Страница 1 из 1

FAQ: "сомнительные" закупки

СообщениеДобавлено: 18 ноя 2017, 00:51
kir_dfg
Помимо часто задаваемых вопросов по сомнительным закупкам, здесь отражены ситуации, которые не являются следствием нарушений законодательства, но часто вызывают сомнения у новичков.

Пожалуйста, знакомьтесь с этой темой, прежде чем задавать вопросы в других темах. Это, конечно, не обязательное требование, тем более, что эти вопросы лично Вам ничем не помогут. Но зато Вы сможете избавить себя от возможных резких или насмешливых ответов коллег, которые много раз уже встречали подобные ситуации.

Все пожелания и замечания по данной теме направляйте, пожалуйста, в ЛС или в темы для обсуждения.

"Сомнительные" закупки

СообщениеДобавлено: 18 ноя 2017, 01:13
kir_dfg
 44-ФЗ: Как так, снизили цену в ходе аукциона, а заключение контракта по НМЦК?
Это третий по популярности вопрос на форуме после вопросов "С чего начать" и "Как не заключать контракт после победы". Открываем закон 44-фЗ и читаем:

Код: выделить все
ст 34
18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Здесь все сказано. Конечно, существуют действительно сомнительные случаи применения этой нормы:
1) в документации нет указанного условия;
2) закупаемые ТРУ не измеряются количественно;
3) количество ТРУ не увеличено;
4) изменена цена единицы ТРУ;
5) целесообразность увеличения количества ТРУ вызывает сомнение;
6) увеличение сделано только по отдельным позициям спецификации, которые наиболее дорогие;
7) логические и функциональные связи между позициями заставляют думать, что увеличение количества по одной позиции должно было бы вызвать ответное увеличение и по другой, чего, в действительности, не наблюдается.

В этих случаях лучше задавать вопрос сразу с аргументацией, дабы его не отмели как стандартный.
Также заключение по НМЦК будет в том случае, если торги производились по цене единицы товара (ст. 42).


 НМЦК закупки слишком низкая! Такого не бывает!
Конечно, есть вероятность, что у заказчика был какой-либо злой умысел, но как правило, такая ситуация обусловлена иными причинами. Чаще всего это объем финансирования - действующее законодательство не содержит прямых запретов на снижение расчетной НМЦК. Это вынужденные меры.


 223-ФЗ: Заказчик все время проводит закупки у единственного поставщика. А как же мы?
Нужно открыть положение заказчика о закупках и поизучать его. Заказчик имеет право сам определять, на какие суммы он может закупать ТРУ у единственного поставщика.

Нечитаемая или некопируемая документация

СообщениеДобавлено: 02 июн 2019, 19:59
kir_dfg
 Какой формат следует считать нечитаемым?
Само собой разумеется, ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Мнения и умения у всех разные, более того, с начала существования процедур в электронном виде понятие "доступности документации" так и не было адекватно определено. Чаще всего "нечитаемость" имеет место для процедур по 44-ФЗ, реже по 223-ФЗ.
На сегодняшний день из разъяснений регуляторов ФКС следует, что документация должна быть размещена в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования произвольных фрагментов текста. В то же время, существует и другое разъяснение, указывающее лишь на обеспечение возможности "ознакомления" с документами. Из борьбы двух этих запутывающих друг друга точек зрения и произрастает целая индустрия изощрений в форматах. Ниже приведены наиболее распространенные случаи (методы обработки здесь не рассматриваются).
1) В простейшем случае "нечитаемая" документация размещена в формате pdf, обычным шрифтом, в текстовом виде. Чаще всего жалобы на этот формат признаются необоснованными, даже если при копировании фрагментов, поиске или печати документа возникают проблемы.
2) pdf в сканах или jpg. Здесь, как правило, срабатывает почему-то "возможность ознакомления". Опять же, при адекватном разрешении сканирования и отсутствии разнообразных "подводных камней" обработка документации труда не составит, однако таких случаев, конечно, все меньше и меньше.
3) К первому или второму варианту добавляются разнообразные "плюшки" - водяные знаки, рукописные или разнокалиберные шрифты, махинации с цветами, множественные слои (в pdf-документах), в тяжелых случаях доходит до написания всего текста от руки. Методы обработки подобных документов еще более сложны.
4) Намеренное усложнение непосредственно содержимого документа - числовые значения прописью, написание характеристик в одну строку и т.д. Эти "дополнения" неразрывно связаны с "заточками" процедур по показателям и объему техзаданий.
Следует отметить, что если 1 и 2 случаи могут быть следствием как намеренного ограничения конкуренции, так и незнания или непрофессионализма заказчика, то 3 и 4 однозначно свидетельствуют о "недобрых намерениях". При этом, в отличие от многих других спорных случаях ограничений, это не может быть оправдано срочностью работ или иными объективно-субъективными требованиями.


