Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений законодательства о закупках и сообщает следующее.
1. По вопросу об осуществлении платы за получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
ФНС России в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 809 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 809) письмом от 11 августа 2016 г. № ГД-4-14/14094@ дала разъяснения о порядке взимания платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Постановлением № 809 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с которыми предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о конкретном юридическом лице на бумажном носителе осуществляется за плату - 200 рублей.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно.
В этой связи на сайте ФНС России
http://www.nalog.ru реализован сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.
При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
Таким образом, участник закупки вправе предоставлять в составе заявки на участие в закупке выписку из ЕГРЮЛ, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
2. По вопросу об электронной цифровой подписи.
Минэкономразвития России во исполнение пункта 31 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данный законопроект 15 сентября 2015 года принят Государственной Думой в первом чтении (законопроект № 821534-6). Правительством Российской Федерации 18 января 2017 года проект поправок внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении.
Проект поправок предусматривает в том числе:
применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Такие закупки могут осуществляться только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы.
При этом помимо ограничения количества операторов электронных площадок предусматривается установление к ним единых требований для целей осуществления закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем виды электронных подписей, которые оператор электронной площадки вправе требовать от участников, закреплены пунктом 1 статьи 5 Закона № 63-ФЗ.
Кроме того, Минэкономразвития России разрабатываются следующие нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которым предусмотрено установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам;
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающий унификацию требований к банковским гарантиям, что позволит снизить издержки субъектов МСП на предоставление банковских гарантий.
Таким образом, вышеуказанные меры позволят расширить возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов