ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ (тема будет расформирована)

Федеральный закон №44-ФЗ от от 05.04.2013 (О контрактной системе..) вступил в силу с 01.01.2014 и заменил 94-ФЗ. Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, частности, осуществление закупок товаров, работ и услуг

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение bogd-nikita » 12 май 2015, 18:00

ЗАКАЗЧИКАМ
Минфин России: указывать в контракте порядок и формулу расчета неустойки необязательно


Заказчикам в контракте следует определять норму, в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки. Это обусловлено следующим. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не устанавливает обязанность заказчика при заключении контракта указывать в нем формулу расчета неустойки. Вместе с тем в контракт необходимо включить обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств.

Данное мнение отражено в Письме Минфина России от 11.12.2014 N 02-02-04/63862.

Однако ФАС России отмечала, что включение в проект контракта только ссылки на нормативный правовой акт, регулирующий порядок расчета неустойки, не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Подробнее см.: Новое в закупках. Выпуск от 17.11.2014.


ЗАКАЗЧИКАМ

Нарушение сроков размещения планов-графиков не влечет административной ответственности


Если заказчик нарушил сроки размещения планов-графиков на официальном сайте, то до 1 января 2016 г. он не будет нести административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Такая позиция отражена в Письме ФАС России от 09.04.2015 N АК/17162/15.

Данное мнение ведомства основано на следующем. Согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе. В него включаются как Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, так и другие федеральные законы, регулирующие отношения по осуществлению закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 2 указанного закона).

На основании ч. 2 ст. 114 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ положения о планах-графиках вступят в силу с 1 января 2016 г. До наступления этой даты их размещение на официальном сайте осуществляется в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013. Названный нормативный правовой акт является подзаконным и действует до вступления в силу положений о планах-графиках.

Следовательно, нарушение норм данного приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Аватар пользователя
bogd-nikita
Завсегдатай
 
Сообщений: 181
Зарегистрирован: 29 сен 2014, 12:14
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Роль: Поставщик
Пункты репутации: 12

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение Mr_Freeman » 13 май 2015, 18:26

В какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта (в том числе обеспечение гарантийных обязательств), заключенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, переданное заказчику в денежном выражении?

Согласно ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю (далее - контрагент) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).

Каких-либо требований к установлению такого срока законом не установлено. Оснований применять положение ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ о том, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в данной ситуации мы не видим.

Соответственно, заказчик вправе самостоятельно определить срок, в течение которого он должен будет вернуть денежные средства, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств контрагента по контракту, и указать такой срок в контракте, это касается и возврата денежных средств, полученных заказчиком в качестве обеспечения гарантийных обязательств поставщика, подрядчика. При этом заказчик вправе установить, что денежные средства возвращаются контрагенту после окончания срока контракта, а срок действия контракта может быть установлен до окончания контрагентом своих обязательств по контракту (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Обеспечение гарантийных обязательств Закон N 44-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в частности его п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 11 ч. 3 ст. 41.6), не упоминает, говоря только об обеспечении исполнения контракта. Для определения и разграничения этих обязательств обратимся также к нормам Гражданского кодекса РФ, на положениях которого, помимо прочего, основывается законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Принятие одной из сторон договора на себя гарантийных обязательств возможно при заключении договоров поставки, подряда.

Исходя из положений п. 1 и п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 469, п. 1 ст. 484 ГК РФ, основным обязательством поставщика по договору поставки является обязанность передать покупателю товар в количестве, установленным договором, надлежащего качества и эта обязанность считается исполненной в момент передачи такого товара покупателю. Исходя из положений ст.ст. 702, 720, 721 ГК РФ основным обязательством подрядчика по договору подряда является обязанность выполнить работу с надлежащим качеством и передать результат работ подрядчику. С момента подписания сторонами акта приемки работы считаются подрядчиком исполненными.

Согласно ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ контрагент к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, а заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с данной статьей. Из содержания ч.ч. 3-8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, а также вышеприведенных норм Гражданского кодекса РФ следует, что заказчик обязан принять товары, работы, услуги только надлежащего качества.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 2 ст. 470 ГК РФ). В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 2 ст. 722 ГК РФ). Отметим, что из буквального толкования ч.ч. 6 и 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ также следует, что гарантийное обязательство является лишь одним из обязательств по контракту, за нарушение которого контрактом должна быть установлена ответственность в виде неустойки, штрафа.

