МА МО Владимирский округ
ул. Правды, д. 12,
Санкт-Петербург, 191119
ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
ООО «Строительно-монтажное управление-28»
ул. Савушкина, д. 135, к. 4, лит. А, пом. 3Н,
Санкт-Петербург, 197374
РЕШЕНИЕ
о нарушении законодательства о контрактной системе
по делу № 44-782/18
14.02.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Владимирский округ (далее – Заказчик):
ООО «Строительно-монтажное управление-28» (далее – Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 3205/18 от 07.02.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту нежилых помещений Заказчика (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.01.2017 на официальном сайте единой информационной системы
www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172300014018000001. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 998 768,43 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.01.2018 №0172300014018000001-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе, по следующим основаниям: «3) пункт 45 "Древесно-слоистый пластик": несоответствие конкретного показателя покоробленности древесных слоистых пластиков относительно установленного строго минимального значения показателя (подпункт 5.1.6 Инструкции по заполнению первой части заявки к части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе (далее - Инструкция), в соответствии с которым товара участником аукциона в заявке должно быть представлено конкретное количественное значение такого показателя товара, превышающее установленное в приложении № 3 строго минимальное значение указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении № 3 относительного указанного показателя товара):
в пункте 45 приложения № 3 указано: "В листах древесных слоистых пластиков должна отсутствовать покоробленность >3 (трех) мм. на 1 (один) м длины диагонали листа";
в заявке указано: "В листах древесины слоистых пластиков отсутствует покоробленность 3,1 (три целых и одна десятая) на 1 (один) м длины диагонали листа";
4) в пункте 54 "Входная группа": непредоставление показателя ширины профиля дверного блока входной группы:
в пункте 54 приложения № 3 указано: "Технические характеристики дверного блока входной группы должны соответствовать требованиям: ... ширина профиля в интервале значений от 80 (восьмидесяти) мм. до 89 (восьмидесяти девяти) мм...;"
в заявке указано: "Технические характеристики дверного блока входной группы: ширина (восемьдесят) мм..."».
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении № 3 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 45 «Древесно-слоистый пластик» Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: «В листах древесных слоистых пластиков должна отсутствовать покоробленность >3 (трех) мм. на 1 (один) м длины диагонали листа.».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II документации о закупке.
Согласно п. 5.1.7 инструкции, Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: «В случае установления (определения) в приложении № 3 строго минимального (в отношении которого используются слова, словосочетания, предлоги, символьные значения типа «более», «больше», «выше», «шире», «лучше», «>» и т.п.) значения показателя товара участником аукциона в заявке должно быть представлено конкретное количественное значение такого показателя товара, превышающее установленное в приложении № 3 строго минимальное значение указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении № 3 относительно указанного показателя товара, без указания соответствующих слов, словосочетаний, предлогов, символьных значений, используемых в отношении указанного показателя товара для определения его строго минимального значения, типа «более», «больше», «выше», «шире», «лучше», «>» и т.п.»
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указано: «В листах древесины слоистых пластиков отсутствует покоробленность 3,1 (три целых и одна десятая) на 1 (один) м длины диагонали листа».
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе не указана единица измерения значения показателя, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки и пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя преамбула первой части его заявки содержит следующее указание: «В случае, если участник закупки не указал единицу измерения габаритных размеров и единицу измерения отклонения, считать ее в миллиметрах (мм)».
Вместе с тем, в первой части заявки Заявителя не указана единица измерения по показателя, который поименован Заказчиком: «В листах древесных слоистых пластиков должна отсутствовать покоробленность», т.е. показателя, который не является габаритным размером или отклонением.
Согласно п. 54 «Входная группа» Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: «ширина профиля в интервале значений от 80 (восьмидесяти) мм. до 89 (восьмидесяти девяти) мм».
Заявителем в первой части заявки указано: «Технические характеристики дверного блока входной группы: ширина (восемьдесят) мм».
В жалобе Заявитель не оспаривает факт изменения наименования показателя, при этом согласно доводам Заявителя инструкция по заполнению первой части заявки не содержит порядок заполнения, в соответствии с которым участник закупки не вправе изменять наименование показателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Таким образом, в соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет значения конкретных показателей, соответствующих требованиям документации о закупке, в отношении показателей, установленных Заказчиком в документации о закупке.
Изменение наименования показателя влечет изменение потребности Заказчика, что не соответствует требованиям п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке, либо содержащую недостоверные сведения.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, которое признано Комиссией УФАС законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлены, например, следующие положения: «5.1.5. В случае установления (определения) в приложении № 3 соответствующего минимального значения показателя товара (в отношении которого используются слова, словосочетания, предлоги, символьные значения типа «не менее», «не меньше», «не хуже», «не уже», «не ниже», «от», «≥» и т.п.) участником аукциона в заявке должно быть представлено конкретное количественное значение (числовое значение и (или) значение в виде прописи) (далее также – количественное значение) такого показателя товара, равное или превышающее установленное в приложении № 3 минимальное значение указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении № 3 относительно указанного показателя товара, без указания соответствующих слов, словосочетаний, предлогов, символьных значений, используемых в отношении указанного показателя товара для определения его минимального значения, типа «не менее», «не меньше», «не хуже», «не уже», «не ниже», «от», «≥» и т.п.
