────────────────
Сюда можно написать, если есть сомнения в честности заказчика и подозрения в получении взяток. Также можно обсудить коррупционные схемы.
Быстрый переход не требуется - тема представляет собой единое обсуждение.
────────────────
Много раз слышал о том, что в госзаказе всё прогнило и пытаться выиграть какой-нибудь тендер бесполезно. И вот, спустя 5 лет после вступления в силу 94-ФЗ государство решило 80% госзаказа осуществлять через электронные аукционы. Конечно, у всех возникает справедливый вопрос: работает ли эта система и какие у неё достоинства и недостатки?
История вопроса. С момента принятия 94-ФЗ госзакупки сопровождало множество проблем. Во-первых, сам 94-ФЗ был сам по себе «сырым» документом. В нём было много дыр и лазеек, которые позволяли «нужные» компании допускать, а «ненужные» – выбрасывать из процесса. Вот яркий пример одной из таких «дыр»: с самого начала все торги были «бумажные», т.е. не в электронном виде. По закону участник торгов был обязан пронумеровать все без исключения страницы. Одновременно участник был обязан предоставлять некоторые нотариально заверенные документы. Суть противоречия состояла в том, что если участник торгов нумеровал нотариальные документы – они переставали быть нотариальными, а если он их не нумеровал – он нарушал требование о нумерации. Таким образом, либо за отсутствия нумерации, либо за не предоставление нотариальных документов «ненужного» участника торгов снимали с тендера в строгом соответствии с законом. Чтобы устранить все подобные лазейки в законе, требуется немало времени, но компании не могут остановить бизнес, им нужно продавать.
Вторым важным моментом было отсутствие ответственности госслужащих, отвечающих за госзаказ. Чтобы ликвидировать этот недостаток была разработана система штрафов, взимаемых непосредственно с физических лиц, отвечающих за госзаказ. Размер штрафов теперь довольно существенный, в некоторых случаях размер штрафа доходит до стоимости госконтракта. Для контроля ответственности подключили Федеральную антимонопольную службу, которая может оперативно нагрянуть к госзаказчику с проверкой по «первому свистку» участника торгов (и она это действительно делает, с большим успехом – в этом можно убедиться, имея под рукой нормальный правовой ресурс). Мировой кризис, принесший России массу проблем, в том числе огромный дефицит денежных средств в бюджете, сильно нам помог, запустив эту систему контроля и ответственности в действие.
Никто сегодня не сможет сказать, что в России коррупции нет. Она есть и это неоспоримый на данный момент факт. В любой системе есть слабые места и система госзаказа – не исключение. Для простоты понимания, поясню на примере ГИБДД в Москве.
Многие из Вас водят автомобили и все мы знаем, что многие сотрудники ГИБДД являются коррумпированными.
Проведите эксперимент №1 – промчитесь мимо поста ДПС на Московской кольцевой автодороге со скоростью 139 км/час (превышение допустимой скорости на 40 км/час карается штрафом 300 руб.). Я Вам даю гарантию, что Вас НИКТО И НИКОГДА не остановит. Потому что потенциальный «навар» от 300 рублей очень маленький, а составлять протокол придётся, т.е. другими словами инспектору придётся работать бесплатно, чего он очень не хочет делать.
Эксперимент № 2 (был проведен мной случайно… 4 раза) – превысим скорость на 59 км/час. В 3-х случаях из 4-х я отделался предупреждением, так как сев в машину инспектора, я с ходу сказал: «Виноват, признаю, пишите протокол». После моего вступительного слова выражение лиц каждого из них сообщило мне следующее:
1. Инспектор осознал факт, что денег я 100% ему не дам.
2. Инспектору придётся работать (писать протокол).
3. Инспектору не хочется работать (писать протокол).
В трех из четырех случаев мозг инспектора сделал одинаковый вывод из всех трёх вышеперечисленных пунктов, и выражался он примерно в такой фразе: «Зачем сразу протокол? Есть другие санкции, например предупреждение!».
А теперь самое главное – эксперимент №3, который я категорически не рекомендую проводить: набезобразничать так, что санкция только одна – лишение прав (например, выезд на встречную полосу с пересечением «двойной сплошной»). В интернете, от знакомых и от знакомых этих знакомых Вы наверняка наслышаны о взятках в десятки тысяч рублей, которые пытались получить или даже получили инспекторы ГИБДД. Какой напрашивается вывод? Очень простой – большинство коррупционных махинаций ведутся по-крупному. Никому не хочется сто раз тормозить по мелочи, торговаться за копейки и писать протоколы. Хочется сделать следующее: весь день спать, вечером проснуться, тормознуть кого-нибудь под малым градусом, или пересекающим сплошную полосу, либо же пресечь другое правонарушение, за которое можно лишиться прав. Один раз всё объяснить, предупредить, наварить несколько десятков тысяч рублей и с чувством выполненного долга завершить «трудный» рабочий день.