Таким образом, гарантийное обязательство можно рассматривать как дополнительное, не входящее в основное обязательство по передаче товара, выполнению работ.

Из содержания ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта определяется в процентном отношении к начальной (максимальной) цене контракта, но не более фактической стоимости товаров, работ, услуг, установленной заключаемым контрактом (при размере аванса 100%). Как видим, стоимость гарантийных обязательств в базу для расчета величины обеспечения исполнения контракта не включается и, по нашему мнению, не может включаться по причинам, приводимым ниже.

Частью седьмой ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Заметим, что эта норма не говорит о пропорциональном уменьшении, хотя полагаем, что на практике она должна применяться именно так, поскольку в случае, если стоимость осуществленного частичного исполнения контракта равна или превышает сумму аванса, новое обеспечение, по буквальному прочтению нормы, должно быть предоставлено в размере 0 рублей или даже должно оцениваться отрицательной величиной.

При этом очевидно, что применить эту норму можно только в отношении обязательств, имеющих стоимостную оценку. Обязательства контрагента по устранению недостатков товаров, работ, выявлению работ возникнет только в момент предъявления соответствующей обоснованной претензии заказчиком, а дать им какую-либо оценку можно будет только при невыполнении поставщиком, подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков товаров, работ, выявленных в течение гарантийного срока (убытки, договорная неустойка и т.п.).

Соответственно, с учетом вышеприведенной ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, получается, что после приемки заказчиком товара, результата работ в объеме, предусмотренном контрактом, контрагент может предоставить обеспечение только в размере 0 рублей.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что обеспечение гарантийных обязательств не может входить в обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем должны признать, что данный вывод не является бесспорным. В частности, согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с контрагентом в соответствии с гражданским законодательством и указанным Законом, в том числе при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта.

Отсюда следует, что заявление заказчиком требований, связанных с недостатками товара, работ, и применение штрафных санкций в связи с неисполнением поставщиком, подрядчиком гарантийных обязательств входят в понятие "исполнение контракта" и, соответственно, обеспечение гарантийных обязательств производится в рамках обеспечения исполнения контракта. Правда, как в таком случае будет применяться ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, которая носит императивный характер и не может быть изменена контрактом, остается не до конца ясным.

Официальных разъяснений о включении гарантийных обязательств в понятие исполнение контракта, насколько нам известно, нет, судебная практика не сформирована. За официальными разъяснениями заказчик может обратиться в Минэкономразвития России.
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"...
Аватар пользователя
Mr_Freeman
Завсегдатай
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 17:59
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Роль: Контролирующий орган
Пункты репутации: 16

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение Mr_Freeman » 13 май 2015, 18:29

Первоначально в план-график на соответствующий год включается ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). Затем в результате проведения конкурентных способов закупок фактически цена может оказаться меньше. Например, в плане-графике стоит сумма 1 млн. рублей, фактически контракт подписан на 700 тыс. рублей. Фактическое превышение выделенных лимитов отсутствует.
Каким образом должны вноситься изменения в план-график в случае образования экономии? Надо ли корректировать первоначальную НМЦК в плане-графике?

Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона (то есть в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, далее - Порядок), с учетом Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (утверждены приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, далее - Особенности).
Как определено п. 5 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков, утвержденной Приказом N 761/20н, осуществляется с учетом положений, предусмотренных этим пунктом.
Согласно пп. "и" пп. 2 п. 5 Особенностей в столбце 9 формы плана-графика указывается начальная (максимальная) цена контракта (в тыс. рублей) (далее - НМЦК), определяемая заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона N 44-ФЗ; в случае, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 9 через символ "/" также указывается размер выплат в текущем году исполнения контракта.
В соответствии с п. 15 Примечаний к форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденных Порядком, внесение изменений в планы-графики осуществляется в случаях:
1) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;
2) изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;
3) отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;
4) образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
6) в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
При этом запрета на внесение изменений в план-график, приводящих к увеличению общей суммы ранее запланированных закупок, указанной в плане-графике, в законодательстве нет, поэтому если заказчик планирует сэкономленные средства направить на осуществление новых закупок, то сведения о таких закупках необходимо внести в план-график. Указанные изменения в план-график в такой ситуации могут вноситься на основании п. 4 или п. 5 Примечаний к форме плана-графика. Соответствующее основание указывается в столбце 14 плана-графика (пп. 2 п. 5 Особенностей)*(1).
Также отметим, что нормативные акты не содержат положений, обязывающих заказчика отражать в столбце 9 формы плана-графика итоговую цену контракта, определенную по результатам конкурентных процедур, а также не предписывают вносить в тот же столбец плана-графика изменения в сведения о начальной (максимальной) цене контрактов, заключаемых с применением конкурентных способов определения поставщиков в случае осуществления закупок за счет экономии бюджетных ассигнований. Безусловно, это может привести к тому, что одна и та же сумма, относящаяся к экономии средств бюджетных ассигнований, которая образуется при снижении НМЦК в ходе осуществления закупки, будет учтена в плане-графике дважды.
Однако указанное обстоятельство, по нашему мнению, не означает, что в таком случае план-график будет составлен с нарушением установленных требований. Как следует из п. 2 Порядка, п. 15 Примечаний к форме плана-графика, п. 4 Особенностей, сведения о закупках, включаемые в план-график, имеют ориентировочный характер и при необходимости могут быть скорректированы. Безусловно, план-график должен формироваться исходя из лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для осуществления закупок, что вытекает из ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 Особенностей. Однако в самом плане-графике в отношении отдельных закупок предусматривается не объем бюджетного финансирования как таковой, а НМЦК или цена контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, в форме плана-графика не указываются сведения об общем годовом объеме закупок, предусмотренных планом-графиком на соответствующий календарный период, как не указывается и на необходимость соответствия такого годового объема общему объему финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в этом периоде. План-график составляется в разрезе отдельных закупок и предназначен для информирования заинтересованных лиц о планируемых закупках с тем, чтобы представители бизнес-сообщества могли спланировать возможность участия в них (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.02.2012 N 2661-МО/Д28). Поэтому "задвоение" сумм, предназначенных для финансирования закупок, образующееся в связи с экономией бюджетных ассигнований при снижении НМЦК в результате осуществления закупок конкурентными способами, не влияет на порядок включения в план-график сведений о закупках, которые финансируются за счет такой экономии. Несоответствие же фактического объема средств, которыми располагает заказчик и которые могут быть использованы им для осуществления закупок, сумме показателей, отраженных в столбце 9 формы плана-графика, само по себе не является нарушением.
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"...
Аватар пользователя
Mr_Freeman
Завсегдатай
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 17:59
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Роль: Контролирующий орган
Пункты репутации: 16

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение Mr_Freeman » 13 май 2015, 18:31

Является ли закупкой согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости?
Является ли плата за предоставление таких сведений госпошлиной?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона.

Обоснование позиции:
За предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, предоставление информации, указанной в ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата установлены приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 (ч. 11 ст. 14 Закона N 221-ФЗ). Такая плата не упомянута среди случаев взимания госпошлины, указанных в главе 25.3 НК РФ, соответственно, госпошлиной не является (п. 6 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 января 2010 г. N 14-475-ВК "О внесении изменений в федеральные законы").
Как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (в частности п.п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч.ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральными законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами), любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется.
Отметим, что указанным Законом не предусмотрено никаких исключений для случаев приобретения заказчиком государственных или муниципальных услуг. Более того, отдельные положения данного закона прямо указывают на такую возможность. Так, например, согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного контрагента возможна закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом отметим, что приобретение работ в области кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Выполнение заказчиком налоговых обязательств осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах*(1) и не входит в сферу регулирования Закона N 44-ФЗ. Однако, как мы ранее отметили, плата за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не является госпошлиной. По сути, указанная плата взимается за предоставление государственной услуги, осуществляемой кадастровым органом (смотрите, например, приказ Министерства экономического развития РФ от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"). И так как указанные отношения не включены в предусмотренный ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, на которые указанный закон не распространяется, полагаем, что предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ, является закупкой и должно осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого с соблюдением требований данного Закона*(2).
Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по заданному вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями заказчик вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу (п.п. 5.3.1.12 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"...
Аватар пользователя
Mr_Freeman
Завсегдатай
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 17:59
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Роль: Контролирующий орган
Пункты репутации: 16

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение Mr_Freeman » 13 май 2015, 18:32

Обязана ли организация при проведении электронного аукциона на строительство здания прикреплять документы по проектно-сметной документации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Документация об электронном аукционе должна содержать техническую документацию, содержащую, в том числе, проектную документацию.

