Страница 1 из 1

FAQ: жалобы в ФАС, иски, проверки и штрафы

СообщениеДобавлено: 02 янв 2018, 20:35
kir_dfg
Уважаемые коллеги!

Здесь будут собираться ЧАсто ВОзникающие вопросы, связанные с подачей жалоб в ФАС, исков в суд, проверками, нарушениями законодательства и штрафами. Пожалуйста, знакомьтесь с этой темой, прежде чем задавать вопросы в других темах.

Внимание: тема может не содержать вопросов, на которые есть прямые ответы в законодательстве. Пожалуйста, потрудитесь ознакомиться с базовыми НПА, прежде чем искать ответы или задавать вопросы на форуме.


Для простоты в теме отождествлены понятия ФАС и УФАС. Следует помнить, что жалобы на электронные площадки подаются в ФАС (Центральный аппарат ФАС), а все остальные - в УФАС (Управление ФАС по региону заказчика).

Все пожелания и замечания по данной теме направляйте, пожалуйста, в ЛС или в темы для обсуждения.

Подача и отзыв жалоб и обращений в ФАС

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 18:34
kir_dfg
 Каким образом можно подать жалобу в ФАС?
Жалобу в ФАС можно подать лично, курьером, по почте, а также по электронной почте. В настоящее время потихоньку развивается также интерфейс подачи через Госуслуги и через общественные приемные на сайтах УФАС (последние перенаправляют пользователя на сайт ЦА ФАС, поэтому, фактически, обращения будут проходить через ЦА). Через Госуслуги подаются, как правило, не жалобы, а обращения, хотя некоторые поставщики умудряются подать и жалобы.


 Каким образом подается жалоба по электронной почте?
Жалобу подаем на адрес toXX@fas.gov.ru, где XX - гаишный код региона. С этим не надо путаться, а то некоторые вставляют код из ОКТМО. Жалоба должна быть подписана электронной подписью - используется либо КриптоАРМ (без шифрования!), либо подпись в стиле MS Office. Предпочтительнее все же первый вариант, поскольку существует опасность, что специалисты ФАС не увидят "офисную" подпись из-за различия версий MS Office.


 В какой УФАС подается жалоба на заказчика?
Жалоба подается в УФАС по месту нахождения заказчика. Некоторые подают жалобу в ЦА ФАС, который все равно перенаправляет их в соответствующий УФАС, что приводит к потере времени, но иногда помогает обойти некоторые формальные проблемы, которые могли бы привести к возврату жалобы УФАС.


 Если мы подаем жалобу, какой будет дата ее подачи?
Датой подачи, в соответствии с Регламентом ФАС, является дата ее регистрации в канцелярии УФАС. Следует отметить также, что из-за особенностей подачи чаще всего получается так, что датой подачи жалобы по электронной почте признается дата ее поступления.


 Можно ли подать жалобу по факсу?
В большинстве случаев жалобы по факсу не принимаются.


 Чем обращение отличается от жалобы?
Главное отличие - разные основания данных обращений. Жалоба подается в соответствии с законом 44-ФЗ, сроки подачи и рассмотрения жестко ограничены, и сама по себе подача уже приводит к определенным правовым последствиям (т.е. приостановке процедуры). Обращение подается в соответствии с законом 59-ФЗ, срок рассмотрения его составляет 30 дней (кроме некоторых случаев, уточненных в Регламенте ФАС, где эти сроки меньше), и его подача означает, что гражданину или организации должен быть направлен ответ, возможно, после проведения некоторой проверки. При этом сроки подачи обращения ничем не ограничиваются (хотя разумный срок - не больше года).


 Если закупку проводит уполномоченный орган, то на кого следует жаловаться?
Если жалоба подается на действия, то в случае проведения закупки через УО жалоба, в большинстве случаев, должна быть подана на УО. В случае жалобы на документацию следует ознакомиться с НПА, устанавливающими полномочия УО - если УО утверждает документацию (что случается реже), то опять-таки на него, если заказчик - то на заказчика.


 Куда подаются жалобы на ЭТП (площадку)?
Жалобы на площадки рассматриваются Центральным аппаратом (ЦА) ФАС.


 Когда можно отозвать жалобу?
Отзыв жалобы может быть произведен до ее рассмотрения по существу. При этом, в ряде случаев, ФАС все-таки принимает решение по закупке, поскольку внеплановая проверка производится всегда, независимо от отзыва.

Жалоба на документацию и жалоба на действия

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 18:53
kir_dfg
 Когда подается жалоба на документацию?
Жалоба на документацию подается строго до окончания подачи заявок. При этом жалобу может подать любое физическое или юридическое лицо. Бытует мнение, что ФАС заворачивает жалобы от тех, кто априори не может участвовать в закупке (например, физическое лицо подало жалобу на закупку с СРО), однако мнение это ошибочное (хотя единичные случаи возврата существуют). После окончания подачи заявок жалоба на документацию бесполезна, однако можно подать обращение о проведении внеплановой проверки, и возможно, ФАС успеет его рассмотреть до подписания контракта или, по крайней мере, накажет заказчика. Кроме того, при подаче жалобы на отклонение можно одновременно попросить обратить внимание ФАС на требования, которые спровоцировали данное отклонение, и ФАС, при наличии соответствующих оснований, может откатить закупку (хотя жалобу признает необоснованной).


