Можно ли подписывать государственные контракты с участниками электронных аукционов, применяющими УСН, если в государственных контрактах прописаны цены, которые включают в себя НДС в размере 18%?
автор: служба Правового консалтинга ГАРАНТ
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицо, применяющее УСН, вправе участвовать в торгах на размещение государственного заказа и в случае победы на них заключить государственный контракт по цене, предложенной без НДС.
Обоснование вывода:
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказа), регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ).
Под размещением заказов согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также — контракты), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, — в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии со ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. То есть любой участник размещения заказа, в том числе и который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться в том числе путем проведения торгов в форме конкурса или в форме аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под конкурсом в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ в целях данного Закона понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта (далее — контракт), заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. В конкурсной документации относительно цены контракта заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (лота, единицы запасных частей, единицы услуги или работы) и величина понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона") (ч. 4.2 ст. 9, п. 7 ч. 4 ст. 21, п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ), а также требование к формированию цены контракта, то есть указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).
Под аукционом на право заключить контракт в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. В документации к аукциону заказчиком устанавливаются начальная (максимальная) цена контракта (лота, единицы запасных частей, единицы услуги или работы) и величина понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона") (п.п. 4.1, 4.2 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ), а также требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ).
Более никаких указаний относительно определения цены заказчиком в Законе N 94-ФЗ не содержится.
При оценке заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия должна сопоставить заявки прежде всего по цене (ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ). Контракт с победителем заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ).
Победителем аукциона является участник, предложивший наименьшую цену (смотрите также ч. 6 ст. 37 Закона N 94-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 38 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. То есть цена контракта определяется исключительно предложением победителя аукциона, которая фиксируется в протоколе аукциона (ч. 7 ст. 37 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений Закона N 94-ФЗ контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Возможность уменьшения цены контракта на сумму налоговых платежей предусмотрена только для физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России (письма Минэкономразвития России от 10.11.2009 N Д22-1255, от 22.06.2009 N Д05-3114 и N Д05-3115, от 29.04.2009 N Д05-2144, от 16.12.2008 N Д05-5766 (с последним письмом можно ознакомиться в сети Интернет по следующей ссылке:
http://goszakupki.tatar.ru/rus/info.php?id=97716&page=2).
Поскольку следует учесть режим налогообложения победителя конкурса (аукциона), то есть указать в контракте, включая спецификацию, стоимостные показатели (расценки) без выделения НДС. При этом расчеты за выполненные работы рекомендуется производить по спецификации (письмо Министерства регионального развития РФ от 07.07.2009 N 20943-ИП/08).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наталюк Наталья
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
http://www.garant.ru МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2009 г. N Д05-2144
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
В соответствии с положениями Закона при проведении аукциона устанавливается в документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона государственный или муниципальный контракт по результатам аукциона заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 34 Закона срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 40 Закона, не менее чем семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2009 г. N Д05-3114
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
В соответствии со ст. 8 Закона участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах.
В соответствии с положениями Закона при проведении конкурса в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник размещения заказа должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, по цене, предложенной победителем конкурса.
Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается по цене победителя конкурса вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2008 г. N Д05-5766
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение ГОУ о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса (аукциона) заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого конкурса (аукциона) и конкурсной документации (документации об аукционе), по цене, предложенной победителем конкурса (аукциона).
Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