FAQ: закупки у единственного поставщика

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

FAQ: закупки у единственного поставщика

Сообщение kir_dfg » 08 дек 2017, 01:55

────────────────
Уважаемые коллеги!

Здесь будут собираться ЧАсто ВОзникающие вопросы, касающиеся закупок у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ. Вопросы могут быть как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Пожалуйста, знакомьтесь с этой темой, прежде чем задавать вопросы в других темах.

Внимание: тема может не содержать вопросов, на которые есть прямые ответы в законодательстве. Пожалуйста, потрудитесь ознакомиться с базовыми НПА, прежде чем искать ответы или задавать вопросы на форуме.


Все пожелания и замечания по данной теме направляйте, пожалуйста, в ЛС или в темы для обсуждения.

────────────────
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Ограничения по закупкам у ЕП

Сообщение kir_dfg » 12 июл 2018, 14:19

 Входят ли закупки по пунктам ч.1 ст. 93 (кроме п.4 и п.5) в ограничения, предусмотренные п.4 и п.5? Например, будет ли входить закупка учебников по п.14 в 2 млн рублей?
Нет, не входят.


 К какому году будут относиться суммы заключенных по пунктам 4 и 5 контрактов, если они заключены в декабре, а оплата заявлена в следующем году?
На самом деле, заключение подобных контрактов - верный способ самого себя подставить. Ибо с введением ИКЗ и концепции двухэтапного планирования возникла неоднозначность: с одной стороны, в п.4 указывается на годовой объем закупок, а не на СГОЗ, и указанные там 2 млн не привязаны к СГОЗу. С другой стороны, в планах данные закупки отображаются одной строкой (то есть, если планировать такие контракты, получается, что в одной строке плана будут заполнены поля финансирования на два года, будто это долгосрочный контракт). Наконец, согласно понятию СГОЗ, в него включаются суммы оплаты по таким контрактам, соответственно, они должны относиться к году оплаты. В результате получаем простор толкования этой нормы: КО при проверке может абсолютно правомерно отнести эти суммы даже к обоим годам, что наверняка приведет к превышению лимита в году заключения. Чтобы этого избежать, лучше использовать норму ст. 425 ГК РФ, распространяя обязательства контракта на 1 января (правда, нужно учитывать еще дату доведения ЛБО) - для единственного поставщика это не будет нарушением.


 Надо ли требовать декларацию по статье 31 при закупке у ЕП?
Строго говоря, поставщик должен соответствовать этим требованиям. Но, поскольку он заранее известен, то нет смысла требовать эти данные в виде декларации - достаточно провести ряд проверок по общедоступным информационным системам.


 Следует ли прописывать в контрактах по п.4 и п.5 условия, предусмотренные ст. 34, в частности, условие о "твердости" цены?
Условие о твердости цены и ИКЗ обязательно должны быть прописаны. Что касается остальных требований, они не являются обязательными, однако рекомендуется все же из указывать.


 Можно ли проводить закупки по п.4 и п.5 без контракта/договора?
Вопрос и по сей день является спорным. Безопаснее всего было бы заключать договор на каждую закупку, однако для мелких сумм можно использовать и счета/товарные чеки. Кроме того, следует учитывать, что возмещение расходов работнику не всегда является закупкой по 44-ФЗ (изучаем ТК РФ).


 Существует ли понятие одноименности ТРУ для контрактов у ЕП?
Нет, в 44-ФЗ нет такого понятия. Нужно лишь обращать внимание на так называемое дробление закупок (см. ниже)


 Если мы подпадаем под пункт 5, можем ли мы осуществлять закупки также и по пункту 4?
Да, можете.


 Что делать с объемом СМП, если закупки в организации только у ЕП?
Ничего. По арифметике получается, что в этом случае требуемые 15 % будут равны нулю, следовательно, обязанности такой нет.


 Каковы предельные лимиты закупок по пункту 5?
Объем по п.5 не должен превышать в сумме 20 млн рублей и 50 % СГОЗ. Здесь следует отметить, что, в отличие от п.4, оба условия должны быть выполнены одновременно. Также не следует забывать, что под данный пункт подпадают не все заказчики, а ограниченный их круг.


