...
Расчет пени ответчиком не оспаривался. Напротив, ответчик согласился с фактом просрочки, расчетом неустойки истца, добровольно уплатил 50 % от суммы неустойки. Однако ответчик полагал, что оставшаяся (неоплаченная ответчиком) часть неустойки подлежит списанию заказчиком на основании постановления Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – постановление № 196).
Закон № 44-ФЗ дополнен частью 6.1, которая предусматривает, что в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В целях реализации положений указанной нормы Правительством Российской Федерации 05.03.2015 издано постановление № 196.
...
Представитель истца в судебном заседании возражала против доводов ООО, дополнительно ссылалась на отсутствие в Кировской области специально установленного порядка такого списания неустоек финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Так, согласно пункту 5 постановления № 196 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Судом установлено, что 29.06.2015 Министерством финансов Российской Федерации издан приказ № 98н, которым утвержден Порядок списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд (далее также – Порядок). Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2015 за № 38521.
Однако соответствующим финансовым органом Кировской области (Министерство финансов Кировской области) порядок списания неустоек на момент вынесения решения суда разработан не был.
Ответчик в ходе рассмотрения дела указывал, что в других регионах порядок списания неустоек на уровне субъектов Российской Федерации разработан и активно применяется.
Истец пояснил, что, поскольку специальный порядок списания неустоек финансовым органом субъекта Российской Федерации (Кировской областью) не разработан, основания для применения положений постановления № 196 у заказчика отсутствуют.
...
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм списания и (или) отсрочки неустойки (процедурные нормы), не может служить основанием для отказа в таком списании при рассмотрении вопроса в судебном порядке при наличии материальной нормы права, устанавливающей основания для такого списания.
В противном случае наличие разных подходов к исполнителям по контрактам в зависимости от наличия или отсутствия соответствующего нормативного правового акта, определяющего порядок по отсрочке уплаты и (или) списания неустойки, неизбежно влекло бы нарушение прав исполнителей по контрактам, к которым такие нормы не применены.
Таким образом, отсутствие надлежащей процедуры реализации права на получение преимущества в виде списания неустойки в связи с ее оплатой в части 50 % на уровне субъекта Российской Федерации, гарантированного нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, не может служить препятствием к реализации этого права.
В отличие от заказчиков по контрактам само по себе отсутствие какой-либо четкой процедуры для суда основанием для отказа в применении материальных норм, на основании которых такая процедура должна строиться, не является.
Таким образом, поскольку судом установлено полное соответствие ответчика условиям постановления № 196 в части списания 50 % неустойки, суд пришел к выводу об обоснованности доводов ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с необходимостью осуществить списание неустойки согласно пункту 6.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и подпункту б пункта 3 постановления № 196.
В связи с чем подлежат отклонению доводы истца о том, что списание неустойки является правом заказчика, – из положений постановления № 196 такой вывод не следует, об усмотрении заказчика и критериях такого усмотрения в нем не говорится.
...