Экспертиза результатов, полученных
по контрактам
В соответствии с чч. 3 и 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам. Цель такой экспертизы - проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом
Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Представляется, что экспертиза по Закону о контрактной системе должна предварять каждый случай приемки заказчиком товаров, работ, услуг по контракту. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.
Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений в итоговом тексте Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.
В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.
Требования к независимости экспертов сформулированы в чч. 2-4 ст. 41 Закона о контрактной системе. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.
Важно обратить внимание, что к экспертам, экспертным организациям не предъявляется каких-либо квалификационных требований. Представляется, что экспертом, экспертной организацией будет признаваться любое физическое или юридическое лицо, которое заказчик выбрал и привлек по договору в этом качестве. Однако из этого правила есть отдельные исключения: если отраслевым законодательством в конкретной сфере закупок предъявляются обязательные требования к лицам, осуществляющим функции по проверке результатов, полученных по контрактам, то экспертами, экспертными организациями могут быть только те, кто соответствуют таким требованиям и имеют подтверждающие документы (ч. 8 ст. 41 Закона о контрактной системе).
Привлечение "внешних" экспертов должно производиться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, т. к. оно связано с расходованием денежных средств. То есть в зависимости от суммы расходов на эксперта заказчик, например, вправе произвести закупку у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. или провести конкурс, электронный аукцион или запрос котировок на закупку данных услуг.
Таким образом, заказчикам следует продумать порядок проведения экспертизы (своими силами или с привлечением внешних экспертов) и, при необходимости, внести соответствующие закупки в план-график на 2014 год, а также предусмотреть выделение в своем бюджете денежных средств на эти цели.