5.1.6. В случае установления (определения) в приложении № 3 соответствующего максимального значения показателя товара (в отношении которого используются слова, словосочетания, предлоги, символьные значения типа «не более», «не больше», «не шире», «не выше», «не превышает», «до», «≤» и т.п.) участником аукциона в заявке должно быть представлено конкретное количественное значение такого показателя товара, равное или меньшее установленного в приложении № 3 максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении № 3 относительно указанного показателя товара, без указания соответствующих слов, словосочетаний, предлогов, символьных значений, используемых в отношении указанного показателя товара для определения его максимального значения, типа «не более», «не больше», «не шире», «не выше», «не превышает», «до», «≤» и т.п.
5.1.10. В случае установления (определения) в приложении № 3 диапазона конкретных значений (интервала конкретных значений) показателя товара (в отношении которого используются слова, словосочетания, предлоги, символьные значения типа «в диапазоне конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … с нижним пределом … и верхним пределом …», «в интервале конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … не менее … и не более …», «в диапазоне конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … более … и менее …», «в интервале конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … от … до …», «в диапазоне конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … ≥ … ≤», «в интервале конкретных значений (массы, температуры, содержания, состава и др.) … > … <» и т.п.) участником аукциона в заявке должно быть представлено диапазонное (интервальное) количественное значение в соответствии с требованиями, установленными для минимальных и максимальных значений показателя товара, указанными в подпунктах 5.1.5 – 5.1.8, относительно пределов (крайних значений) такого диапазона (интервала) конкретных значений, с указанием слов «в диапазоне конкретных значений …».».
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит исчерпывающий перечень слов, словосочетаний, предлогов и символов, которые указывают на отнесение Заказчиком требований к значению показателя к определенному виду показателей, что не позволяет определить порядок заполнения, а также позволяет аукционной комиссии Заказчика трактовать такие положения инструкции субъективно при рассмотрении первых частей заявок, в том числе, руководствоваться такими положениями инструкции в отношении показателей, требования к которым установлены с использованием слов, словосочетаний, символов или предлогов, не указанных в инструкции.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения: «5.1.11. В случае установления (определения) в приложении № 3 соответствующего значения показателя товара, которое не может изменяться (то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с требованиями, установленными в приложении № 3), не содержащим характеристик (признаков) минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, указанных в подпунктах 5.1.5 – 5.1.10, за исключением случая, указанного в подпункте 5.1.11.1, участником аукциона в заявке должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее (равное) значению, установленному в приложении № 3 относительно указанного показателя товара, а также сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия, представления, принадлежности, наличия, присутствия, отсутствия и т.п.) указанного значения показателя товара (представляемые в виде замены соответствующих предписывающих требований (при их наличии): указание слова «соответствует» вместо слов «должно соответствовать», указание слова «равно» вместо слов «должно быть равно», указание слов «не содержит» вместо слов «не должен содержать», указание слова «обладает» вместо слов «должен обладать», указание слова «предназначен» вместо слов «должен быть предназначен», указание слова «является» («будет») вместо слова «должен», указание слов «не является» («не будет») вместо слов «не допускается» и т.п.).».
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что наличие или отсутствие в первой части заявки на участие в аукционе слов «должен» (и его производных), «должен быть» (и их производных) не изменяет значение показателя и указывает на то, что при выполнении работ (оказании услуг, поставке товара) будет использован (поставлен) товар именно с такими характеристиками.
Таким образом, при наличии в инструкции указанного положения, основанием для отказа в допуске заявки является форма предоставления сведений о конкретных показателях товара. Иными словами, самой по себе форме подачи заявки Заказчиком придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути). Установление такого порядка заполнения в инструкции противоречит не только положениям ст.ст. 64, 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок. Указанное положение инструкции позволяет аукционной комиссии Заказчика рассматривать первые части заявок на основании сугубо формального восприятия нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в отношении следующего порядка заполнения: «5.1.11.1. В случае установления (определения) в приложении № 3 соответствующего значения показателя товара, которое не может изменяться (то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями и требованиями, установленными в приложении № 3), содержащим характеристики (признаки) минимальности, максимальности, интервальности значений показателей товаров, в том числе вариантности таких значений показателей товаров, указанные в подпунктах 5.1.5 – 5.1.10 и подпункте 5.1.12, перед которым стоят сопровождающие слова «при условии» или после которого стоит сопровождающее символьное значение «*», участником аукциона в заявке должны быть представлены сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия, представления, принадлежности, наличия, присутствия, отсутствия и т.п.) значения показателя товара, которое не может изменяться, в порядке, установленном в соответствующей части в подпункте 5.1.11, но оставлены в неизменном виде минимальные, максимальные, интервальные значения, в том числе варианты значения таких показателей, в отношении которых применяются сопровождающие слова «при условии» или сопровождающее символьное значение «*», без указания соответственно таких сопровождающих слов или символьного значения (например, установленному показателю товара, который не может изменяться «конструкция должна быть прочной при условии статистических нагрузок от двух тысяч пятисот шестидесяти восьми до четырех тысяч ста сорока одного килограмма на метр квадратный», должен соответствовать конкретный показатель заявки «конструкция будет прочной при статистических нагрузках от двух тысяч пятисот шестидесяти восьми до четырех тысяч ста сорока одного килограмма на метр квадратный»; например, установленному показателю товара, который не может изменяться «смесь должна быть увлажнена семидесяти пяти-девяносто двух процентным солевым раствором хлористого кальция*», должен соответствовать конкретный показатель заявки «смесь будет увлажнена семидесяти пяти-девяносто двух процентным солевым раствором хлористого кальция»; например, установленному показателю товара, который не может изменяться «дефекты при изгибе изделия должны быть не более четырех мм2*», должен соответствовать конкретный показатель заявки «дефекты при изгибе изделия будут не более четырех мм2»; и т.п.).».