Обоснование позиции:
Прежде отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 данного Закона), а заключаемые в соответствии с ним контракты являются гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Отсюда следует, что к контрактам применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено иное.
В частности, к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, а также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
По договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Понятие "техническая документация" практически равнозначно понятию "проектная документация" (ст. 758 ГК РФ, смотрите также тему 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2014 года).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Извещение об осуществлении закупки, согласно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, должно содержать, помимо прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 данного Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В свою очередь, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). А согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, должны содержаться, согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в документации об электронном аукционе.
Иными словами, в документации об электронном аукционе должны быть определены виды и объем работ, техническое задание.
Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Иными словами, составление сметы является только способом определения цены, иного значения она, в соответствии с законодательством, не имеет. Соответственно, помимо сметы, составленной заказчиком, в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, и обоснованной на основании проектной документации, включающей сметную стоимость работ (п. 6.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567), к самому контракту должна быть приложена техническая документация, содержащая, в том числе, проектную документацию.
Невыполнение указанной обязанности признается размещением документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (смотрите Тему 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2014), Тему 3 Обзора административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2014), решение ФАС России от 18.12.2014 N К-1893/14, решение ФАС России от 24.11.2014 N К-1721/14, решение ФАС России от 12.12.2014 N К-1632/14).
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"...
Аватар пользователя
Mr_Freeman
Завсегдатай
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 17:59
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Роль: Контролирующий орган
Пункты репутации: 16

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение Mr_Freeman » 13 май 2015, 18:35

В аукционной документации на поставку картриджей (определенного вида, но не конкретного производителя) в части "Техническое задание" условие о гарантийном сроке было указано следующим образом: "Гарантийный срок на весь поставляемый Товар, устанавливаемый "Поставщиком", должен соответствовать гарантийным обязательствам производителя Товара, указанным в паспорте (гарантийном талоне), и составлять не менее 12 месяцев с даты поставки Товара и подписания "Заказчиком" накладной. Гарантийные обязательства, устанавливаемые "Поставщиком" расходных материалов, должны соответствовать гарантийным обязательствам производителя". В некоторых заявках участники не указали сведения о гарантийном сроке, но дали своё согласие на поставку товара на условиях, указанных в документации. Комиссия допустила эти заявки к дальнейшему участию в аукционе.
Правомерно ли поступила аукционная комиссия, допустив к участию указанные заявки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Участникам, подавшим названные заявки, следовало отказать в допуске к участию в аукционе.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара, если в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией. Кроме того, участник в первой части своей заявки должен указать конкретный показатель, соответствующий значениям, установленным документацией о таком аукционе, а также указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Иначе говоря, п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ установлено, в каких случаях участник аукциона должен выразить свое согласие на условия, изложенные в аукционной документации заказчиком, а в каких указать конкретный показатель, соответствующий тем значениям, что указаны в аукционной документации. В том случае, когда (как в рассматриваемой ситуации) в документации об аукционе установлены предельные значения такого показателя объекта закупки, как его гарантийный срок, участнику электронного аукциона, как нам представляется, следует указывать конкретное значение соответствующего показателя.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем или о соответствующем отказе в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 4 той же статьи. К случаям, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, относятся случаи непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, равно как предоставление недостоверной информации, а также несоответствие предоставленной информации, предусмотренной частью ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
В ситуации, когда участниками электронного аукциона не были конкретизированы показатели о гарантийном сроке закупаемого товара, предельные значения которого были установлены документацией об аукционе, у заказчика, на наш взгляд, не было оснований для допуска таких заявок для участия в электронном аукционе.
Также отметим, что официальных разъяснений по заданному вопросу, а также документов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не было найдено. В связи с этим отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. Мы рекомендуем обратиться за официальным разъяснением в Федеральную антимонопольную службу России.
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"...
Аватар пользователя
Mr_Freeman
Завсегдатай
 
Сообщений: 493
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 17:59
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Роль: Контролирующий орган
Пункты репутации: 16

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение bogd-nikita » 14 май 2015, 08:09

Срок исполнения обязательств по контракту указан в часах - просрочка рассчитывается в днях


Если в контракте срок исполнения обязательств установлен в часах, то просрочка их исполнения также должна учитываться заказчиком. Для этого показатели "ДП" и "ДК", которые используются в формуле расчета размера пеней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, должны определяться исходя из того, что один день - это 24 часа.