 Можно ли обжаловать "нечитаемую" документацию?
Попробовать можно всегда. Вероятность успеха в этом случае зависит от региональных УФАСов - некоторые из них рассматривают любой формат, отличный от doc/docx, как нечитаемый (крайний случай), а некоторые - даже прописной от руки файл с числовыми значениями прописью как допустимый. Во многих случаях возможности "ознакомления" с документами для УФАС достаточно, чтобы признать жалобу необоснованной.При этом, к сожалению, следует учитывать, что предписание УФАС о внесении изменений в документацию вовсе не означает, что заказчик выложит документы в адекватном формате. В случае его "недобрых намерений", скорее всего, просто будут применены иные методы.


 Как сделать файл читаемым?
Методов много, и эффективность каждого из них разнится в зависимости от степени "испорченности" файла. На форуме в теме "Конвертирование нечитабельных ТЗ" (раздел о программном обеспечении"), а также в темах настоящего раздела можно ознакомиться с некоторыми методами.

Сговор заказчика и поставщика и борьба с ним

СообщениеДобавлено: 02 июн 2019, 20:42
kir_dfg
 Всегда ли присутствует сговор заказчика и поставщика?
Наверно, этот вопрос волнует всех поставщиков, в том числе и присутствующих на данном форуме. Однако следует отметить, что он не вполне корректен. Проблема заключается в том, что каждая из сторон закупок смотрит на ситуацию под своим углом, поэтому во многих случаях любая малейшая подозрительная нестыковка в документации или проблема при приемке расценивается поставщиками как "заточка" или сговор, в то время как любая попытка чрезмерного снижения цены, замены ТРУ, мелкие задержки и прочие вопросы в процессе исполнения контракта заказчиком расцениваются как недобросовестность.
Само по себе желание заказчика работать с определенным поставщиком не всегда означает какие-либо договоренности, "заточки" или, тем более, коррупционные корни. Весь вопрос здесь, чаще всего, в методах работы - само понятие ограничения конкуренции законом не определяется, оно очень сильно зависит от закупаемых ТРУ, сроков, финансирования и прочих обстоятельств. При доведении до абсурда (которое, к сожалению, характерно для некоторых поставщиков) любое требование или характеристика в документации могут быть расценены как ограничение или "сговор".


