Совершенствование закона о госзакупках затягивается до февраля
Источник -
https://www.kommersant.ru/doc/4179649?f ... r_economicМинфин отложил внесение в Госдуму осеннего оптимизационного
пакета поправок к закону о госзакупках — его обсуждение еще
продолжается. Наряду с обещанным сокращением способов закупок и
введением универсальной предквалификации для поставщиков и
жалобщиков Минфин допускает введение для банков ответственности
за нарушения при работе с госзаказом, однако этот вопрос требует
согласования с Банком России. Не удалось пока Минфину, ФАС и
казначейству достичь единства в вопросе об электронных магазинах
для недорогих госзакупок — Минфин предлагает передать их
регулирование в регионы, а ФАС настаивает на централизации как
принципов их организации, так и контроля.
Минфин не успевает внести в осеннюю сессию второй оптимизационный
пакет поправок к ФЗ-44 о госзакупках: ведомство рассчитывает в течение
двух недель направить документ на согласование в правительство. В Госдуму
же проект поступит не ранее февраля 2020 года, сообщил вчера
замминистра финансов Алексей Лавров на круглом столе по
совершенствованию закона о госзакупках в Совфеде. Напомним, реформу
закупочной деятельности планировалось проводить в два этапа: принятый
весной пакет поправок предусматривал «быстрые изменения» и должен был
помочь реализации нацпроектов — в частности, за счет сокращения сроков
контрактации и упрощения закупок строительных работ. Второй же пакет
предусматривал более сложные изменения и планировался к внесению в
середине ноября 2019 года (см. “Ъ” от 4 апреля
(https://kommersant.ru/doc/3932812)).
Как рассказали “Ъ” в Минфине, разработка итогового текста до сих пор
продолжается — хотя основной его текст готов, в нем еще предстоит учесть
предложения парламентских слушаний и дополнительные поручения, новые
поправки могут быть внесены в законопроект и ко второму чтению, отметил
Алексей Лавров.
Осенне-весенние поправки
Совершенствование закона о госзакупках затягивается до
февраля
Документ сохранил положения о введении электронного документооборота
на всех стадиях закупки, включая исполнение контракта, идею унификации
требований к заявкам и сокращения способов закупок с 11 до 3 (конкурс,
аукцион, запрос котировок). Одновременно Минфин предлагает повысить
ценовой порог по запросу котировок с 500 тыс. руб. до 3 млн руб.
Для защиты заказчиков от срыва закупок
предлагается ввести универсальную
предквалификацию (наличие опыта
исполнения госконтракта) при закупках
дороже 20 млн руб.
Похожий механизм предложен и для защиты от «профессиональных
жалобщиков», как их называют в ФАС: до подачи ценовых предложений
жаловаться смогут поставщики с опытом. Ужесточение ждет и банки — их
регуляторы намерены включить в число субъектов контрактной системы,
чтобы сделать их ответственными перед участниками закупки за
несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. Впрочем,
этот вопрос потребует дополнительного согласования с Банком России,
сообщил Алексей Лавров.
Регулирование «электронных магазинов» (инструмент для «малых» закупок
— до 100–400 тыс. руб. в зависимости от номенклатуры) Минфин предлагает
передать регионам, не формализуя понятие в ФЗ-44. В казначействе в целом
поддерживают такой подход, отмечая, что необходим и «переход от
электронных аукционов на закупки из каталога с участием действующих
электронных площадок». В ФАС же назвали «странной» передачу в регионы
регулирования без введения единых требований — сама служба хочет
создать центры контроля работы электронных магазинов, но пока
поддержки не нашла.
Отметим, что Минфин не поддержал и инициативы Минпромторга (см. “Ъ”
от 12 ноября (https://kommersant.ru/doc/4155633)) по введению квот для
российской продукции в госзаказе, предложив ведомству использовать
существующие механизмы импортозамещения («третий лишний» и
преференции). Господин Лавров рекомендовал Минпромторгу внести
товары в каталог и запретить указывать дополнительные характеристики —
реализация принципа «третий лишний» решит «все проблемы, о которых
говорит Минпромторг и Минэкономики, без всяких квот», добавил он.