Всё вышеизложенное не мешает ни мне, ни Вам абсолютно спокойно ездить по дорогам нашей страны, на которых есть и порядочные инспекторы и коррумпированные, стараясь в разумных пределах соблюдать правила дорожного движения и, зная особенности системы, беспрепятственно добираться из пункта А в пункт Б.
А теперь вернёмся к госзаказу: Вы думаете, там работают люди с другой планеты? Да нет, конечно. Всем коррумпированным служащим госзаказа так же не хочется работать. Лишний раз рисковать за копейки никому не надо. Так, например, если сегодня идёт тендер на 1, 2, 5 или 10 миллионов рублей, а завтра на 100 млн. рублей, - угадайте, когда будут пилить? Правильно, - завтра! Так как с 1 миллиона пилить нечего? Ведь давайте посчитаем: средний откат, если верить новостям, интернету и другим доступным источникам составляет 10%. С 1 миллиона это 100 тысяч. Делим на 5 членов комиссии, получаем 20 тысяч на человека. И за все эти незаконные махинации можно лишиться работы, влететь на крупный штраф или даже попасть в места не столь отдалённые. С точки зрения теории вероятности, вероятность попасться на откате возрастает прямопропорционально количеству таких случаев, следовательно, для коррумпированного чиновника логично применять старую поговорку «воровать - так миллион», а не размениваться по мелочам. Для него будет логичнее хорошо подготовиться к одному «левому» тендеру под кого-то и наварить хорошо, чем постоянно, на скорую руку хитрить с небольшими заказами, и в конечном итоге с большой вероятностью попасться.
Малый и средний бизнес такое положение дел не может не радовать, так как относительно небольшие контракты до 10 млн. рублей становятся доступными.
С июля 2010 года начала действовать, а с января 2011 года внедрена по всей стране новая система госзакупок – система электронных аукционов. С 2005 года это - самая удачная, на мой взгляд, идея значительно повысить доступность государственных закупок для предпринимателей. Что бросается в глаза:
1. Был учтен неудачный опыт внедрения первых электронных торгов, существовавших до конца 2010 года. Многие недостатки были устранены, например, был введен минимальный «шаг аукциона», который дал возможность торговаться не до бесконечности, снижаясь по одной копейке, а, всё таки, в разумных пределах.
2. Функционал электронных площадок достаточно понятный, доступный для понимания «обычному» человеку, однотипный для всех 5-ти площадок. Наш опыт обучения работе на них показывает, что человеку достаточно потратить один день, чтобы разобраться в функционале любой площадки.
3. Заказчику стало гораздо тяжелее лоббировать «свои» компании, так как до последней секунды торгов Заказчик не знает, кто есть кто из участников торгов (а зачастую вообще не знает, кто участвует в торгах).
4. Расширили функции ФАС, контролирующей площадки в режиме «онлайн». Любые недобросовестные действия Заказчика - у всех на виду и как то скрыть их достаточно тяжело.
5. Ограничили число электронных площадок (удобнее искать потенциальные заказы).
6. Участие в электронных торгах (за исключением ежегодного приобретения электронно-цифровой подписи, стоимостью около 5-7 тысяч рублей) теперь бесплатное, оплата производится только при победе (3 тысячи рублей – сравнительно небольшие деньги).
7. Полностью отсутствует бумажный оборот документов, что позволяет оперативно участвовать в любых тендерах на территории РФ (например, московским компаниям теперь не нужно готовить пакет документов и самостоятельно, оперативно доставлять их, предположим, во Владивосток).
Если сложить воедино всё вышеизложенное, какие выводы можно сделать?
Во-первых, коррумпированным сотрудникам государственного и муниципального заказчика жить стало гораздо труднее, система электронных торгов показывает «по секрету всему свету» все «неправильные» действия таких сотрудников.
Во-вторых, система штрафов и контроля ФАС работают, и, надо отметить, эффективно работают. Если не верите – загляните в любую правовую систему и сами в этом убедитесь.
Система электронных торгов (через которые проходят 80% всех закупок), несмотря на небольшие технические недоработки, удобна, доступна и прозрачна.
Госзаказчиков обязали разбивать 20% госзаказа на относительно небольшие закупки, дабы они были доступны малому бизнесу. Само участие в госзаказе бесплатно (за исключением покупки и установки эцп), что позволяет участвовать в таких торгах широкому кругу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Поэтому, господа, как бы ни ругали сегодняшнюю систему госзаказа, у малого и среднего бизнеса появился очень хороший шанс расширить зону продаж. Необходимо лишь эффективно управлять затратами и обучить сотрудников работе на электронных торговых площадках, чем я, собственно занимаюсь.
С уважением,
Александр Гуськов
Генеральный директор ПТЦ "Партнер"
http://www.ptc-partner.ru
Обсуждение: взятки и откаты в госзаказе
-
Александр Гуськов - Иногда заглядывает
- Сообщений: 5
- Зарегистрирован: 03 окт 2011, 14:26
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Здравствуйте, Александр!