 Что следует учитывать участнику при подаче жалобы на документацию?
Во-первых, очень рекомендуется воспользоваться правом запроса на разъяснение. Закон не ограничивает поставщика в количестве вопросов, которые там задаются, поэтому в одном запросе можно написать много (даже в виде таблицы иногда задают - очень удобно). Также стоит учесть один тонкий момент - в запросе на разъяснение должны быть именно вопросы по документации, а не требования (или, тем более, ультиматумы) к заказчику. В случае отсутствия вопросов по документации заказчик имеет право ответить, что таковых в запросе не имеется, и будет прав.
Если заказчик адекватный, то вежливое и корректное указание на ошибки или неоднозначности позволит ему внести изменения (если еще не вышел срок и такие изменения не затрагивают глобальные моменты закупки, связанные с планами). Если же нет, то можно подавать и жалобу.
Второй важный момент (помимо сжатых сроков подачи, конечно) состоит в том, что при подаче жалобы на документацию не стоило бы подавать заявку. Подача заявки на закупку априори означает, что участник согласен с условиями, и потому жалоба на 99 % будет необоснованной.
Наконец, хотя участнику и недоступно количество поданных на закупку заявок, но, теоретически, его можно оценить (например, попробовав подать заявку и затем отозвав ее). Чем больше на закупку подано заявок, тем меньше шансов оспорить документацию.


 Можно ли подать жалобу на слишком низкую или слишком высокую НМЦК закупки?
В рамках главы 6 Закона, т.е. в порядке обжалования, такие жалобы не рассматриваются. Косвенно комиссия ФАС может рассмотреть выбор метода обоснования и (гораздо реже) базовые принципы (например, наличие КП), но не более. Обращения по таким вопросам следует направлять в контрольные органы, прокуратуру и контрольно-счетные органы (в зависимости от конкретного заказчика конкретные контрольные органы будут разными).


 Каков срок подачи жалобы на протокол рассмотрения первых частей заявок аукциона?
Несмотря на несколько нечеткую формулировку в Законе, срок обжалования любого действия заказчика с момента окончания подачи заявок - 5 дней (до 1 июля 2019 года - 10 дней) с момента публикации протокола подведения итогов. Аналогичные сроки, в настоящее время, применимы и для остальных процедур.


 Можно ли подать жалобу на документацию после окончания подачи заявок, если меня отклонили?
Нет. Даже если отклонение, по мнению участника, вызвано некорректными формулировками или требованиями в документации, жалоба может быть подана только на отклонение (точнее, признание заявки несоответствующей закону и требованиям документации - такая формулировка корректнее). При этом участник вправе в составе доводов жалобы привести ссылки на требования документации, которые стали причиной отклонения, и их трактовку. Однако, не следует при этом перегибать палку и превращать жалобу на действия в жалобу на документацию - такая жалоба принята не будет. В случае правильной подачи информации в жалобе комиссия ФАС может признать жалобу необоснованной, но вследствие наличия неоднозначных или неправомерных требований в составе документации откатить закупку.


 Можно ли подать жалобу на то, что заказчик "льет воду" в запросах на разъяснения или вообще не реагирует на них?
Можно, но практика таких жалоб несколько туманная, и не исключено, что конкретный УФАС будет трактовать ее по-своему - некоторые трактуют как жалобу на документацию, некоторые - как жалобу на действия (то есть после протокола подведения итогов тоже принимают), а некоторые принимают только в виде обращения по 59-ФЗ. Поэтому рекомендуется включать данные доводы в состав других жалоб (лучше в жалобу на документацию). Отметим, что отсутствие реакции на запрос о разъяснении или нарушение сроков ответа на него - гораздо более веский довод, нежели наличие "никчемного" ответа.

Подготовка к заседанию и рассмотрение жалобы

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 19:32
kir_dfg
 Каким образом заказчик узнает о том, что на него подана жалоба?
УФАС обязан уведомить заказчика, площадку и участника о поступлении жалобы. Производится это по-разному - уведомление размещается в ЕИС и на площадке, иногда направляется факсом, иногда по почте (в зависимости от того, насколько загружен УФАС и насколько позволяют сроки закупки). Чаще всего, уведомление в ЕИС появляется быстрее остальных способов. В уведомлении указывается место и время рассмотрения жалобы по существу.


 Должен ли участник направить копию жалобы заказчику?
Нет. Такая обязанность была во времена 94-ФЗ, и некоторые УФАСы до сих пор ее не убрали из шаблона уведомления. Обязанность уведомления лиц, имеющих отношение к закупке (в том числе и электронной площадки), лежит на ФАС.


 Как заказчику получить жалобу, чтобы написать возражение?
Жалобу следует попробовать поискать на ЕИС. Если ее там нет, то рекомендуется обратиться в УФАС (даже лично).


 Что такое приостановка процедуры?
Приостановка процедуры - обеспечительная мера, направленная на предотвращение заключения контракта в рамках закупки (поскольку после заключения контракта ФАС не имеет возможности повлиять на исход закупки). При этом блокируется лишь подписание контракта со стороны заказчика, все остальные действия по закупке ведутся так, как будто жалобы не было. Приостановка происходит сразу же после того, как в ЕИС размещается уведомление о жалобе. Отметим, что закон не обязывает ФАС осуществлять приостановку, но, на практике, это делается всегда.


