Защита интересов в ФАС
Добавлено: 15 окт 2014, 14:54
Всем доброго времени суток!
Плотно занимаюсь жалобами и разборками в ФАС, и решил поделиться некоторой информацией в виде небольшого обзора процедуры подачи и рассмотрения жалоб (может быть кому-то будет интересно), пока что по 44-фз:
Подачу жалобы на закупку, проводимую по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон), регламентирует глава 6 данного закона.
Важно оговориться, что положения данного закона регулируют только обжалование в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), участник имеет полное право на обжалование в органы судебной власти.
Итак, для подачи жалобы участнику необходимо определиться с даумя исходными:
1. Закон разделяет жалобу на действия (бездействия) заказчика, оператора или иного лица, и жалобу на положения документации о закупке, поэтому участник должен четко понимать, на что он жалуется.
2. Закон четко определяет сроки подачи жалобы на положения документации или действия заказчика, поэтому участнику сперва необходимо определить на какой стадии находится закупка. Условно можно выделить две стадии – подача заявок на участие в закупке и стадия работы комиссии.
После того, как участник установил данные сведения – становиться ясно, имеет ли смысл подавать жалобу.
Далее участнику необходимо четко сформулировать свою жалобу.
В соответствии со статьей 33 Закона установлены правила описания объекта закупки, а именно «описание объекта закупки должно носить объективный характер», заказчик же может установить такие требования, которые не дадут однозначно представления о закупаемом товаре или работе. Таким образом, потеряв объективность, участник может предложить товар иди работу не соответствующую объективной потребности, за что будет отклонен. Кроме того, заказчик может установить ограничения двумя способами: прямым указанием товарного знака или модели товара, либо указанием характеристик товара, присущих только одному производителю, а чаще конкретной модели товара. Такие ограничения по сути являются не только нарушениями законодательства о контрактной системе, а еще и нарушением федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «о защите конкуренции», что безусловно является причиной для жалобы.
Ниже приведен неполный список поводов для жалоб:
1. Жалобы на документацию:
• «В документации установлены неконкретные требования»;
• «В документации установлены требования, приводящие к необоснованному ограничению участников»;
• «В документации вообще не установлено требований в той или иной части».
• «В документации установлено требование о предоставлении излишних документов»;
• «В документации необоснованно установлено требование о наличии каких-либо лицензий или разрешений»;
• «В документации установлены необоснованные требования к торговой марке или модели товара»;
• «В документации установлены требования к поставке работ/ выполнения работ/ оказания услуг никак не связанных между собой»;
• «В документации установлены критерии и порядок их оценки, не предусмотренный законодательством»;
• «В документации не установлены условия или сведения, которые необходимо установить в соответствии с требованиями закона».
2. Жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы до окончания подачи заявок:
• на отсутствие сведений в плане-графике или плане закупок о размещаемой закупке;
• на не размещение информации о несостоявшейся закупке в плане-графике или плане закупок;
• на не указание или неправильное указание сведений о закупке в плане закупок или плане-графике закупок, опубликованных на http://zakupki.gov.ru/.
• на отсутствие ответов на запросы о разъяснении положений документации;
• на изменение предмета закупки, посредствам публикации ответа на запрос о разъяснении положений документации о закупки;
• на неисполнение заказчиком предписания контролирующего органа
3. Жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы после окончания подачи заявок:
• на затягивание сроков рассмотрения заявок и публикации протоколов;
• на необоснованное отклонение заявки от участия;
• на неправильный расчет баллов при оценке заявок на участие в конкурсе.
Главное в жалобе - найти и объяснить комиссии в уФАСе достаточные доводы дляобоснованности жалобы.
После того, как участник составил жалобу, необходимо определить в какое именно управление жаловаться, и какие документы для этого нужны:
В соответствии с пунктом 3.6. регламента «регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», жалоба подается на русском языке. в письменной форме или посредством факсимильной связи, а также в форме электронного документа в соответствии с Законом. Жалоба подается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, а также к жалобе, поданной юридическим лицом и подписанной руководителем юридического лица, приложения документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, не требуется. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Территориальная подведомственность определяется в соответствии с пп. 3.9-3.12 вышеуказанного регламента:
• ФАС России рассматривает жалобы:
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;
o на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими Заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг на территории иностранного государства в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о размещении заказов, если иное решение не принято в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Регламента.
• Территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) Заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа:
o для федеральных нужд - территориальными органами государственного органа Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, казенными учреждениями;
o для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
o для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений;
o для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими Заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов.
• Дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб может определяться приказами ФАС России.
В случае подачи участником размещения заказа в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом. В случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган, при этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы.
Стоит отметить, что данный регламент является действующим, но соответствующих изменений в связи с принятием 01.01.2014 Закона внесено не было. Поэтому при подаче жалобы в первую очередь необходимо руководствоваться Законом.
И последнее что, необходимо для подачи жалобы – это полный комплект документов: к жалобе необходимо приложить все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявлений в жалобе, а так же документы на представителя заявителя (доверенность или приказ с уставом).
