Пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация о форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ перечислены документы и информация, которые участник запроса котировок обязан предоставить в составе своей заявки.
Статьей 77 Закона № 44-ФЗ установлен порядок подачи заявки на участие в запросе котировок.
Согласно части 2 статьи 77 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
В Законе № 44-ФЗ не содержится требования об обязанности участника прошивать и пронумеровывать листы своей заявки.
Согласно части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение
заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Сложившаяся практика о правомерности отклонения не прошитой и непронумерованной котировочной заявки достаточно противоречива.
Например, как следует из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2015 года по Делу № А21-8156/2014 несоблюдение формы заявки форме, установленной приложением к извещению (участник самостоятельно внес изменения в котировочную заявку, исключив из нее пункты 3 и 4, в связи с чем была нарушена нумерация и последовательность пунктов заявки) не является основанием для ее отклонения.
Имеются и противоположные решения. Так, Комиссия Красноярского УФАС России (Решение от 18.12.2015 г. № 1604) пришла к выводу о правомерности отклонения котировочной заявки, содержащей не прошитые и непронумерованные листы.
Также, как следует из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 г. по делу № А56-42763/2014:
«…Пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация о форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно формой котировочной заявки (л.д. 19) заказчиком затребованы только документы и сведения, указанные в части 3 статьи 73 закона № 44-ФЗ.
Требование о том, что все документы, представленные участниками размещения заказа, должны быть скреплены печатью и заверены подписью уполномоченного лица (для юридических лиц), подписаны физическими лицами собственноручно, все документы, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью и заверены подписью уполномоченного лица, признанное антимонопольным органом нарушающим нормы Закона № 44-ФЗ, изложено заказчиком в примечании к приложения № 3 к извещению о запросе котировок, регулирующему форму (а не содержание) котировочной заявки.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом приложении к извещению о запросе котировок отсутствует требование заказчика о предоставлении каких-либо документов и информации, не предусмотренных частью 3 статьи 73 закона № 44-ФЗ. В приложении № 3 к извещению о запросе котировок заказчик установил требования к форме заявки во исполнение пункта 2 части 1 статьи 73 закона № 44-ФЗ. На основании изложенного, выводы антимонопольного органа о включении заказчиком в котировочную заявку дополнительных требований, не
предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными. Указанные требования к оформлению документов являются общепринятыми, не налагают дополнительных обременений или ограничений для участников торгов, в связи с чем, не нарушают прав участников торгов, гарантированных законодательством РФ. Соблюдение данных правил оформления документов означает, что документы поданы от имени участника запроса котировок, и он несет ответственность за подлинность и достоверность содержащейся в документе информации. Суд апелляционной инстанции также не усматривает в рассматриваемом случае включение заказчиком в котировочную заявку условий, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, путем указании в примечании в Приложении № 3 к извещению о запросе котировок требований к оформлению документов».
Таким образом, однозначного ответа на вопрос о правомерности установления требований и отклонении котировочной заявки за наличие непрошитых и непронумерованных листов нет. Ввиду противоречивой судебной и административной практики, заказчику не рекомендуется в извещении о запросе котировок устанавливать такое требование и, соответственно, отклонять заявку.
Ответ подготовил 24.07.2017:
специалист в сфере госзакупок,
член экспертного совета ЭИС "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ"
Ольга Никитина