На основании инструкции по заполнению в случае указания в первой части заявки значения показателя с использованием символа «*», аукционная комиссия Заказчика обязана отказать в допуске к участию в аукционе первой части заявки на основании вышеуказанного положения инструкции.
Следовательно, данное положение инструкции также содержит требование к оформлению заявки, которое не влияет на представленные в заявке конкретные показатели товара.
Кроме того, вышеуказанное положение инструкции содержит противоречие, согласно которому значение показателя, установленное с использованием слов «при условии» или символа «*», является неизменным, при этом участник закупки обязан указать в первой части заявки значение показателя без использования слов «при условии» или символа «*», что изменяет содержание показателя, которое изменению не подлежит.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: «5.1.14. В случае противоречия числового значения и значения в виде прописи одного значения соответствующего минимального, максимального, минимального и максимального значения (диапазон значений, интервал значений) установленного показателя товара, установленного значения показателя товара, которое не может изменяться, участником аукциона при указании в заявке соответствующего конкретного показателя товара в порядке, установленном в подпунктах 5.1.5 – 5.1.12, принимается во внимание исключительно значение в виде прописи, относящееся к соответствующему числовому значению показателя товара.
5.1.19. В случае противоречия числового значения и значения в виде прописи, представленных участником аукциона в заявке в отношении соответствующего показателя товара, такой участник аукциона считается не представившим указанный конкретный показатель товара.».
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Таким образом, при наличии в документации о закупке противоречий между числовым значением показателя и значением показателя, указанным прописью, участник закупки на основании п. 5.1.20 инструкции не вправе указать значения показателей в соответствии со значениями, установленными в Приложении № 3 к Техническому заданию, что противоречит пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее: «5.1.20. При подготовке первой части заявки участники аукциона должны учитывать разъяснения положений документации об электронном аукционе, представляемые заказчиком в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, которые являются неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.».
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, разъяснения положений документации о закупке направлены на толкование Заказчиком положений документации без изменения сути документации при возникновении вопросов у участников закупки в отношении положений документации.
Требования к содержанию документации о закупке установлены в ст. 64 Закона о контрактной системе. При этом разъяснения положений документации о закупке не являются частью документации о закупке.
Иная трактовка норм Закона о контрактной системе позволяет использовать разъяснения положений документации о закупке с целью дополнения или изменения положений документации о закупке, что противоречит ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно п. 22 «Кабель тип 2» Приложения № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: «Электрическое сопротивление токопроводящих жил, в пересчете на 1 км длины и температуре +20 (плюс двадцать) градусов Цельсия должно ≥ 12.1 (двенадцати целых и одной десятой) МОм.».
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 24.01.2018 №РД1 (далее – Разъяснения).
Согласно Разъяснениям предметом запроса является, в том числе, вопрос №7 по п. 22 «Кабель тип 2» Приложения № 3 к Техническому заданию: «Требование к значению параметра «Электрическое сопротивления токопроводящих жил, в пересчете на 1 км длины и температуре +20 градусов Цельсия» не соответствует требованиям ГОСТ 22483-2012 для кабеля с номинальным сечением жилы 2,5 мм2. Прошу пояснить, как предоставлять значение по данному параметру?».
Разъяснения содержат следующее: «3.7. Вопрос № 7. Значение показателя «Электрическое сопротивление токопроводящих жил, в пересчете на 1 км длины и температуре +20 (плюс двадцать) градусов Цельсия должно ≥ 12.1 (двенадцати целых и одной десятой) Мом» при заполнении первой части заявки рассматривать в значении «Электрическое сопротивление токопроводящих жил, в пересчете на 1 км длины и температуре +20 (плюс двадцать) градусов Цельсия должно быть ≤ 12.1 (двенадцати целых и одной десятой) Ом/км» (пункт 22 приложения № 3).
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации и изменяют потребность Заказчика, ранее установленную в Приложении № 3 к Техническому заданию.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Строительно-монтажное управление-28» необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.