Жалобу необходимо распечатать в двух экземплярах и при непосредственной подаче, на втором (который останется у вас) экземпляре попросите поставить отметку о приеме жалобы с входящим номером и временем и датой принятия жалобы.
После того, как жалоба принята к рассмотрению, контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и Заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы, а так же направляет уведомление о рассмотрении жалобы телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.
После того, как уведомление получено, или информация размещена на официальном сайте, необходимо готовиться к самому заседанию.
На заседании необходимо иметь:
• Копию жалобы с отметкой о приеме;
• Уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы;
• Всю необходимую для доказательства документацию;
• Паспорт;
• Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
Далее структура разбирательства в ФАС будет строиться следующим образом:
1. Объявление начала проведения проверки, объявление реквизитов процедуры, состава комиссии и сторон. Разъяснение прав участников проверки.
2. Первое слово предоставляется заявителю, где он может кратко или подробно изложить доводы жалобы, представить дополнительную документацию или иную информацию, значимую для рассмотрения жалобы.
Стоит отметить, что если по каким-либо причинам заявитель будет дополнять свою жалобу новыми доводами – то ответчик вправе попросить у комиссии дополнительное время для подготовки отзыва.
3. После слова заявителя комиссия имеет право задать уточняющие вопросы заявителю
4. Далее слово предоставляется ответчику. Ответчик приводит свои аргументы и доводы.
5. Далее комиссия может задать уточняющие вопросы ответчику.
6. После чего комиссия просит покинуть зал заседания для вынесения решения (от 5 до 15 минут).
7. И в заключение комиссия оглашает решение и если жалоба обоснована предписание.
Важно отметить, что на заседании диалог строится только заявитель-комиссия и ответчик-комиссия, заявитель и ответчик между собой общаться не имеют права. Поэтому не стоит поддаваться провокациям, как с одной, так и с другой стороны.
Комиссия может принять следующие решения:
• Жалоба обоснована;
• Жалоба частично обоснована;
• Жалоба не обоснована.
Комиссия оглашает решение, если жалоба обоснована, то и предписание, а так же срок исполнения предписания. Срок исполнения предписания начинается с момента получения такого предписания заказчиком.
Надеюсь информация была полезна. Позже могу сделать обзор процедуры по 223 фз.
Критика и замечания приветствуются.
Кто заинтересовался: пишите в личку, а лучше на почту: fasgov77mail.ru
Составлю/подам жалобу.
Если не хотите портить отношения с заказчиками - есть возможность подать жалобу от другого лица.
Плотно занимаюсь жалобами и разборками в ФАС, и решил поделиться некоторой информацией в виде небольшого обзора процедуры подачи и рассмотрения жалоб (может быть кому-то будет интересно), пока что по 44-фз:
Подачу жалобы на закупку, проводимую по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон), регламентирует глава 6 данного закона.
Важно оговориться, что положения данного закона регулируют только обжалование в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), участник имеет полное право на обжалование в органы судебной власти.
Итак, для подачи жалобы участнику необходимо определиться с даумя исходными:
1. Закон разделяет жалобу на действия (бездействия) заказчика, оператора или иного лица, и жалобу на положения документации о закупке, поэтому участник должен четко понимать, на что он жалуется.
2. Закон четко определяет сроки подачи жалобы на положения документации или действия заказчика, поэтому участнику сперва необходимо определить на какой стадии находится закупка. Условно можно выделить две стадии – подача заявок на участие в закупке и стадия работы комиссии.
После того, как участник установил данные сведения – становиться ясно, имеет ли смысл подавать жалобу.
Далее участнику необходимо четко сформулировать свою жалобу.
В соответствии со статьей 33 Закона установлены правила описания объекта закупки, а именно «описание объекта закупки должно носить объективный характер», заказчик же может установить такие требования, которые не дадут однозначно представления о закупаемом товаре или работе. Таким образом, потеряв объективность, участник может предложить товар иди работу не соответствующую объективной потребности, за что будет отклонен. Кроме того, заказчик может установить ограничения двумя способами: прямым указанием товарного знака или модели товара, либо указанием характеристик товара, присущих только одному производителю, а чаще конкретной модели товара. Такие ограничения по сути являются не только нарушениями законодательства о контрактной системе, а еще и нарушением федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «о защите конкуренции», что безусловно является причиной для жалобы.
Ниже приведен неполный список поводов для жалоб:
1. Жалобы на документацию:
• «В документации установлены неконкретные требования»;
• «В документации установлены требования, приводящие к необоснованному ограничению участников»;
• «В документации вообще не установлено требований в той или иной части».
• «В документации установлено требование о предоставлении излишних документов»;
• «В документации необоснованно установлено требование о наличии каких-либо лицензий или разрешений»;
• «В документации установлены необоснованные требования к торговой марке или модели товара»;
• «В документации установлены требования к поставке работ/ выполнения работ/ оказания услуг никак не связанных между собой»;
• «В документации установлены критерии и порядок их оценки, не предусмотренный законодательством»;
• «В документации не установлены условия или сведения, которые необходимо установить в соответствии с требованиями закона».
2. Жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы до окончания подачи заявок:
• на отсутствие сведений в плане-графике или плане закупок о размещаемой закупке;
• на не размещение информации о несостоявшейся закупке в плане-графике или плане закупок;
• на не указание или неправильное указание сведений о закупке в плане закупок или плане-графике закупок, опубликованных на http://zakupki.gov.ru/.
• на отсутствие ответов на запросы о разъяснении положений документации;
• на изменение предмета закупки, посредствам публикации ответа на запрос о разъяснении положений документации о закупки;
• на неисполнение заказчиком предписания контролирующего органа
3. Жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы после окончания подачи заявок:
• на затягивание сроков рассмотрения заявок и публикации протоколов;
• на необоснованное отклонение заявки от участия;
• на неправильный расчет баллов при оценке заявок на участие в конкурсе.
Главное в жалобе - найти и объяснить комиссии в уФАСе достаточные доводы дляобоснованности жалобы.
После того, как участник составил жалобу, необходимо определить в какое именно управление жаловаться, и какие документы для этого нужны:
В соответствии с пунктом 3.6. регламента «регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», жалоба подается на русском языке. в письменной форме или посредством факсимильной связи, а также в форме электронного документа в соответствии с Законом. Жалоба подается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, а также к жалобе, поданной юридическим лицом и подписанной руководителем юридического лица, приложения документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, не требуется. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Территориальная подведомственность определяется в соответствии с пп. 3.9-3.12 вышеуказанного регламента:
• ФАС России рассматривает жалобы:
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;
o на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими Заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов;
o на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг на территории иностранного государства в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о размещении заказов, если иное решение не принято в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Регламента.
• Территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) Заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа:
o для федеральных нужд - территориальными органами государственного органа Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, казенными учреждениями;
o для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
o для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений;
o для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими Заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов.
• Дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб может определяться приказами ФАС России.
В случае подачи участником размещения заказа в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом. В случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган, при этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы.
Стоит отметить, что данный регламент является действующим, но соответствующих изменений в связи с принятием 01.01.2014 Закона внесено не было. Поэтому при подаче жалобы в первую очередь необходимо руководствоваться Законом.
И последнее что, необходимо для подачи жалобы – это полный комплект документов: к жалобе необходимо приложить все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявлений в жалобе, а так же документы на представителя заявителя (доверенность или приказ с уставом).
Жалобу необходимо распечатать в двух экземплярах и при непосредственной подаче, на втором (который останется у вас) экземпляре попросите поставить отметку о приеме жалобы с входящим номером и временем и датой принятия жалобы.
После того, как жалоба принята к рассмотрению, контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и Заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы, а так же направляет уведомление о рассмотрении жалобы телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.
После того, как уведомление получено, или информация размещена на официальном сайте, необходимо готовиться к самому заседанию.
На заседании необходимо иметь:
• Копию жалобы с отметкой о приеме;
• Уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы;
• Всю необходимую для доказательства документацию;
• Паспорт;
• Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
Далее структура разбирательства в ФАС будет строиться следующим образом:
1. Объявление начала проведения проверки, объявление реквизитов процедуры, состава комиссии и сторон. Разъяснение прав участников проверки.
2. Первое слово предоставляется заявителю, где он может кратко или подробно изложить доводы жалобы, представить дополнительную документацию или иную информацию, значимую для рассмотрения жалобы.
Стоит отметить, что если по каким-либо причинам заявитель будет дополнять свою жалобу новыми доводами – то ответчик вправе попросить у комиссии дополнительное время для подготовки отзыва.
3. После слова заявителя комиссия имеет право задать уточняющие вопросы заявителю
4. Далее слово предоставляется ответчику. Ответчик приводит свои аргументы и доводы.
5. Далее комиссия может задать уточняющие вопросы ответчику.
6. После чего комиссия просит покинуть зал заседания для вынесения решения (от 5 до 15 минут).
7. И в заключение комиссия оглашает решение и если жалоба обоснована предписание.
Важно отметить, что на заседании диалог строится только заявитель-комиссия и ответчик-комиссия, заявитель и ответчик между собой общаться не имеют права. Поэтому не стоит поддаваться провокациям, как с одной, так и с другой стороны.
Комиссия может принять следующие решения:
• Жалоба обоснована;
• Жалоба частично обоснована;
• Жалоба не обоснована.
Комиссия оглашает решение, если жалоба обоснована, то и предписание, а так же срок исполнения предписания. Срок исполнения предписания начинается с момента получения такого предписания заказчиком.
Надеюсь информация была полезна. Позже могу сделать обзор процедуры по 223 фз.
Критика и замечания приветствуются.
Кто заинтересовался: пишите в личку, а лучше на почту: fasgov77mail.ru
Составлю/подам жалобу.
Если не хотите портить отношения с заказчиками - есть возможность подать жалобу от другого лица.