Система регулирования госзакупок не обеспечивает реальной конкуренции и
высокого качества поставок и нуждается в реформировании, говорится в
совместном исследовании Центра принятия управленческих решений и
Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в
России: конкуренция против качества?». Авторы — Алексей Конов, Иван
Бегтин, Наталья Горбачева, Анастасия Добровольская и Ольга Маскалева —
констатируют: госзакупки устроены «так, будто на большинстве рынков
существует конкуренция сильных и качественных поставщиков». Однако в
реальности госзакупки характеризуются доминированием небольшого числа
крупных игроков, на которых приходится большая часть дорогих
контрактов,— 5% всех поставщиков получает 83% всех средств, отмечают
авторы со ссылкой на данные портала Единой информационной системы
госзакупок в октябре; показатель же конкуренции за одну закупку устойчиво
снижается.
Конкуренции препятствуют как объективно
низкие спрос и предложение, так и
консерватизм заказчиков в работе с
Разбор государственных закупок
Эксперты предлагают отказаться от симуляции конкуренции
в пользу борьбы с коррупцией
Газета "Коммерсантъ" №232 (https://kommersant.ru/daily/118307) от 17.12.2019, стр. 2
https://www.kommersant.ru/doc/4197055 2/3
проверенными поставщиками, коррупционные
закупки и картельные сговоры самих
поставщиков.
Появлению же новых игроков препятствуют сложные процедуры и
возможность организации преследования (вплоть до уголовного — ФАС,
например, наращивает свои «антикартельные» полномочия, см. “Ъ” от 2
декабря (https://kommersant.ru/doc/4178925)). При этом упор регуляторов на
«конкурентность» закупок стимулирует даже добросовестных заказчиков к
нарушениям и приводит к «недолжным закупкам». Авторы
каталогизировали 100 основных способов обхода закона о госзакупках (см.
“Ъ” от 12 апреля (https://kommersant.ru/doc/3940453)), отметив, что заказчиков в
них чаще интересует возможность получения личной выгоды, а вот
добросовестные участники прибегают к нарушениям в том числе для
обеспечения качества закупки. Идеальный сценарий дешевой качественной
поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей авторы
считают «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер
закупок много»,— в подавляющем большинстве случаев государству как
заказчику приходится делать выбор между этими целями.
В этом ключе идея Минфина, ФАС и
Казначейства о возможной будущей
унификации законов о закупках государства и
госкомпаний, по мнению авторов,
отрицательно скажется на состоянии
коррупции в сфере закупок.
Более того, эксперты констатируют, что для решения уже накопленных
проблем с коррупцией и общей неэффективностью закупок нужно развивать
разработку специализированного регулирования рынков (ИТ-услуг,
лекарств и медизделий, образования) в виде пилотных проектов. Успешные
модели авторы предлагают внедрять в ФЗ-44 в качестве особого режима
регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов. Другой
поворот того же решения выглядит как создание единого кодекса закупок с
«общей» и «особенной» (отраслевой) частями взамен нынешнего закона о
госзакупках.
Отдельное регулирование авторы предлагают ввести для заведомо
неконкурентных рынков, избавив поставщиков-монополистов от
изображения конкурентных процедур. Вместо этого предлагается создать
реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации,
ввести внешнюю приемку результатов и упростить процесс обжалования
некачественных поставок. Отметим, что Минфин уже занимается
упрощением закупочного законодательства, ряд его инициатив также
ориентирован и на усиление контроля качества поставок (например,
введение универсальной предквалификации для поставщиков и
электронного актирования на всех этапах закупки, см. “Ъ” от 3 декабря
(https://kommersant.ru/doc/4179649)). Однако проблемы избыточного
сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в
министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки» и
обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и
судах.