Такая позиция отражена в Письме Минфина России от 11.12.2014 N 02-02-04/63862.

Напомним, что согласно положениям указанного Постановления заказчик начисляет пени за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании формулы. Используемые в ней показатели "ДП" (количество дней просрочки) и "ДК" (срок исполнения обязательства по контракту, т.е. количество дней), установлены в днях. Однако в названном Постановлении не определено, каким образом рассчитать данные показатели, когда просрочка исполнения составила несколько часов.

В этом случае целесообразно применять приведенную позицию Минфина России. Так, если по договору поставки допущено несколько нарушений сроков поставки, составляющих в целом 24 часа, то показатель "ДП" составит один день. В случае когда просрочка исполнения обязательств менее 24 часов, например 12, заказчику следует определить "ДП" как 0,5 дня.




Интересное дело

Обеспечение контракта можно предоставить несколькими платежами


Такой вывод можно сделать из Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 N 18АП-2901/2015 по делу N А07-19042/2014.

Заказчик признал победителя закупки уклонившимся от заключения контракта. Антимонопольный орган включил информацию о победителе в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Данный факт был обжалован в суде.

Суд признал недействительным решение антимонопольного органа. Включая в РНП сведения о победителе, УФАС счел, что обеспечение заявки отсутствовало. При этом данный орган не рассматривал фактическое поступление части необходимых денежных средств. Между тем победитель закупки предоставил такое обеспечение в размере, предусмотренном документацией. Однако цена контракта была снижена более чем на 25%, поэтому обеспечение необходимо было предоставить в повышенном размере (ст. 37 Федерального закона от 04.05.2013 N 44-ФЗ). Позднее победитель, не нарушив сроки подписания контракта, направил заказчику копию нового платежного поручения. Сумма обеспечения в повышенном размере поступила на счет заказчика в тот же день. Следовательно, в момент принятия решения об отказе от заключения контракта заказчик обладал информацией о полной оплате обеспечения.

Федеральный закон от 04.05.2013 N 44-ФЗ не содержит норму, в соответствии с которой на электронной площадке должна быть предоставлена возможность направить обеспечение исполнения контракта частями. Суд отклонил этот довод антимонопольного органа, отметив: законодательство не предусматривает, что сумма обеспечения направляется одним платежом.
Аватар пользователя
bogd-nikita
Завсегдатай
 
Сообщений: 181
Зарегистрирован: 29 сен 2014, 12:14
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Роль: Поставщик
Пункты репутации: 12

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение STD83 » 14 май 2015, 08:37

bogd-nikita писал(а):законодательство не предусматривает, что сумма обеспечения направляется одним платежом.

важная инфа! В какой-то теме как раз это обсуждали: может ли обеспечение 2мя платежками идти. Документально так и не подтвердил тогда никто, только на уровне размышлений. А теперь вот практика есть. Спасибки!
Не буду думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра, ведь завтра будет новый день!
Аватар пользователя
STD83
Профессор
 
Сообщений: 4985
Зарегистрирован: 25 дек 2012, 13:03
Откуда: Красноярск
Благодарил (а): 102 раз.
Поблагодарили: 788 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 307

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение sviv » 14 май 2015, 10:53

Mr_Freeman писал(а):Первоначально в план-график на соответствующий год включается ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). Затем в результате проведения конкурентных способов закупок фактически цена может оказаться меньше. Например, в плане-графике стоит сумма 1 млн. рублей, фактически контракт подписан на 700 тыс. рублей. Фактическое превышение выделенных лимитов отсутствует.
Каким образом должны вноситься изменения в план-график в случае образования экономии? Надо ли корректировать первоначальную НМЦК в плане-графике?

Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона (то есть в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, далее - Порядок), с учетом Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (утверждены приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, далее - Особенности).
Как определено п. 5 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков, утвержденной Приказом N 761/20н, осуществляется с учетом положений, предусмотренных этим пунктом.
Согласно пп. "и" пп. 2 п. 5 Особенностей в столбце 9 формы плана-графика указывается начальная (максимальная) цена контракта (в тыс. рублей) (далее - НМЦК), определяемая заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона N 44-ФЗ; в случае, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 9 через символ "/" также указывается размер выплат в текущем году исполнения контракта.
В соответствии с п. 15 Примечаний к форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденных Порядком, внесение изменений в планы-графики осуществляется в случаях:
1) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;
2) изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;
3) отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;
4) образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
6) в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
При этом запрета на внесение изменений в план-график, приводящих к увеличению общей суммы ранее запланированных закупок, указанной в плане-графике, в законодательстве нет, поэтому если заказчик планирует сэкономленные средства направить на осуществление новых закупок, то сведения о таких закупках необходимо внести в план-график. Указанные изменения в план-график в такой ситуации могут вноситься на основании п. 4 или п. 5 Примечаний к форме плана-графика. Соответствующее основание указывается в столбце 14 плана-графика (пп. 2 п. 5 Особенностей)*(1).
Также отметим, что нормативные акты не содержат положений, обязывающих заказчика отражать в столбце 9 формы плана-графика итоговую цену контракта, определенную по результатам конкурентных процедур, а также не предписывают вносить в тот же столбец плана-графика изменения в сведения о начальной (максимальной) цене контрактов, заключаемых с применением конкурентных способов определения поставщиков в случае осуществления закупок за счет экономии бюджетных ассигнований. Безусловно, это может привести к тому, что одна и та же сумма, относящаяся к экономии средств бюджетных ассигнований, которая образуется при снижении НМЦК в ходе осуществления закупки, будет учтена в плане-графике дважды.
Однако указанное обстоятельство, по нашему мнению, не означает, что в таком случае план-график будет составлен с нарушением установленных требований. Как следует из п. 2 Порядка, п. 15 Примечаний к форме плана-графика, п. 4 Особенностей, сведения о закупках, включаемые в план-график, имеют ориентировочный характер и при необходимости могут быть скорректированы. Безусловно, план-график должен формироваться исходя из лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для осуществления закупок, что вытекает из ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 Особенностей. Однако в самом плане-графике в отношении отдельных закупок предусматривается не объем бюджетного финансирования как таковой, а НМЦК или цена контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, в форме плана-графика не указываются сведения об общем годовом объеме закупок, предусмотренных планом-графиком на соответствующий календарный период, как не указывается и на необходимость соответствия такого годового объема общему объему финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в этом периоде. План-график составляется в разрезе отдельных закупок и предназначен для информирования заинтересованных лиц о планируемых закупках с тем, чтобы представители бизнес-сообщества могли спланировать возможность участия в них (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.02.2012 N 2661-МО/Д28). Поэтому "задвоение" сумм, предназначенных для финансирования закупок, образующееся в связи с экономией бюджетных ассигнований при снижении НМЦК в результате осуществления закупок конкурентными способами, не влияет на порядок включения в план-график сведений о закупках, которые финансируются за счет такой экономии. Несоответствие же фактического объема средств, которыми располагает заказчик и которые могут быть использованы им для осуществления закупок, сумме показателей, отраженных в столбце 9 формы плана-графика, само по себе не является нарушением.
/quote]
Потеряла актуальность и не действует вышеуказанная инф-я, так как Совместным приказом МИНЭКа РФ и Федер. казначейства от 31 марта 2015 г. №182/7н (зарегистрирован в Минюсте РФ от 08 мая 2015г.) признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н

sviv
Профессор
 
Сообщений: 4642
Зарегистрирован: 26 фев 2014, 10:43
Благодарил (а): 201 раз.
Поблагодарили: 1124 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 338

Re: ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 44-ФЗ

Сообщение LilKas » 14 май 2015, 17:07

Прошу прощения за идиотизм, но читаю-читаю приказ 182/7н и никак не могу понять, а что же принципиального изменилось по сравнению с 544/18н
Аватар пользователя
LilKas
Завсегдатай
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 03 мар 2014, 21:01
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Роль: Заказчик
Пункты репутации: 0

Пред.След.

Вернуться в Закон 44-ФЗ (Контрактная система)

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot], igorXV, rus94, VAG, Татьяна

Работает на phpВВ © 2000, 2002, 2005, 2007 phpВВ Group