РЕШЕНИЕ
по делу № 18/44/105/258
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
04.04.2018 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее – Заявитель) на действия ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчика) при проведении Заказчиком, АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог: Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск км 1697+720 - км 1867+000 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок
www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0334100007518000100) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик произвел необоснованное укрупнение лота, одновременно объединив выполнение различных видов и типов работ по содержанию дорог, расположенных в разных субъектах Российской Федерации;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС – 30.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 1 069 484 045 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 19.04.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик произвел необоснованное укрупнение лота, одновременно объединив выполнение различных видов и типов работ по содержанию дорог, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии положениями документации об Аукционе в рамках предмета закупки необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог: Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск км 1697+720 - км 1867+000.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки осуществлялось с учетом расположения дорог, находящихся в исключительном ведении Заказчика и потребностью Заказчика, сформированной в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 2866-р, положениями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
При этом, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы на участке дороги, протяженность которой составляет 199,925 км.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров (таблица «Технические требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ»), предполагаемых для использования при выполнении работ: например:
Пункт «Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марка II» ГОСТ 9128-2013: Смесь и асфальтобетон в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен должны быть мелкозернистые с размером зерен1 до 20 мм. Остаточная пористость1 должна соответствовать нормам для плотных асфальтобетонов, %: св. 2,5 до 5,0. Трещиностойкость1 по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 ºС, МПа: не должна быть менее 2,5 и более 6,0.
Пункт «Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 100/130» ГОСТ 33133-2014:
- Глубина проникания иглы1 при 25°С, 0,1 мм: 101-130.
- Температура размягчения по кольцу и шару1, °С, не ниже: 45.
- Растяжимость1 при 0°С, см, не менее: 4,0.
- Температура хрупкости1, °С, не выше: (-20).
- Температура вспышки1, °С, не ниже: 230.
- Изменение массы образца после старения1, %, не более: 0,7.
- Изменение температуры размягчения после старения1, °С, не более: 7.
- Температура хрупкости после старения1, °С, не выше: (-17)..
Согласно таблице 1 ГОСТ 33133-2014 показатель глубины проникания иглы определяется методом испытаний по ГОСТ 33136.
Согласно ГОСТ 9128-2013 показатель трещиностойкости определяется методом испытаний по ГОСТ 12801.
Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, способ нанесения указанных товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишних требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.04.2018 № 18/44/105/258 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.