Информатизация закупок увязала в согласованиях03.02.2017, 01:20
Федеральное казначейство и Минэкономики ищут выход из кризисной ситуации, которая привела к коллапсу в работе Единой информационной системы закупок (ЕИС) и невыполнению Белым домом поручения президента интегрировать к 1 февраля ЕИС c разрабатываемой информационно-аналитической системой (ИАС) закупок лекарств. Минэкономики предлагает отказаться от избыточного казначейского контроля за закупками, казначейство — отложить сроки ввода в эксплуатацию ИАС.Глава Федерального казначейства Роман Артюхин ответил на критику курирующего госзакупки заместителя главы Минэкономики Евгения Елина (оба ведомства курируют работу ЕИС). Речь идет о проекте новых правил работы ИАС контроля госзакупок лекарств и о нарушении казначейством сроков исполнения связанных с этим поручений Белого дома (см. “Ъ” от 30 января). Ведомство подтверждает, что ввести ИАС в опытную эксплуатацию 1 марта этого года не удастся. Информацию о лекарственных контрактах в электронной форме заказчики смогут размещать в реестре контрактов ЕИС позже запланированных сроков: не раньше конца марта — начала апреля этого года. Казначейство ссылается при этом на недоработки самого правительства, Минздрава и Минфина по утверждению необходимых нормативных актов, включая неурегулированные до сих пор требования к ИАС и ее взаимодействию с ЕИС. Не готов и справочник-классификатор средневзвешенных цен на лекарства. Казначейство предлагает изменить «дорожную карту» по доработке ЕИС, указав, что срок введения с 1 марта в опытную эксплуатацию касается не ИАС, а ЕИС. Это, отметим, не соответствует поручению президента интегрировать обе системы к 1 февраля.
Одновременно Минэкономики в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову отреагировало на обращение мэра Москвы Сергея Собянина и на массовые жалобы госзаказчиков о сложившейся с начала этого года кризисной ситуации в сфере госзакупок (см. “Ъ” от 25 января и 2 февраля).
Как подтверждает Евгений Елин, в течение января более 70% заказчиков (около 180 тыс.) не смогли разместить в ЕИС планы закупок, что не позволило им осуществить закупочные процедуры.
Как признает министерство, проблема возникла из-за введения с 2017 года казначейского контроля за шестью видами информации о закупках и обязанности формирования заказчиками трехлетних планов закупок, притом что контролю подвергаются все изменения текущих планов, которые, по статистике, вносятся в среднем 65 раз в год, требуя не менее пяти согласований с различными инстанциями. Автоматизировать эту работу путем интеграции ЕИС и информсистемы «Электронный бюджет» не удалось, констатируют чиновники. В министерстве пришли к выводу, что такое усложнение процедур, приведшее к сбоям в ЕИС и срыву госзакупок чрезмерно: достаточно оперативно проверять извещения о закупке, в том числе на предмет наличия у заказчика необходимых бюджетных лимитов, и реестр контрактов. Требования к планам и планам-графикам закупок предлагается упростить и контролировать их без блокировки процедур. Изменения предлагается оперативно внести постановлением правительства и в расширенном варианте — поправками к закону о контрактной системе 44-ФЗ. Объем казначейского контроля, по замыслу Минэкономики, должен сократиться в три раза.
Отметим, что проблемы ЕИС мешали проводить закупки и раньше: в прошлом году система давала сбои в течение 3,3 тыс. часов (140 суток). Однако предложение Сергея Собянина децентрализировать закупки и разрешить регионам проводить их на своих порталах Минэкономики, по данным “Ъ”, не поддерживает.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
http://www.kommersant.ru/doc/3208249