В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой, в число которых входит соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (далее также - аукцион) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона названным требованиям (при наличии таких требований), должны содержаться во второй части заявки на участие в электронном аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Требование о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено законом, вытекает из п. 1 ст. 49 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон № 99-ФЗ. В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ и ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 2487-I) осуществление данных видов деятельности требует получения соответствующих лицензий.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе либо несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
В связи с этим отметим, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе (ч. 2 ст. 64 Закона № 44-ФЗ). Вместе с тем документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Представляется очевидным, что представление лицензии в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе противоречит требованиям ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. К тому же, так как в лицензии содержится наименование участника аукциона, в таком случае нарушена конфиденциальность информации об участнике, которую по смыслу положений ч. 8 ст. 60, ч. 15 ст. 66, ч. 13 ст. 68 Закона № 44-ФЗ обязан обеспечивать оператор электронной площадки.
Поэтому, на наш взгляд, в случае предоставления участником аукциона лицензии в составе первой части заявки (но при отсутствии такой лицензии в составе второй части заявки), если указанное нарушение произошло не по вине оператора электронной площадки, заказчик формально вправе признать такую заявку несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (смотрите, например, решение Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2014 № К-305/14, Тему 3 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2014)).
Однако в ряде случаев суды, учитывая конкретные обстоятельства дела, приходят к выводу о неправомерности отклонения заявки в аналогичных ситуациях, полагая, что комиссия должна рассматривать заявки участников в совокупности всех представленных участником аукциона документов, как в составе первой части заявки, так и в составе второй части (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 № 03АП-5962/14). Поэтому в любом случае окончательное решение по данному вопросу может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
29 декабря 2014 г.