 Обязан ли поставщик присутствовать на заседании комиссии ФАС?
Нет. По понятным причинам многие заседания проходят без участия поставщиков, но нужно отметить, что присутствие поставщика увеличивает шансы выигрыша.


 Обязан ли заказчик (представитель УО) присутствовать на заседании комиссии?
Такой обязанности также нет. Но, в отличие от отсутствия поставщика, отсутствие заказчика рассматривается ФАС как отягчающий фактор, и шансы "пролететь" значительно возрастают.


 Нужна ли доверенность для участия в заседании?
Обязательно. Доверенность нужна представителям как заказчика, так и поставщика.


 Можно ли на заседании изложить доводы, отсутствующие в жалобе?
Во многих случаях такие доводы со стороны поставщика блокируются председателем комиссии (если, конечно, это не ответы на заданные им вопросы). Причина этого в том, что заседание комиссии ФАС - это не суд, а коллегия, и споры и прения между сторонами не предусматриваются. Доводы заказчика подчиняются тем же требованиям, но здесь все несколько проще, потому что заказчик выступает в роли ответчика, и большинство задаваемых ему вопросов предполагает развернутые ответы. На форуме есть пара товарищей, которые предпочитают писать жалобу одним абзацем, а на заседании устраивать митинг, но так поступать, все же, не рекомендуется.


 Синхронизируется ли рассмотрение УФАС с этапами закупки?
Нет. Если жалоба подана в срок, то она обязательно будет рассмотрена, даже в том случае, если контракт уже заключен (или, в случае жалобы на документацию, закончился срок подачи заявок). При этом, если есть основания и возможность откатить закупку, это обязательно будет предписано.


 Объявляется ли решение комиссии на заседании?
В соответствии с Регламентом ФАС, комиссия может отложить рассмотрение дела, либо просто "попросить паузу" на некоторое время. В большинстве случаев решение либо объявляется сразу, либо выпускается через день-два после заседания. В последнем случае заказчик или участник могут связаться с УФАС и узнать результаты (правда, эта информация сообщается не всем и не всегда), либо ждать публикации и официального письма с решением и/или предписанием.


 Что делать другим участникам закупки, если на нее подана жалоба?
До принятия решения ФАС и исполнения предписания (при наличии) действия участников остаются такими же, как и при обычно идущей процедуре, за исключением подписания контракта заказчиком.

Предписания и решения

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 19:59
kir_dfg
 Что такое предписание и чем оно отличается от решения?
Предписание подразумевает, в большинстве случаев, откат процедуры закупки, т.е. отмену определенных ее этапов. В редких случаях предписание может требовать игнорирования каких-то требований при заключении контракта или оценке заявок. В решении же излагаются доводы участника закупки и заказчика, доводы комиссии и принятое ей решение.


 Что включает в себя резолютивная часть решения?
Как правило, она включает до пяти пунктов:
1) Признание жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной.
2) Пункт о признании заказчика, комиссии или электронной площадки нарушившими конкретную норму закона.
3) Пункт о выдаче (или невыдаче) предписания.
4) Пункт о передаче материалов на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5) Пункт об обжаловании (в течение 3 месяцев).
Пункты со 2 по 4 присутствуют только в том случае, если жалоба признана обоснованной или в закупке обнаружены нарушения по результатам внеплановой проверки.


 В каких случаях предписание не выдается?
Если говорить упрощенно, то таких случаев только три (исключая, конечно, отсутствие нарушений):
1) По результатам закупки уже заключен контракт.
2) Выявленное нарушение не оказало влияния на результаты определения поставщика.
3) По данной закупке уже была рассмотрена жалоба, решение по которой предусматривает выдачу такого же или более жесткого предписания.
При этом следует отметить, что невыдача предписания никак не коррелирует с вопросом о передаче материалов на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


 Какие варианты требований могут быть в предписании?
В большинстве случаев в предписаниях содержатся требования об отмене каких-либо документов, подготовленных в процессе проведения процедуры, что означает, соответственно, ее "откат" (то есть возвращение на предыдущий этап). Варианты такие:
1) Полная отмена. Отменяются все протоколы, извещение, заказчик вносит изменения в документацию и проводит новый аукцион так, как будто прежнего и не было. Здесь под "внесением изменений" подразумевается, как правило, полная переделка документации - то есть нарушения настолько глобальные, что простой корректировкой их не исправить.
2) Откат на стадию подачи заявок. Изредка данный вариант применяется при проблемах площадки (для обеспечения подачи заявок другими участниками), но чаще всего он используется для случая, когда документация содержит некоторые не слишком глобальные неправомерные или неоднозначные требования, которые заказчику предписывается исправить обычным порядком (т.е. как изменения в процессе подачи заявок). При этом срок подачи, как правило, продляется. Отметим, что заказчик после исполнения такого предписания может отменить закупку совсем, если сроки позволяют (ст. 36), а участники могут отозвать, переподать или доподать заявки.
3) Откат на стадию рассмотрения первых частей. При этом никаких изменений уже не может быть внесено, набор заявок участников остается тем же, а заказчик их просто заново рассматривает. При этом особо ушлые заказчики могут отклонить участника, подавшего жалобу, по другому основанию. Также, при откате на этот и последующие этапы имеется путаница с обеспечением заявки, поэтому может случиться так, что площадка его разблокирует (если протокол подведения итогов уже будет к тому моменту подписан), а участник выведет денежные средства, что автоматически приведет к отклонению его заявки площадкой.
4) Откат на стадию торгов. Применяется в том случае, если площадкой не был обеспечен доступ участников к подаче ценовых предложений, а также (гораздо реже), если ФАС выявлены признаки сговора между участниками.
5) Откат на стадию рассмотрения вторых частей. Используется, если комиссия допустила нарушения при рассмотрении вторых частей участников.
6) Отмена процедуры заключения контракта (протокола уклонения, протокола отказа) - используется при нарушениях, допущенных заказчиком или поставщиком на этапе заключения, проблемах с площадкой или ЕИС, а также по собственным жалобам и обращениям сторон заключения.
Также существуют варианты требований, когда заказчику предписывается не учитывать какое-либо положение документации (или показатель) при рассмотрении заявок, либо внести в проект контракта некоторые корректировки, без отката процедуры. Как правило, это применяется в ситуациях, когда заказчик допускает непреднамеренные опечатки (по невнимательности), либо когда имеющееся в документации требование вводит в заблуждение участников, но не является ограничением конкуренции.


