских служащих о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта обусловлен срок вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ - по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, гражданские служащие в установленном Федеральным законом № 79-ФЗ порядке должны быть уведомлены об изменении существенных условий служебного контракта в части продолжительности основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом, учитывая, что двухмесячный срок уведомления является минимальным, а не предельным, в целях более эффективной кадровой работы и наименьшей нагрузки на кадровую службу целесообразно уведомить всех гражданских служащих федерального органа исполнительной власти о предстоящих изменениях единовременно.
Статьей 2 Федерального закона № 176-ФЗ предусмотрена переходная норма, согласно которой новая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы на день вступления в силу предусмотренных изменений, исчисляется начиная с их нового служебного года.
В этой связи дополнительные соглашения к служебным контрактам в части уточнения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих заключаются не единовременно со всеми гражданскими служащими федерального органа исполнительной власти, а последовательно в зависимости от даты начала их нового служебного года. При этом под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления гражданского служащего на должность гражданской службы в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, в первоочередном порядке дополнительные соглашения к служебным контрактам заключаются с теми гражданскими служащими, у которых новый служебный год начался со 2 августа 2016 г. и далее. В отношении гражданских служащих, у которых их новый служебный год начался до вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ, например в июне 2016 г., изменения в служебные контракты вносятся, соответственно, в июне 2017 г. (с учетом даты начала их служебного года).
Что касается применения положений статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ, то сообщаем следующее.
Частью 1 названной статьи Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается обязанность граждан Российской Федерации, претендующих на замещение должностей гражданской службы, а также гражданских служащих представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых указанные лица размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать (далее - сведения).
Положениями части 2 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено представление сведений по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Учитывая вступление с 1 июля 2016 г. в силу обозначенных положений Федерального закона № 79-ФЗ, до принятия соответствующего акта Правительства Российской Федерации считаем возможным осуществлять обязательное представление сведений в произвольной форме с заверением подписью гражданина.
При этом сообщаем, что проект распоряжения Правительства Российской Федерации, устанавливающий форму представления сведений, разработан Минтрудом России и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.
При этом отмечаем, что согласно положениям части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В этой связи отражению в сведениях не будет подлежать информация о гражданине (гражданском служащем) в случае, если доступ к сайту (странице сайта) ограничен и решение о доступе принимается гражданином (гражданским служащим), иным лицом в отношении других лиц в каждом отдельном случае индивидуально. В случае если на сайт (страницу сайта) гражданина (гражданского служащего), иного лица могут зайти любые лица, не запрашивая его согласия, то данный сайт (страница сайта) подлежит отражению в сведениях.
Врио директора Департамента
государственной политики в сфере
государственной и муниципальной
службы, противодействия коррупции
Т.С.ЕМЕЛЬЯНОВА
20.10.2016