Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает следующее.
Положения частей 3 и 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ определяют основное содержание таких способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как конкурс и аукцион: при проведении конкурса победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 3 статьи 24 Закона № 44-ФЗ); при проведении аукциона победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ). При запросе котировок победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закона № 44-ФЗ), при запросе предложений - участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика (часть 1 статьи 83 Закона № 44-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ основной способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом; электронный аукцион применяется только для закупок простых, типовых товаров, работ, услуг.
Таким образом, цена товара, работы, услуги не является единственным критерием при осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ приемка поставленного товара, результатов выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Отмечаем, что согласно части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения поставщиком договора поставки, а именно в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно части 17 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, то есть путем проведения запроса предложений.
Таким образом, в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт и определить нового поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений. В соответствии со статьей 83 Закона № 44-ФЗ сроки проведения запроса предложений составляют от 13 дней.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Врио директора Департамента
развития контрактной системы
Д.А.ГОТОВЦЕВ
06.06.2016