 Бывает ли предписание без решения?
Нет, но если было обращение о внеплановой проверке, может быть предписание, выданное по результатам этой внеплановой проверки.


 Как получить решение и предписание?
Документы должны быть опубликованы в ЕИС и отправлены по почте участнику, заказчику и площадке. Иногда этот процесс затягивается из-за загруженности УФАС.


 Если жалоба признана необоснованной, как скоро будет разблокирована закупка?
Как только площадка получит решение - отправка производится по почте. Если сроки, как говорится, не терпят, то заказчик может отправить скан решения на площадку, чтобы ускорить разблокировку. При этом некоторым площадкам требуется копия решения (скан), некоторым достаточно публикации в ЕИС или отправки текстового варианта решения.


 Как исполнить предписание?
Здесь все очень просто - нужно выполнять то, что там написано, выдумывать ничего не нужно. В большинстве случаев действия, связанные с отменой, производятся площадками автоматически (по бумажным процедурам требовались дополнительные действия, но сейчас это уже неактуально). Иначе говоря, закупка переходит на стадию, которая предусматривается предписанием, а заказчик и/или комиссия выполняют действия так, как это было бы при обычной закупке (учитывая, разумеется, внесение изменений).


 Как это так - жалоба необоснована, а выдано предписание отменить закупку или откатить ее?
Такое бывает очень часто. Необходимо внимательно ознакомиться с решением - в данной ситуации в нем будут изложены факты нарушений, допущенных заказчиком при составлении документации, которые привели к проблемам на дальнейших этапах закупки. Нарушения не фигурировали в доводах участника, подавшего жалобу, но были выявлены в процессе внеплановой проверки. То есть, иначе говоря, отклонение участника комиссией обосновано, но это стало следствием некорректно составленной документации.


 Может ли быть предписание о допуске участника к закупке?
Нет. Такое не практикуется ФАС, поскольку действующая нормативная правовая база предусматривает лишь устранение допущенных нарушений, а не понуждение заказчика к совершению определенного рода действий. Заказчику предписывается отменить цепочку документов, первый из которых содержит нарушения (либо внести изменения, если это предусматривается законом, как в случае документации).


 Что будет за неисполнение предписания?
За неисполнение предписания предусмотрен штраф по ч. 7 ст. 19.5 КоАП. При этом сам по себе факт неисполнения не означает, что можно продолжать процедуру как ни в чем не бывало - как правило, в этом случае ФАС подает в арбитражный суд иск о признании контракта ничтожным, нередко прося и обеспечительные меры.

Прочие виды жалоб

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 20:47
kir_dfg
 Можно ли подать жалобу от нескольких юридических лиц?
Такая практика по 94-ФЗ существует, но по 44-ФЗ, как правило, подобные жалобы возвращают, поскольку эффект от коллективной жалобы ничуть не больше, чем от обычной - в случае обнаружения любых нарушений закупку откатят.


 Можно ли подать жалобу на чужой допуск?
Шанс, разумеется, есть, но здесь действует основной принцип подачи (как иска в суд) - нужно указать доводы о том, что чужой допуск чем-то нарушил права участника. В большинстве случаев это не удается.


 У меня отключили свет или интернет! Могу ли я пожаловаться, чтобы аукцион продлили?
Нет, поскольку жалоба может быть подана только на действия или бездействие заказчика, УО, площадки и т.д., а в этом случае нарушений не было. Жалоба может быть подана, но она будет признана необоснованной.


 Не верим, что конкурент поставит за такую низкую цену! Можно пожаловаться?
Нет, но можно обратиться в прокуратуру, чтобы была проведена проверка исполнения контракта.


 Можно ли обжаловать невнесение изменений в документацию? Заказчик "обещал жениться" и кинул!
Нет. Даже если в ответе на запрос разъяснения заказчик утверждал, что внесет изменения, это не обязывает его так поступать. Следует также учитывать, что само по себе "требование внести изменения" со стороны участника никоим образом не коррелирует с нормами закона, а у заказчика, например, просто могут выйти сроки изменений. У участника закупки остается право обжалования положений документации, нарушающих, по его мнению, его права.


