ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Университетская наб., д. 7/9,
Санкт-Петербург, 199034
ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
ООО «ПромЭнерго»
Богатырский пр., д. 18, к. 3, лит. А, оф. 308,
Санкт-Петербург, 197347
РЕШЕНИЕ
о нарушении законодательства о контрактной системе
по делу № 44-2688/18
25.05.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Заказчик):
в отсутствие представителей ООО «ПромЭнерго» (далее – Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 12714-ЭП/18 от 18.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку строительных материалов (Клиника ВМТ) (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы
http://www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0372100003418000295. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 219 273,84 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы согласился частично.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретному показателю товара, которые не соответствуют товарам, присутствующим на товарном рынке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Части V документации о закупке.
Согласно п. 22 «Грунт Бетон-контакт» установлено следующее требование: «Расход: не менее 5 кг и не более 7 кг на квадратный метр».
Согласно доводам Заявителя по п. 22 Части V документации о закупке товары, присутствующие на товарном рынке, обладают значением оспариваемого показателя – не более 300 г/м2.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлено документальных доказательств отсутствия на товарном рынке товаров, соответствующих требованиям Заказчика по показателю расхода по п. 22 Части V документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к конкретным показателям, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 29 «Клей для плитки усиленный» Части V документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к товару: «Открытое время работы должно быть не менее 30».
Таким образом, Заказчиком установлено требование к значению показателя без указания единицы измерения физической величины, что не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 42 «Дверь металлопластиковая 700х2000» Части V документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к товару: «Размер полотна должен быть: ширина не менее 1000мм и не более 1010мм, высота не менее 2100мм и не более 2110мм».
Таким образом, требования к конкретным показателям габаритных размеров полотна противоречат габаритным размерам, указанным в наименовании товара, что не позволяет определить потребность Заказчика и заполнить первую часть заявки надлежащим образом.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 38 «Окно», 39 «Окно» Части V документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к товарам: «Окно должно быть пластиковое, одностворчатое... Система открывания обоих створок должна быть поворотно-откидная».
Таким образом, требования к товарам по п.п. 38, 39 содержат противоречивые требования к количеству створок.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют определить потребность Заказчика, жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление нестандартной единицы измерения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 32 «Кровля (ХПП-3,0) низ» Части V документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к товару: «Длина должна быть не менее 10 и не более 15 квадратных метров».
Заказчик с доводом жалобы об установлении нестандартной единицы измерения согласился.
Комиссия УФАС установила, что указанная Заказчиком единица измерения показателя «длины» не соответствует ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин».
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 11.05.2018 в 09:12, дата окончания подачи заявок – 18:05.2018 в 09:00.
Согласно доводу жалобы в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, следовательно, течение срока начала подачи заявок начинается на следующий день после опубликования извещения.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Таким образом, течение срока подачи заявок начинается с даты и времени опубликования на официальном сайте единой информационной системы извещения о проведении закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ПромЭнерго» частично обоснованной в части доводов об установлении нестандартных показателей и требований к показателям, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.