Ниже приведены некоторые из признаков. Следует отметить, что даже наличие нескольких из них не означает 100 % попадания в сговор. Всегда следует пытаться разрешить сомнения запросами на разъяснение.
1. Невероятно короткие сроки выполнения работ/оказания услуг. В случае наличия этого признака следует исключить такие факторы, как конец финансового года (если закупка размещена в ноябре и позже, вероятно, проблема связана с финансированием, и тогда заказчик либо намеренно разместил закупку поздно, либо у него для этого были иные причины), оказание услуг по проведению определенных мероприятий, дата которых не зависит от заказчика (например, соревнования, международные конференции), а также вопросы финансирования. Напротив, крайне подозрительными являются сроки, измеряемые в часах (особенно если обязательства привязаны к заявкам заказчика) и короткие сроки выполнения работ по строительству и ремонту.
2. Чрезмерно малые сроки поставки товаров. Здесь следует быть еще более осторожным, так как заказчик вовсе не обязан обеспечивать доступные сроки поставки по всей России, и потому стоило бы ориентироваться на разумные сроки поставки товаров - 10 дней для часто закупаемых товаров и около месяца для специфических. При этом следует, однако, учитывать, что необходимость заказа оборудования, не являющегося специфическим (например, серверов) не означает, что заказчик обязан учитывать срок заказа - ведь у других поставщиков, возможно, есть такое оборудование в наличии.
3. Чрезмерно подробные характеристики ТРУ. Особенно это относится к услугам с использованием товара. В случае наличия таких излишних требований следует подходить вот с какой стороны: если заказчик в состоянии обосновать то или иное требование, то оно не свидетельствует о злом умысле. Если нет, то заказчик или "нечист", или просто плохо разбирается в закупаемых ТРУ (и тот и другой вариант свидетельствуют о проблемах в закупке).
4. Махинации с форматом документации и, особенно, с ее содержимым. В 95 % случаев это признак проблем с закупкой.
5. Слишком низкая НМЦК. Слабый критерий, так как вероятность того, что заказчик намеренно занизил цену, практически нулевая. Примерно в половине случаев это связано с объемом доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, еще четверть случаев связана с предоставленными заказчику КП для обоснования цены. Лишь в четверти случаев это свидетельствует об аффилированности заказчика (например, обоснование цены на основе трех "нарисованных" КП или просто КП от аффилированных организаций).
6. Слишком высокая НМЦК. Примерно в 70 % случаев это связано с тем, что поставщики при выдаче КП дают завышенные цены с расчетом на торги, а потому это не является свидетельством каких-либо проблем. Однако, следует обращать внимание на закупки, в которых объем работ явно не соответствует цене, или этот объем намного больше, чем фактически требуемый (например, по результатам осмотра объекта).
7. Сомнительные требования к участникам (в частности, при оказании услуг). Особенно ярко свидетельствуют о проблемах разнообразные "сертификаты об обучении у производителя", "корочки" и т.д. Если речь идет не о специфическом оборудовании, такие требования могут быть обоснованы, разве что, нахождением на гарантийном обслуживании.
8. Разнообразные требования, касающиеся обслуживания, доработки, продолжения работ и т.д. Чаще всего, заказчику трудно обосновать необходимость закупки именно таких работ/услуг, тем более, если эта закупка имеет "плюс" по предыдущему пункту.
9. Проблемы при исполнении контракта и приемке - необоснованные придирки, недопуск на объект и т.д. Это практически 100%-ный признак, однако и тут не следует слишком перегибать палку - иногда действия заказчика обусловлены объективными причинами. Тем более, что "необоснованные придирки" иногда могут оказаться вполне обоснованными.
10. Высокие суммы обеспечения контракта и/или заявки. Завышение этих сумм ничем не оправдано (обеспечение контракта до 10 % следует считать адекватным), если только не предусмотрена выплата существенного аванса.
11. Большое количество отклоненных заявок по первой части.
12. Отклонения заявок по второй части. Сейчас крайне редко отклонение по второй части является следствием ошибок поставщиков, чаще всего это следствие махинаций.
13. Малые снижения на торгах. Довольно хлипкий критерий - для того, чтобы объективно оценить причины такого явления, нужно иметь на руках ряд данных о заявках. Если, например, подано две заявки, которые произвели снижение на 0,5 - 1 %, то это может свидетельствовать о проблемах.
14. Закупки по уже выполненным работам. Изредка такие случаи могут быть оправданы (морально, но не с точки зрения закона), но в большинстве случаев они являются следствием сговора.
15. Повторные закупки при поданной жалобе или после рассмотрения жалобы без фактически внесенных изменений.