 Если возникают проблемы на стадии заключения контракта, можно ли их обжаловать?
Нужно. Потому что если возникают такого рода проблемы, поставщик может оказаться на грани РНП, либо потеряет время, которое могло бы пойти на исполнение контракта.
Это рекомендуется делать в следующих случаях:
1) Заказчик не выкладывает проект контракта (при этом, однако, стоит убедиться, что эта проблема не связана с техническими проблемами ЕИС).
2) Заказчик не принимает вроде бы корректную банковскую гарантию, утверждает, что ему не поступило обеспечение и т.д.
3) Заказчик отказывается реагировать на правомерные протоколы разногласий.
4) Заказчик не подписывает контракт.
Если возникают проблемы при заключении контракта, заказчик также может обратиться в ФАС.
В ряде случаев такие обращения дают возможность исправить ситуацию и заключить контракт. В случае опоздания или ошибок поставщика при подписании вероятность подписать контракт значительно снижается, однако, все же, это возможно.


 Можно ли подать жалобу на собственный допуск?
Можно. Подробности и описание подлости такого поступка см. FAQ для участников.


 Может ли заказчик подать обращение по поводу собственных действий?
Может. При этом не следует путать жалобу и обращение - как правило, ФАС подобные документы рассматривает именно как обращения, т.е. в течение 30 дней обычным порядком. "Обращение на самого себя" используется в тех случаях, когда заказчику требуется отменить документ в ЕИС, опубликованный с непреднамеренными ошибками.

Прочие вопросы по жалобам

СообщениеДобавлено: 05 июл 2019, 21:06
kir_dfg
 Каковы основания возврата жалобы?
Их не так уж и много:
1) Жалоба подана с нарушением срока (например, жалоба на документацию подана после окончания срока подачи заявок).
2) Жалоба не содержит доводов (фиолетовый игнорирует данное требование, но это, скорее, исключение) - как правило, ФАС не принимает жалобы, содержащие простое указание на действие или бездействие заказчика.
3) Жалоба не содержит документов, подтверждающих ее обоснованность - на заре 44-ФЗ это была очень популярная причина возврата. В настоящее время такие случаи редки и, чаще всего, наблюдаются в сложных ситуациях, когда из текста жалобы непонятно, чего хочет участник.
4) Проблемы с электронной подписью (если жалоба подана по электронной почте).
5) Жалоба подана повторно, на то же самое действие, которое данным участником уже обжаловалось. При этом повторное отклонение участника сюда не относится.
6) С июля 2019 года жалоба будет также возвращена, если она подана участником, находящимся в РНП.


 Может ли ФАС зарегистрировать жалобу, а потом ее вернуть?
Да, такие случаи известны. Как правило, такое бывает при вариантах 2, 3 и 5 из предыдущего вопроса.


 Может ли заказчик внести изменения помимо предписанных ФАС?
Да, разумеется, если такие изменения разрешаются законом (то есть если не затрагивают обеспечение заявок и объект закупки). К сожалению, данный ход часто используется недобросовестными заказчиками с целью усложнения требований документации.


 Всегда ли проводится внеплановая проверка при жалобе?
Да, всегда. Исключением являются жалобы, поданные на той же стадии закупки после рассмотрения одной из них - в этом случае повторной проверки не производится (так как ничего не менялось).


 Если мы не согласны с решением по жалобе, куда нам обратиться?
В Арбитражный суд. Коллегиальные решения, к которым относятся и решения ФАС, обжалуются только через суд, т.е. никоим образом не в ЦА ФАС, как многие думают. В ЦА ФАС, однако, можно подать обращение о том, что кто-то из сотрудников УФАС, по мнению поставщика, халатно относится к своим должностным обязанностям (или по иным подозрениям).
Следует помнить, что срок обжалования решения ФАС составляет три месяца.

Проверки соблюдения законодательства

СообщениеДобавлено: 10 авг 2019, 19:17
kir_dfg
 Какие контролирующие органы (КО) могут проверить наши закупки?
Конкретный "набор" КО будет различаться в зависимости от уровня бюджета учреждения, его ОПФ, а также подведомственности. Среди них могут оказаться ФАС, КО субъекта РФ или муниципального образования, Минфин, казначейство, финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования, главный распорядитель средств бюджета, контрольно-счетный орган, а также прокуратура.