 Нужно ли требовать обеспечение по контрактам у ЕП?
Если очень хочется, то можно. По закону в данном вопросе установлено право, а не обязанность заказчика. Но вряд ли у Вас получится потребовать обеспечение, скажем, у монополиста - это будет весьма смешно.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Правомерность применения тех или иных пунктов ч.1 ст. 93

Сообщение kir_dfg » 12 июл 2018, 15:29

 Как определить, подходит ли организация к пункту 1 (естественная монополия)?
Как указано в законе, по данному пункту можно заключать контракт с организацией, оказывающей услуги в сфере естественных монополий. То есть наличие ее в реестре естественных монополий не является обязательным. Достаточно того, что сфера оказания услуги содержится в соответствующем НПА (на данный момент это статья 2 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ)


 Что это за случаи, предусмотренные пунктом 2 (специальная норма закупки у ЕП, предусмотренная правительством или указами Президента)?
Есть такие случаи. Однако многие из них не отождествлены с конкретными НПА (то есть включены в НПА, не связанные исключительно с данным пунктом), поэтому их поиск может представлять некоторые сложности. Кроме того, многие из них являются временными (привязанными к определенному мероприятию или периоду). На данный момент из постоянно действующих существуют НПА, предусматривающие закупки для системы контроля за транзитными перевозками (Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1), закупки автомобилей скорой медицинской помощи (Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2017 № 1922-р) и закупки школьных автобусов (Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2017 № 1921-р). Все остальные являются временными (например, привязанные к выборам Президента или учреждению медалей к фестивалю).


 Можно ли осуществлять все закупки по п.4 и/или п.5 ч.1 ст. 93?
По закону - можно. Однако ряд КО и судов пытаются присовокупить сюда "дух закона" - обеспечение конкуренции. Поэтому иногда бывает так, что при использовании п.4 для всех закупок КО пишет нарушения. Также существуют противоречивые письма Минэкономразвития по этому поводу.
Если существует возможность использовать другие пункты статьи или конкурентные закупки - имеет смысл их использовать. Особенно осторожным следует быть с так называемым дроблением закупок (см. ниже по теме).
На форуме в пособии по планированию приведена методика планирования закупок, в том числе и распределение по способам определения поставщика.


 Как определить, можем ли мы пользоваться пунктом 5?
Существует два требования, которым должен соответствовать заказчик:
1) Его уставные цели должны соответствовать пункту 5;
2) Его организационная форма должна соответствовать пункту 5.
Из этих требований следует, что например, школа или детский сад (имеющие в уставе указание на образовательную деятельность) могут пользоваться данным пунктом, а вот управление образования - нет. С июля 2017 года под данный пункт подходят также унитарные предприятия. Существуют также и сомнительные случаи - если Вы не уверены, то попробуйте поискать в соответствующей теме организацию, подобную Вашей (удобнее это сделать поиском) или даже обратиться с соответствующим вопросом в эту тему.


 Как определить, допустима ли закупка у организации по пункту 6?
Необходимо проверить НПА на предмет наделения данной организации соответствующими уникальными полномочиями. При этом, в отличие от пункта 2, в таких НПА, как правило, отсутствует прямая ссылка на закон 44-ФЗ, поэтому поиск лучше проводить по наименованию организации. Также стоит проверить, нет ли каких-то специальных норм, запрещающих подобные закупки у данной организации (как, например, для услуг охраны от Росгвардии).


 Прорвало трубу, засорилась канализация, полетел сервер, бешеные собаки атакуют. Можно ли закупиться по пункту 9?
Это один из самых неоднозначных пунктов. По сложившейся практике, закупки в соответствии с ним допустимы только в том случае, если существует постановление (или иной НПА) об объявлении чрезвычайной ситуации или акт МЧС о признании конкретного происшествия таковой. Так что круг применения этого пункта очень и очень ограничен. В регионах недавно наблюдались многочисленные нарушения - закупались ноутбуки и иное оборудование якобы для ликвидации ЧС в организации.


 Можно ли закупать по пункту 11 у учреждений ФСИН товары, не входящие в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292?
Нет, законом это не предусмотрено.


 Можно ли использовать пункт 14 (электронные и печатные издания) организациям, не являющимся образовательными или научными?
По сложившейся практике и трактовке закона - нет. Как правило, это заканчивается штрафами.


 Можно ли использовать пункт 16 для оплаты участия одного заказчика в мероприятии?
Это одна из часто встречающихся ошибок заказчиков. Этот пункт можно использовать только в том случае, если имеется два и более заказчиков, участвующих в одном и том же мероприятии. В этом случае заключается соответствующее количество договоров по данному пункту.