 Каковы основные признаки сговора заказчика и поставщика?
Ниже приведены некоторые из признаков. Следует отметить, что даже наличие нескольких из них не означает 100 % попадания в сговор. Всегда следует пытаться разрешить сомнения запросами на разъяснение.
1. Невероятно короткие сроки выполнения работ/оказания услуг. В случае наличия этого признака следует исключить такие факторы, как конец финансового года (если закупка размещена в ноябре и позже, вероятно, проблема связана с финансированием, и тогда заказчик либо намеренно разместил закупку поздно, либо у него для этого были иные причины), оказание услуг по проведению определенных мероприятий, дата которых не зависит от заказчика (например, соревнования, международные конференции), а также вопросы финансирования. Напротив, крайне подозрительными являются сроки, измеряемые в часах (особенно если обязательства привязаны к заявкам заказчика) и короткие сроки выполнения работ по строительству и ремонту.
2. Чрезмерно малые сроки поставки товаров. Здесь следует быть еще более осторожным, так как заказчик вовсе не обязан обеспечивать доступные сроки поставки по всей России, и потому стоило бы ориентироваться на разумные сроки поставки товаров - 10 дней для часто закупаемых товаров и около месяца для специфических. При этом следует, однако, учитывать, что необходимость заказа оборудования, не являющегося специфическим (например, серверов) не означает, что заказчик обязан учитывать срок заказа - ведь у других поставщиков, возможно, есть такое оборудование в наличии.
3. Чрезмерно подробные характеристики ТРУ. Особенно это относится к услугам с использованием товара. В случае наличия таких излишних требований следует подходить вот с какой стороны: если заказчик в состоянии обосновать то или иное требование, то оно не свидетельствует о злом умысле. Если нет, то заказчик или "нечист", или просто плохо разбирается в закупаемых ТРУ (и тот и другой вариант свидетельствуют о проблемах в закупке).
4. Махинации с форматом документации и, особенно, с ее содержимым. В 95 % случаев это признак проблем с закупкой.
5. Слишком низкая НМЦК. Слабый критерий, так как вероятность того, что заказчик намеренно занизил цену, практически нулевая. Примерно в половине случаев это связано с объемом доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, еще четверть случаев связана с предоставленными заказчику КП для обоснования цены. Лишь в четверти случаев это свидетельствует об аффилированности заказчика (например, обоснование цены на основе трех "нарисованных" КП или просто КП от аффилированных организаций).
6. Слишком высокая НМЦК. Примерно в 70 % случаев это связано с тем, что поставщики при выдаче КП дают завышенные цены с расчетом на торги, а потому это не является свидетельством каких-либо проблем. Однако, следует обращать внимание на закупки, в которых объем работ явно не соответствует цене, или этот объем намного больше, чем фактически требуемый (например, по результатам осмотра объекта).
7. Сомнительные требования к участникам (в частности, при оказании услуг). Особенно ярко свидетельствуют о проблемах разнообразные "сертификаты об обучении у производителя", "корочки" и т.д. Если речь идет не о специфическом оборудовании, такие требования могут быть обоснованы, разве что, нахождением на гарантийном обслуживании.
8. Разнообразные требования, касающиеся обслуживания, доработки, продолжения работ и т.д. Чаще всего, заказчику трудно обосновать необходимость закупки именно таких работ/услуг, тем более, если эта закупка имеет "плюс" по предыдущему пункту.
9. Проблемы при исполнении контракта и приемке - необоснованные придирки, недопуск на объект и т.д. Это практически 100%-ный признак, однако и тут не следует слишком перегибать палку - иногда действия заказчика обусловлены объективными причинами. Тем более, что "необоснованные придирки" иногда могут оказаться вполне обоснованными.
10. Высокие суммы обеспечения контракта и/или заявки. Завышение этих сумм ничем не оправдано (обеспечение контракта до 10 % следует считать адекватным), если только не предусмотрена выплата существенного аванса.
11. Большое количество отклоненных заявок по первой части.
12. Отклонения заявок по второй части. Сейчас крайне редко отклонение по второй части является следствием ошибок поставщиков, чаще всего это следствие махинаций.
13. Малые снижения на торгах. Довольно хлипкий критерий - для того, чтобы объективно оценить причины такого явления, нужно иметь на руках ряд данных о заявках. Если, например, подано две заявки, которые произвели снижение на 0,5 - 1 %, то это может свидетельствовать о проблемах.
14. Закупки по уже выполненным работам. Изредка такие случаи могут быть оправданы (морально, но не с точки зрения закона), но в большинстве случаев они являются следствием сговора.
15. Повторные закупки при поданной жалобе или после рассмотрения жалобы без фактически внесенных изменений.


 Всегда ли сговор свидетельствует о коррупции?
Еще один не вполне корректный вопрос. Как говорилось выше, установление требований и желание работать с определенным поставщиком не всегда означает "нечистоплотность" заказчика, а может свидетельствовать лишь о желании купить требуемые и качественные ТРУ. Требования должны быть объективными и разумными. При этом главным признаком адекватности заказчика является то, что при победе "не своего" поставщика работа с ним будет вестись на том же доброжелательном и объективном уровне, как и со "своим". Более того, заказчик этого "не своего" при успешном исполнении контракта запросто может сделать "своим".
Ни в коем случае нельзя винить заказчика в соблюдении законодательства. Например, если поставщик пропустил срок подписания контракта, то в современных реалиях заказчику не остается ничего, кроме как признать его уклонившимся и отправить документы на включение в РНП. Это никак не связано с адекватностью или сговором!
Еще следует отметить, что если нет явных "симптомов" коррупционных побуждений заказчика (а они обычно очень ярко заметны), то к поставщику следовало бы относиться к заказчику доброжелательно (даже в ГК РФ есть такая норма). Равно как и наоборот - заказчик должен относиться к поставщику объективно, в крайнем случае, основываться на сведениях о нем из открытых источников.