 Каковы полномочия разнообразных КО?
Полномочия также зависят от того, какое именно учреждение рассматривается.
1) ФАС имеет полномочия по рассмотрению жалоб участников закупок и проведения внеплановых проверок закупок. Кроме того, оно выполняет функции, связанные с контролем соблюдения законодательства о защите конкуренции (135-ФЗ), что отчасти привязано к процессу проведения закупок и торгов.
Если речь идет о федеральных учреждениях, то оно также выступает в роли органа, проводящего плановые проверки (т.е. проверяющего соблюдение всего спектра норм 44-ФЗ) и осуществляющего согласование закупок. В случае учреждений уровня субъекта РФ и муниципальных образований ФАС не имеет таких полномочий.
ФАС уполномочена составлять и рассматривать протоколы об АПН по большинству статей КоАПа по закупкам для федеральных заказчиков, за некоторыми исключениями.
2) КО субъекта РФ (как правило, называется Контрольно-ревизионным управлением администрации, контрольно-ревизионной инспекцией и т.д.) осуществляет контроль за соблюдением законодательства заказчиками уровня субъекта и (в некоторых случаях передачи межбюджетных трансфертов) заказчиками муниципального уровня. Проверяться может все - от планирования и обоснования закупок до исполнения заключенных контрактов.
КО субъекта уполномочен составлять и рассматривать протоколы об АПН по большинству статей КоАПа по закупкам для заказчиков уровня субъекта РФ, за некоторыми исключениями.
3) КО муниципального образования имеет полномочия по контролю муниципальных заказчиков аналогично КО субъекта РФ.
4) Минфин и казначейство выступают в роли финансовых органов для федеральных учреждений или, в ряде случаев, учреждений субъектов РФ и муниципальных образований - если им передаются федеральные субсидии или субвенции. Они контролируют расходование денежных средств, а также имеют полномочия по мониторингу закупок (ст. 97). Также Минфин (ранее Минэкономразвития) в силу имеющихся у него полномочий регулятора контрактной системы нередко проводит проверки соблюдения законодательства - такие проверки являются чем-то средним между проверкой ФАС и ведомственной проверкой ГРБС, т.е. напрямую не несут угрозы штрафов именно по 44-ФЗ, но все же достаточно глубоки. Кроме того, Минфин и казначейство, не имея полномочий по составлению протоколов об АПН по процедурам закупок, имеют таковые в других сферах (например, финансовой), в частности, статьями КоАП 7.29.3, ч. 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16 и др.
5) Финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования выполняют роль КО по вышеуказанному п.4 данного списка. При этом, не следует забывать, что финансовые органы МО наделены полномочиями по ч.5 ст. 99 (если не передали их), роль которых на федеральном уровне выполняют Минфин и казначейство, а на уровне субъекта - только казначейство.
6) Главный распорядитель средств бюджета (ГРБС) уполномочен проводить ведомственный контроль (ст. 100). В ходе проверок рассматривается все то, что рассматривается и ФАС, и прокуратурой, и другими соответствующими КО. Существенная разница в том, что ГРБС не имеет никаких полномочий по вынесению наказаний, но может отправить материалы в соответствующий "более серьезный" КО, например, в ФАС или прокуратуру. Проверяются только свои подведомственные (чаще всего бюджетные) учреждения.
7) Контрольно-счетный орган осуществляет так называемый аудит закупок (ст. 98). В рамках аудита, помимо проверки соблюдения норм закона, оценивается соблюдение принципов контрактной системы (конкуренция, прозрачность, эффективность). Если будут обнаружены нарушения, полученные по результатам аудита материалы могут быть направлены в ФАС, прокуратуру, МВД и иные органы. КСО самостоятельно не вправе составлять и рассматривать протоколы об АПН по закупкам, хотя имеет некоторые полномочия по таким протоколам в финансово-бюджетной сфере.
8) Прокуратура - скорее, надзорный орган, а не КО. То есть они могут провести как плановую проверку, так и внеплановую (например, по обращению гражданина). В случае обнаружения нарушений они могут возбудить дело об АПН и передать его в ФАС или КО субъекта РФ (иногда также рассмотреть самостоятельно), либо даже возбудить уголовное дело по соответствующим статьям УК. Также прокуратура осуществляет мониторинг размещения информации в ЕИС (почему-то в основном в части реестра контрактов) и пишет "письма счастья" при обнаружении нарушений.


 Имеет ли уполномоченный орган полномочия по контролю и проведению проверок?
Все зависит, разумеется, от нормативно-правовой базы, но, как правило, явно эти полномочия не закреплены, тем более, что ч.1.1 ст. 99 теперь это прямо запрещает. К сожалению, это не останавливает УО от вынесения замечаний по передаваемой для размещения документации и даже ее возврата без оснований.


 Как связаны проверки соблюдения законодательства и контроль по ч.5 ст. 99?
В большинстве случаев, никак. Контроль по ч.5 ст. 99 призван обеспечить достоверность размещаемой в ЕИС информации и упрощение мониторинга выделения и расходования средств, в то время как проверки охватывают гораздо более широкий спектр норм по проведению закупок, и первое редко приводит ко второму.


 Что могут посмотреть в рамках проверки, какие нужны документы?
Если речь идет об общих проверках по 44-ФЗ (таких большинство), то смотреть могут все - планы, документацию, протоколы, контракты и документы по исполнению, а также локальные НПА по закупкам. Все это может быть затребовано в бумажном виде, однако, в последнее время все больше КО переходят на анализ имеющихся в ЕИС документов (естественно, кроме тех, что там не размещаются). Как правило, специалисты КО выбирают несколько закупок (либо случайным образом, либо, если это проверка по обращению, конкретные закупки) и анализируют их в объеме, в котором посчитают нужным. Перед проверкой высылается уведомление, в котором будет указано, какие документы требуется предоставить.


 Каковы сроки и периодичность проведения проверок?
До настоящего времени каких-либо норм в части этих сроков и других параметров проверок не существовало. 1 мая 2019 года в ст. 99 были внесены дополнения касательно разработки Правительством подзаконных НПА по данному вопросу, но пока таковых не утверждено. Поэтому пока действуют только общие правила о проверках юридических лиц (294-ФЗ).


 Как мы узнаем о результатах проверки?
По результатам проверки готовятся акт или заключение, с которым заказчик знакомится под роспись. Далее, при обнаружении в ходе проверки каких-либо нарушений, материалы из этих документов могут быть направлены в иные КО (в том случае, если такие КО уполномочены рассматривать дела о соответствующих АПН).