 Для каких целей применяется пункт 23? Допустимо ли его использовать, если речь идет об аренде помещения?
Закупка по данному пункту осуществляется в том случае, если заказчик получает помещение в безвозмездное пользование или в оперативное управление с обязательством возмещать коммунальные расходы. По этой закупке не требуется даже контракт (достаточно счетов), однако в планах она должна быть. К возмещению коммунальных расходов в рамках договора аренды этот пункт неприменим - сумма включается в состав договора аренды.


 Для каких командировок может использоваться пункт 26?
Если возмещение средств идет непосредственно работнику (по его заявке или авансовому отчету), вне зависимости от характера расходов, то такая командировка не регулируется 44-ФЗ и подпадает под ст. 168 ТК РФ. Если же речь идет о расходах на проживание, питание, транспорт, которые выплачиваются организации (например, гостинице), то такие расходы могут быть осуществлены по контракту по п. 26.


 Можно ли использовать пункт 33 для закупки преподавательских услуг у юридического лица?
Нет. Такую закупку можно осуществить на общих основаниях. По данному же пункту речь идет о заключении контракта именно с физическим лицом.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Обоснование и публикация закупок у ЕП

Сообщение kir_dfg » 12 июл 2018, 16:51

 Если ситуация чрезвычайная, т.е. нет времени на публикацию, существует ли возможность сократить сроки?
В настоящее время достаточно внести изменения в планы за день до размещения извещения/заключения контракта по любому пункту с ЕП. Далее, при закупке по пункту 9, необходимо уведомить контрольный орган. Кстати, извещение по данному пункту не требуется.
Если речь идет не о п.9, то срок заключения контракта - 6 дней (день моратория по ПГ и ять дней на заключение контракта). Это тоже небольшой срок.


 Если по пункту у ЕП извещение не требуется, как опубликовать контракт?
При публикации контракта нужно установить флажок "Информация о закупке не размещалась в ЕИС".


 Должна ли совпадать сумма в извещении с суммой в контракте?
Да, обязательно. Кроме того, она должна совпадать с суммами в ПГ, а также в ПЗ (если в ПГ, конечно, только одна позиция для данной позиции ПЗ).


 Как внести изменения в извещение у ЕП или отменить его?
Такой функционал ЕИС не предусмотрен. Если допущены какие-либо ошибки, то, по-правильному, следует обратиться в КО для аннулирования этого извещения. Но, во многих случаях можно попробовать опубликовать другое, верное извещение, возможно, без привязки к позиции ПГ.


 Требуется ли размещать контракт по пункту 23 в реестре?
Нет, не требуется. Также по этому пункту не требуются извещения и отчеты об исполнении контракта. Однако не следует забывать об отчете о невозможности и нецелесообразности и обосновании цены контракта.


 Требуется ли публикация извещения и контракта по п.4 и п.5?
Нет, не требуется.


 Как обосновывать цену по контракту с ЕП?
Ответ на этот вопрос зависит от характера закупки. Для закупок коммунальных услуг и закупок у монополистов (связь и др.), как правило, применяется тарифный или (если есть соответствующие требования в НПА по нормированию) нормативный. Если речь идет о чрезвычайной закупке или подобной ей, то используется проектно-сметный (как при строительстве) или затратный. Для лекарственных препаратов используются сведения из реестра ЖНВЛП. Во всех остальных случаях, как правило, применяется метод сопоставимых рыночных цен. См. также FAQ по планированию.


 Что это за отчет - о невозможности и нецелесообразности закупки иными способами?
По некоторым пунктам ч.1 ст. 93 требуется составлять такой отчет. Его форма произвольная, а содержание определяется фантазией заказчика и зависит от характера закупки. Не стоит забывать, что данный отчет подлежит размещению в Единой информационной системе. На форуме есть отдельная тема, посвященная обоснованию закупок у ЕП, и там приведены несколько шаблонов форм.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Прочие вопросы и ситуации

Сообщение kir_dfg » 12 июл 2018, 16:56

 Что делать, если законом не предусмотрена закупка у ЕП, а по факту существует единственный поставщик?
Прежде всего, нужно хорошо подумать, а действительно ли поставщик единственный. Например, возможна ситуация, когда нужно закупить, скажем, проездные билеты у единственного в городе перевозчика, а бывает, что нужно купить некие расходные материалы к оборудованию, которые якобы реализует только один поставщик. В случаях, подобных первому, можно попытаться притянуть существующие пункты ч.1 ст. 93 (в зависимости от ситуации), возможно, с дополнительным обоснованием. Во втором случае любой уход от конкурентной процедуры будет сомнительным, поскольку любой поставщик сможет перекупить товар и выставить его по своей цене.
К сожалению, закон подобных ситуаций не регулирует, поэтому наиболее правильным и безопасным будет проведение конкурентной процедуры или использование (при возможности) п.4 или п.5 ч.1 ст. 93.