 Что делать, если есть подозрение на сговор?
Если таковые подозрения появились на этапе подачи заявок, то можно обратиться в УФАС с жалобой на документацию. Примерно аналогично следует поступить, если речь идет об отклонении заявок (как первых, так и вторых частей), единственным отличием является то, что рассмотрением заявок может заниматься не заказчик, а уполномоченный орган. В последнем случае жалобу следует подавать именно на действия комиссии УО. Следует отметить, что эта комиссия может быть никак не связана с заказчиком и не владеть предметной областью, поэтому отклонения в этом случае почти наверняка не обусловлены кознями заказчика (или обусловлены огрехами в документации, но в этом случае все покажет внеплановая проверка).
Редко, но бывают проблемы при проведении торгов, обусловленные сговором между заказчика/поставщиком и электронной площадкой. Сюда относятся, например, раскрытие участников до проведения аукциона, ограничение доступа к площадке и др. В этом случае жалоба подается в центральный аппарат ФАС.
Наконец, во время исполнения контракта ФАС уже не имеет полномочий, поэтому обращения подаются в прокуратуру, контрольно-счетные органы, общероссийский народный фронт (ОНФ) и т.д. Это может сделать также и сторонний поставщик (как не имеющий отношения к закупке, так и проигравший в ней), но это несколько сложнее, потому что этому поставщику придется пояснять, откуда у него появились нужные сведения.
Разумеется, не следует забывать и морально-философскую сторону вопроса. Если поставщик при проведении закупки или исполнении контракта подаст "телегу" на заказчика, даже полностью адекватный заказчик может сформировать определенное к нему отношение.

Демпинги, таран и прочие прелести

СообщениеДобавлено: 02 июн 2019, 21:11
kir_dfg
 Законна ли схема "таран"?
Если речь идет о том, можно ли найти нарушения 44-ФЗ в такой схеме, то ответ будет - да, законна. Но, разумеется, с точки зрения 135-ФЗ это картельный сговор, и потому она никак не может быть законной. Однако, доказать ее наличие достаточно проблематично, так как для этого потребуется сбор данных об участвующих в схеме "фирмах".


 Как бороться со схемой "таран"?
Единственный метод - подавать предложение о цене на этапе доподачи в последний момент (так, как это делают "таранщики"). Важно успеть подать так, чтобы не пропустить срок окончания доподачи и чтобы это предложение не успели "перебить".
Можно собрать данные по "таранщикам" и обратиться в ФАС, но вероятность того, что эту схему успешно "накроют", не так велика.


 Чем "таран" отличается от демпинга?
Как правило, демпинг - это преднамеренное снижение цены с целью лишить побеждающего поставщика прибыли или "выплыть на белый свет". Он возможен как со стороны поставщика-конкурента, так и по "нечистоте" заказчика. Демпинг следует отличать от объективного снижения (см. вопрос ниже). "Таран" же направлен на устранение участников аукциона и выигрыш по НМЦК или близкому к ней значению цены, и с заказчиком, в большинстве случаев, никак не связан. Иногда "тараном" называют также схему демпинга с одним подставным участником, однако это встречается намного реже, чем классический "таран", и обычно называется просто вредительством, так как у добросовестного участника есть все шансы ему противостоять.


 Поставщик демпингует. Что делать заказчику?
Чаще всего - ничего (имеется в виду, разумеется, в случае отсутствия сговора с этим поставщиком, иначе...ну вы поняли). Если имеются сведения о том, что поставщик уже неоднократно снижал цены и срывал исполнение контрактов, то стоит подумать о внесении его в РНП или отклонении по второй части (искать причину). А если и это не помогает, то решать вопрос через общественные организации. Если же контракты от него не страдают, то это никак не мешает заказчику.


 Участник устроил демпинг и был отклонен по второй части. А что делать победителю?
Тут ответ очень простой. Впредь не снижаться ниже рентабельности. Почему-то многие поставщики "заигрываются", хотя серьезные снижения не всегда означают объективные торги. Если участник остановится, то и демпингеру будет некуда шагать, его отклонят по второй части, и победитель "возьмет" контракт по адекватной цене. Следует учитывать, что объективные большие снижения в случае поставки товаров - это редкость, в то время как для работ и услуг (особенно услуг) - обычное дело. Есть также некоторые сферы закупок, в которых снижение до нескольких рублей - стандарт (например, оценка недвижимости). Наконец, при принятии решения нужно учесть и тактику поставщиков - некоторые из них готовы работать в убыток, чтобы получить некое "место под солнцем" у заказчика или в целом на рынке.
В настоящее время опасность намеренного демпинга несколько уменьшена в связи с тем, что торговые площадки теперь не дают возможность подачи заявок поставщиками, находящимися в РНП.