 Каковы особенности проверки контрольно-счетным органом?
КСО проводят так называемый аудит закупок, который имеет к контролю лишь косвенное отношение, т.е. не подменяет его. Их задача - проанализировать закупку и сделать выводы об эффективности ее проведения, соблюдении антимонопольного законодательства, прозрачности закупок и т.д. Ключевой особенностью аудита является то, что выводы в ходе и по результатам проверки основываются не только на нормах законодательства, но и на его принципах, т.е. идеологии и смысловом назначении каждой нормы. Кроме того, аудит сам по себе не предусматривает цели наказания за нарушения - это сопутствующий фактор. Нарушения имеют значение в части определения причин этих нарушений и результатов, к которым они привели или могли привести. По результатам аудита делаются выводы об эффективности расходования бюджетных средств, а в случае сопутствующего обнаружения нарушений - документы направляются в соответствующие уполномоченные КО для их рассмотрения уже с точки зрения контроля и КоАП.

О реестре недобросовестных поставщиков

СообщениеДобавлено: 10 авг 2019, 20:50
kir_dfg
Вопросы об основаниях подачи сведений в РНП, сроках пребывания, особенностям участия см. topic16518.html#p440238

 Заказчик подал сведения в РНП. Через какое время нас вызовут на рассмотрение?
Как правило, срок составляет 10 дней. Иногда бывает и больше.


 Может ли быть так, что ФАС не уведомит о заседании поставщика?
Такое бывает только при проблемах с доставкой уведомления. ФАС обычно не рискует и убеждается, что уведомление получено, так как в противном случае обжаловать включение для поставщика будет довольно легко.


 Обязательно ли поставщику ехать на заседание о включении в РНП?
Крайне желательно. Без присутствия поставщика вероятность включения очень высока, поскольку некому будет давать пояснения и приводить доводы - все будет в руках заказчика и комиссии. Если же поставщик все-таки не желает, ему рекомендуется направить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.


 Обязательно ли заказчику присутствовать на заседании?
Нет, хотя есть такое понятие, как уважение к комиссии (хотя комиссия - это не суд, но все же, она в данном случае решает важнейший вопрос). Поэтому рекомендуется присутствовать.


 Какова вообще вероятность включения в РНП?
Очевидно, что ответ на данный вопрос зависит от множества факторов, начиная от основания подачи заявления заказчиком и заканчивая настроением комиссии. Главное, от чего будет отталкиваться комиссия УФАС - наличие умысла в уклонении или в нарушении условий исполнения контракта.
Учитываются следующие обстоятельства:
1) Основание подачи - уклонение или односторонний отказ от исполнения. В первом случае вероятность включения немного ниже.
2) Доводы поставщика - самый важный фактор. Если поставщику удастся грамотно обосновать свою позицию или привести уважительные причины, то вероятность будет очень низкой. Также хорошо помогли бы документы, подтверждающие позицию поставщика.
3) Мнение заказчика - если заказчик укажет в заявлении (или скажет устно на заседании), что не настаивает на включении, это будет иметь важное значение для комиссии.
4) Соблюдение процедуры одностороннего отказа (если на этом основании подано заявление) заказчиком. Если процедура не соблюдена, то в РНП не включат.
5) Сопутствующие обстоятельства - например, наличие выпущенной банковской гарантии или переведенных денежных средств в качестве обеспечения существенно снизят вероятность включения в РНП.
Значение также имеет регион и, соответственно, подход комиссии. Следует отметить, что в последнее время УФАСы подходят к этим вопросам гораздо лояльнее, чем в прежние годы, и если действительно поставщик не имел умысла в содеянном (или в бездействии), то, скорее всего, его не включат в РНП.


 Если нас не включили в РНП, значит, мы не уклонялись и протокол об уклонении незаконен?
Нельзя путать два обстоятельства - уклонение от заключения и включение в РНП. Уклонение признается заказчиком путем составления соответствующего протокола, после которого он имеет право приступить к заключению контракта со вторым участником. Включение в РНП - полномочие ФАС, и оно является следствием уклонения, а не его составной частью. Поэтому, если поставщика не включили в РНП, то он все еще уклонист, а потому обеспечение заявки он все равно теряет.
Однако, поставщик при признании уклонения заказчиком может быстро направить жалобу в УФАС на незаконное признание уклонения, которое будет рассматриваться как обычная жалоба по 44-ФЗ. В случае, если уклонение будет признано незаконным, у поставщика будет возможность не только вернуть обеспечение заявки, но и заключить контракт. Здесь, правда, будет временная гонка - рассмотрение заявления о внесении в РНП, рассмотрение жалобы на признание уклонения и заключение контракта со вторым участником (если такой имеется) будут идти одновременно. К сожалению, заказчики часто пользуются этой недоработкой закона.


 Есть ли вероятность заключения контракта после рассмотрения включения в РНП?
Вероятность такая есть, однако рассматриваться данный вопрос, скорее всего, будет в рамках отдельного заседания комиссии по жалобам, а не на заседании по включению в РНП - это даже разные комиссии. Для того, чтобы такое заседание состоялось, поставщику рекомендуется подать встречную жалобу после публикации протокола об уклонении. Если в РНП его не включат, ФАС признает протокол об уклонении незаконным, а заказчик не успеет заключить контракт со вторым участником, ФАС может предписать заключить контракт.