 Бывают ли контракты с ценой ноль рублей?
В рамках 44-ФЗ - нет, не бывают. Если речь идет о безвозмездном оказании услуг, то такой договор не должен содержать в себе указание на 44-ФЗ, так как не подпадает под его нормы. Если же речь идет о возмездном оказании услуг, в котором цена не определена и не предполагается выплат (например, банковские услуги), то вариантов будет два: либо заключить контракт по п.4 с ценой, например, 1 рубль, или, опять же, не относить эти контракты в сферу 44-ФЗ.
К тому же, судебная практика говорит о том, что в сфере 44-ФЗ контракт не может иметь нулевую цену.


 Много раз проводили закупку, в том числе разными способами, но никто не подает заявки. Можем ли мы заключить контракт с ЕП?
Нет. К сожалению, закон разрешает только бесконечное проведение повторных закупок. Подобные ситуации обычно вызваны одной из двух причин:
1) НМЦК не соответствует рынку (не соотносится описание объекта закупки и цена);
2) Поставщиков мало, либо поставщики не видят извещение или не хотят связываться с процедурами.
В первом случае следует провести более тщательное обоснование НМЦК, возможно, проконсультировавшись с поставщиками. Как правило, это решает проблему.
Во втором случае можно тем или иным способом разослать приглашения поставщикам (даже если процедурой это не предусмотрено, это не будет нарушением). На крайний случай, можно помочь им с подготовкой заявок, но такой способ следует рассматривать как крайне нежелательный, так как переговоры подобного рода запрещены законом. Лучше изыскать способ заключения контракта по п.4 или п.5 ч.1. ст. 93.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

"Торги" по п.4 и п.5 ч. 1 ст. 93

Сообщение kir_dfg » 13 июл 2018, 00:18

 Что это за "торги" такие?
В некоторых регионах до 2018 года уже практиковались сервисы (порталы), на которых поставщики и заказчики взаимодействовали с целью заключения контрактов по п.4 и 5 ч.1 ст. 93. В настоящее время Распоряжением правительства создан всеобщий сервис подобного рода, но он пока не введен в эксплуатацию (12.07.2018). Целью является обеспечение псевдоконкуренции при проведении закупок у ЕП.


 Являются ли такие "торги" обязательными?
На данный момент нет четких норм на этот счет, так как система не введена в эксплуатацию. Однако есть большая вероятность, что они будут обязательными. Пока обязательность установлена для федеральных органов (с 1 ноября 2018).
Кроме того, по-прежнему существует ряд региональных систем, правила функционирования которых устанавливаются соответствующими региональными НПА. Поэтому, если есть сомнения, стоит поизучать этот вопрос для своего региона.


 Какую цену следует выбирать, если пользуешься подобной системой?
Наиболее логичным представляется выбор наименьшей из предложенных цен.


 Что делать, если не поступило ни одного предложения на закупку?
Если нет ни одного предложения по закупке и ни одного объявления поставщика по данным ТРУ, предполагается, что можно заключить контракт обычным способом.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Искусственное дробление закупок