Мошенничество в закупках

СообщениеДобавлено: 02 июн 2019, 22:20
kir_dfg
 На торговой площадке выложена закупка. Мы подались, оплатили обеспечение заявки, и заказчик пропал вместе с закупкой. Что делать?
Это самый распространенный вид мошенничества в закупках. Можно написать в ОБЭП, но вероятность того, что деньги вернут, близка к нулю. Также разновидностью подобного мошенничества является присвоение обеспечения исполнения контракта или "пропадание" после поставки ТРУ.
Для того, чтобы не попадаться в такие ловушки, стоит усвоить несколько признаков подобных закупок:
1) В основном такие закупки размещаются в рамках 223-ФЗ или коммерческих торгов. По 44-ФЗ такая ситуация крайне редка.
2) Фирма-заказчик зарегистрирована недавно.
3) На учредителя заказчика зарегистрировано несколько фирм, некоторые из которых появились недавно.
4) На площадке выложено одновременно много закупок данного заказчика, особенно, если заказчик зарегистрировано недавно, а все закупки выложены в один день или в течение нескольких дней.
5) Реквизиты для уплаты обеспечения заявки и/или контракта не совпадают с реквизитами заказчика (как минимум, не совпадает наименование получателя платежа).
6) Фирма заказчика зарегистрирована давно, а на площадках отсутствуют какие-либо заключенные от его имени контракты.

Излишние потребительские свойства

СообщениеДобавлено: 02 июн 2019, 22:43
kir_dfg
 Что такое "излишние потребительские свойства"?
Это понятие было введено контролирующими органами и судами в ответ на действия заказчиков, которые закупают ТРУ с функциями или параметрами, не относящимися напрямую к их назначению. Юридически ИПС не определяется, с идеологической же точки зрения ФКС это такие параметры и функции ТРУ (главным образом товаров), которые не оказывают влияния на их использование по прямому назначению. Самые известные примеры - "золотой ершик" для унитаза и ручка за полтора миллиона. В менее явных случаях это могут быть, например, интерфейс Wi-Fi у копировального аппарата или предел скорости 220 км/ч у автомобиля, предназначенного для езды по городу. Как правило, понятие ИПС применяется в рамках 44-ФЗ, так как в 223-ФЗ в связи с финансированием за счет собственных средств особого веса не имеет.


 Какие существуют методы борьбы с ИПС?
В настоящее время 44-ФЗ и подзаконные правовые акты предусматривают несколько средств для борьбы с этим феноменом, в частности, нормирование закупок (расчет нормативных затрат и установка требований к закупаемым ТРУ) и каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Последний предназначен также для унификации описания объектов закупки, что косвенно способствует снижению количества случаев ограничения конкуренции (про реализацию не говорим).


 Чем излишние требования к ТРУ отличаются от ИПС?
Если говорить о классическом понятии ИПС, то есть принципиальная разница. Требования к ТРУ могут быть как обоснованы, так и не вполне обоснованы. Например, если заказчик грамотно составляет техническое задание и указывает только те характеристики, которые ему действительно необходимы (в данном случае не учитываем диапазонность и прочее), каждая из характеристик будет обоснована, хотя их может быть и много. Если заказчик будет излишне детализировать требования, то часть характеристик может оказаться необоснованной (приводящей к ограничению конкуренции, например, соответствию только одной модели товара), но при этом эти характеристики все равно останутся относящимися к функциям и параметрам товара. Напротив, ИПС в явном виде никак не относятся к функциям или параметрам товара и представляют собой просто "архитектурные излишества", направленные на удовлетворение потребностей конкретных должностных лиц и руководителей и никак не связанные с государственными и общественными нуждами (например, золотой ершик).
В более адаптированном к реальности варианте эта разница несколько сглаживается, и под ИПС уже подводятся и другие параметры и функции товаров, которые, хотя и относятся к их применению, но не будут использоваться при эксплуатации у заказчика или под управлением заказчика. Особенность таких параметров в том, что само по себе установление этого параметра без учета конкретного значения ИПС не является, однако конкретное его значение - может являться. К примеру, сюда относится вышеприведенный пример с автомобилем.