Административные правонарушения (АПН) и наказания (штрафы)

СообщениеДобавлено: 10 авг 2019, 21:37
kir_dfg
 Сколько составляет срок давности АПН по закупкам?
Срок давности составляет один год. После истечения этого срока дело об АПН не может быть возбуждено, а находящиеся в производстве дела прекращаются. Тем не менее, в актах проверок нарушения будут указаны, и по другим АПН (если такие имеются и у них не истек срок давности) они могут стать отягчающим обстоятельством.


 Всегда ли назначается штраф?
Наверно, это самый волнующий заказчиков вопрос. Нет, не всегда. Помимо формулировок нарушений, в КоАП есть целых четыре главы, посвященные общим обстоятельствам возникновения оснований для возбуждения дел об АПН, смягчающим и отягчающим обстоятельствам, а также наказаниям за их совершение, среди которых не только штраф. Одним из ключевых элементов состава АПН является вина, т.е. важной задачей органа, который рассматривает дело об АПН, является доказательство ее наличия. Для должностного лица это означает, что если его вина в совершении нарушения отсутствует, дело будет прекращено, а штраф назначен не будет. Кроме того, довольно часто дела об АПН прекращаются на основании малозначительности совершенного правонарушения (к таким, например, легко отнести небольшую просрочку публикации сведений в реестре контрактов), либо штраф заменяется устным замечанием или предупреждением. Также роль играет семейное положение должностного лица, наличие у него несовершеннолетних детей и т.д. Причем штраф - это не самое тяжелое наказание, есть еще и дисквалификация.


 Если я допустил несколько просрочек или несколько одинаковых ошибок, сколько штрафов мне выпишут?
Если не будет каких-либо иных обстоятельств, то за каждую просрочку будет выписан отдельный штраф. Тем не менее, часто суды исходят из понятия "системности" совершенных правонарушений, т.е. если речь идет об однородных нарушениях, совершенных по незнанию или по недомыслию, сумма наказания может быть снижена. Систематическая просрочка, правда, сюда не относится, если должностное лицо не докажет, что она происходила не по его вине.


 В каких случаях штраф накладывается на юридическое лицо?
Формулировка из ч.2 ст. 2.1 КоАП: если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Применительно к закупкам это означает, что ответственность для юридического лица, в большинстве случаев, наступает при формальном или фактическом отсутствии КУ, КС или иного уполномоченного лица в момент совершения правонарушения. Также привлечение к ответственности возможно в том случае, если вина КУ (или специалистов КС) в правонарушении не будет установлена, но факт правонарушения все же будет доказан.


 Можно ли обжаловать постановление о наложении штрафа?
В некоторых видах АПН по закупкам рассмотрение уже сразу осуществляется в суде. Если же это не так, то обжаловать постановление можно в судах общей юрисдикции (например, до 50 тысяч - у мирового судьи). Обжалование рекомендуется во всех случаях, поскольку факт малозначительности и иные смягчающие обстоятельства могут быть установлены только судом - это реальный шанс прекращения дела или снижения размеров штрафа.


 Если у нас проблемы с бухгалтерией, которая мне не предоставляет документы для размещения вовремя, на меня наложат штрафы?
И снова - стоит почитать первые четыре главы КоАП, а не только формулировки правонарушений. Для любого правонарушения ключевым составом является вина. В рассматриваемом случае она отсутствует (если, разумеется, будут грамотно построены защита и доводы). Конечно, в случае неверной тактики защиты вероятность наложения штрафа есть. Также не следует забывать о варианте малозначительности или раскаяния.
Разумеется, существует также вероятность, что недобросовестный руководитель в случае отсутствия вины "отыграется" на Вас, потому что тогда ответственность за нарушение ляжет на него. Но это уже совсем другой вопрос.


 До меня работал сотрудник, совершил множество нарушений, а я теперь должен разгребать. При проверке я за них буду расплачиваться?
Нет. На момент совершения правонарушения Вы не были уполномоченным лицом (КУ), а значит, ответственность несете не Вы, а прежний КУ. Если же, по каким-то причинам, наказать его не удастся, отвечать будет руководитель или даже юридическое лицо.


 Если я исправлю неразмещение, совершенное сотрудником, который работал до меня, меня накажут за просрочку?
Вопрос интересный. Скорее всего, нет, так как Вы заявите, что предпринимали действие, направленное на устранение последствий совершенного в прошлом административного правонарушения. Здесь, однако, ключевым фактором является именно то, что нарушение допустил прежний сотрудник - если его допустили Вы, то таким способом Вы защититься не сможете.


 Что такое длящееся правонарушение? Бывают ли такие в закупках?
Непосредственного определения в КоАП нет, однако из судебной практики, в том числе Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, длящимися признаются непрекращающиеся противоправные действия лица. В то же время есть КО, которые признавали длящимися такие нарушения, как неразмещение отчета об исполнении контракта, и, таким образом, считали срок давности по ним со дня обнаружения. Поэтому, в настоящее время сложилась противоречивая практика, которую пока перевешивает Пленум ВС. Таким образом, в случае попытки КО "раскрутить" неразмещение документа как длящееся АПН, рекомендуется подготовиться к заседанию суда на основании данного Постановления Пленума. Другие типы нарушений по закупкам, в большинстве случаев, длящимися не являются, хотя иногда квалификация подобного рода возможна.