Сообщение kir_dfg » 13 июл 2018, 20:31

 Что такое искусственное дробление закупок и как его избежать?
Дробление закупок - это понятие, не определяемое законодательно, однако несущее в себе большой риск для заказчиков. Судами данный феномен определяется как разделение одной сделки (одной закупки) на более мелкие (как правило, с суммами до 100 или до 400 тысяч рублей) с целью избежать проведения конкурентных процедур.
Как правило, дробление подразумевает деление на закупки у ЕП по п.4 и п.5 ч.1 ст.93, гораздо реже по другим пунктам. Иногда дроблением называют также проведение запросов котировок на одни и те же или близкие ТРУ (ограничение на 500 тысяч не позволяет провести один).
Теоретически, любые два (а тем более, три и более) чем-то похожих контракта по п.4 и п.5 у одного заказчика могут быть восприняты как дробление - все зависит от того, как КО будет трактовать данные сделки. Если им будет найдено нарушение, то обычно оно квалифицируется как ограничение конкуренции (ст.17 135-ФЗ) и/или неэффективное/дополнительное расходование бюджетных средств. В случае, если дело доходит до судебного разбирательства, все может закончиться даже двусторонней реституцией.
Для того, чтобы Вы могли снизить риск возникновения таких вот ситуаций, рекомендуется жестко контролировать заключение контрактов по этим пунктам. Далее приводится список того, что вызывает наибольшие подозрения у КО и судов:
1) Заключение нескольких контрактов на одни и те же, однородные или жестко функционально связанные ТРУ, в одни и те же или близкие сроки, особенно если их общая сумма превышает 100(400) тыс. руб.;
2) Заключение нескольких контрактов с одним и тем же поставщиком, если это не оправдано (например, это может быть оправдано, если ТРУ функционально не связаны), независимо от сроков, причем последнее время проверяются даже учредители якобы разных поставщиков, если есть подозрения;
3) Заключение любых нескольких контрактов по этим пунктам в близкие сроки, если их общая сумма почти предельная и все закупаемые в них ТРУ не подразумевают срочности, тем более, если очевидно, что у заказчика было время на проведение конкурентных процедур (он мог следить за ситуацией).
Два контракта, подпадающие под один из этих критериев - конечно, не беда, хотя и в этом случае есть риск получить замечания. Но если речь идет о 3-4 контрактах, да еще и подпадающих сразу под все критерии (что чаще всего и бывает), то риск становится почти критическим. Чтобы избежать этого, необходимо варьировать сроки заключения, делить ТРУ так, чтобы не была очевидна их однородность и функциональная связь, искать разных поставщиков (под разными понимаются именно разные, а не аффилированные). Последний способ, кстати, наиболее эффективен, так как нарушение конкуренции при закупке у нескольких поставщиков доказать проблематично. Ну и самый законный способ, конечно - проводить конкурентную процедуру.
Помимо видного невооруженным глазом дробления (когда закупают ремонт дороги за 1.5 млн 15 контрактами по 100 тысяч), существует и скрытое, которое выявить сложнее. Следует, однако, учитывать, что негативная практика подобных махинаций неуклонно растет, а вместе с ней растет и профильный опыт КО, которые сейчас уже даже в глубоко технических деталях ухитряются усмотреть нарушение. Никогда не следует придерживаться концепции "лучше закупить по п.4, чем два месяца проводить аукцион".


 Является ли дроблением проведение нескольких закупок по п.4 для закупки коммунальных услуг?
Нет. Здесь не усматривается ухода от конкурентных процедур (так как в законе данные услуги можно закупать по п.8). Нужно лишь учитывать, что некоторые КО считают нарушением осуществление закупки по п.4 и п.5, если другой пункт предусмотрен законом (в данном случае предусмотрен п.8).
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408

Связь и Интернет

Сообщение kir_dfg » 14 июл 2018, 02:08

 Можем ли мы заключить контракт по пункту 1 на оказание услуг Интернета?
Нет, не можете. Интернет не относится к сфере субъектов естественных монополий, поэтому для закупки этих услуг потребуется использовать п.4, п.5 или проводить конкурентную процедуру.


 Можем ли мы заключить контракт по пункту 1 на оказание услуг международной связи?
Нет, не можете. Такая связь не относится к сфере субъектов естественных монополий, поэтому для закупки этих услуг потребуется использовать п.4, п.5 или проводить конкурентную процедуру.


 Можно ли одним контрактом по пункту 1 закупить услуги местной и междугородней телефонной связи?
До сих пор еще есть некоторые разночтения в этом вопросе, однако практика все же склоняется к тому, что можно. Помимо НПА, регламентирующих естественные монополии, сюда добавляется также и здравый смысл - никто из-за 44-ФЗ не будет проводить две разных телефонных сети и ставить каждому сотруднику на стол два телефонных аппарата.


 Можно ли закупать услуги связи по пункту 4 или пункту 5?
Да, формально - можно, но некоторые КО настаивают на том, чтобы "монопольные" закупки (местная и междугородняя телефонная связь, например) закупались только по пункту 1.
В камере пыток при допросе ты - единственный незаменимый человек. Будь хозяином положения. (с) Доктор Кто
Аватар пользователя
kir_dfg
Профессор
 
Сообщений: 8144
Зарегистрирован: 19 дек 2016, 11:34
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 1105 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 408


Вернуться в Закупки у единственного поставщика

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot]

Работает на phpВВ © 2000, 2002, 2005, 2007 phpВВ Group