Очень забавная статья, но, к сожалению, не очень совпадающая с реальностью. Чиновники действительно в среднем берут по 10% отката, но берут даже с самых маленьких сумм, например с 500 т.р. и не обязательно, всю сумму нужно делить со всей комиссией, достаточно одного, того кто принимает заявки или составляет тех. задание. Да и с электронными аукционами, все не так гладко, например, если есть договорённость с членами комиссии, то один из участников, может, например, в одном месте поставить не одну, а две запятых, никто из проверяющих органов никогда на это не обратит внимание, либо он может сообщить порядковый номер заявки, они ищут обычно слона, а блоху под носом не замечают. Можно много способов найти, эти просто самые простые, но при всём этом я горячий сторонник электронных аукционов, они действительно на начальном этапе снижают коррупцию, потом всё опять "наладится", конечно же, но пока появилась маленькая возможность зарабатывать по честному, да и институт котировок, уже порядком надоел, хотя бы потому, что я как мелкий предприниматель за послейдний месяц упустил выгоду около 500 т.р., т. к. была только одна возможность сделать предложение и естественно приходилось выбирать самое невыгодное.
Я вот например в этой статье поставил одну запятую и никто кроме меня и того кто знает, где эта неправильно стоящая запятая стоит, никогда на неё не обратит внимание, а если и обратит, то только посмеются над неграмотным участником.
Очень забавная статья, но, к сожалению, не очень совпадающая с реальностью. Чиновники действительно в среднем берут по 10% отката, но берут даже с самых маленьких сумм, например с 500 т.р. и не обязательно, всю сумму нужно делить со всей комиссией, достаточно одного, того кто принимает заявки или составляет тех. задание. Да и с электронными аукционами, все не так гладко, например, если есть договорённость с членами комиссии, то один из участников, может, например, в одном месте поставить не одну, а две запятых, никто из проверяющих органов никогда на это не обратит внимание, либо он может сообщить порядковый номер заявки, они ищут обычно слона, а блоху под носом не замечают. Можно много способов найти, эти просто самые простые, но при всём этом я горячий сторонник электронных аукционов, они действительно на начальном этапе снижают коррупцию, потом всё опять "наладится", конечно же, но пока появилась маленькая возможность зарабатывать по честному, да и институт котировок, уже порядком надоел, хотя бы потому, что я как мелкий предприниматель за послейдний месяц упустил выгоду около 500 т.р., т. к. была только одна возможность сделать предложение и естественно приходилось выбирать самое невыгодное.
Я вот например в этой статье поставил одну запятую и никто кроме меня и того кто знает, где эта неправильно стоящая запятая стоит, никогда на неё не обратит внимание, а если и обратит, то только посмеются над неграмотным участником.
-
Алексей Т - Посетитель
- Сообщений: 22
- Зарегистрирован: 21 сен 2011, 15:01
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Добрый день, Алексей!
То что институт "запросов котировок" самый коррумпированный я не спорю (ибо это реально так). Теоретически один человек (собственно принимающий заявки) может "всё забирать себе", но реально если он не будет ни с кем делиться - долго он не проработает так.
А вот по поводу запятых (я так понимаю в первой части заявки) - не согласен. Да, заказчик проведет "своего" до торгов, но вот просто так отклонить "не своих" будет довольно тяжеловато. Ну а на этапе торгов (во время снижения цены) он никак на исход повлиять не может.
То что институт "запросов котировок" самый коррумпированный я не спорю (ибо это реально так). Теоретически один человек (собственно принимающий заявки) может "всё забирать себе", но реально если он не будет ни с кем делиться - долго он не проработает так.
А вот по поводу запятых (я так понимаю в первой части заявки) - не согласен. Да, заказчик проведет "своего" до торгов, но вот просто так отклонить "не своих" будет довольно тяжеловато. Ну а на этапе торгов (во время снижения цены) он никак на исход повлиять не может.
-
Александр Гуськов - Иногда заглядывает
- Сообщений: 5
- Зарегистрирован: 03 окт 2011, 14:26
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Добрый день, Александр!
Мой ответ очень прост, я сам так делал и знаю что это возможно и это делается.
Мой ответ очень прост, я сам так делал и знаю что это возможно и это делается.
-
Алексей Т - Посетитель
- Сообщений: 22
- Зарегистрирован: 21 сен 2011, 15:01
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Ну...у меня другой, гораздо более законный опыт.
-
Александр Гуськов - Иногда заглядывает
- Сообщений: 5
- Зарегистрирован: 03 окт 2011, 14:26
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Можно реальный пример пример с запятыми?
-
Олег - Помогу чем смогу
- Сообщений: 2389
- Зарегистрирован: 07 июл 2008, 23:53
- Откуда: Россия, Москва
- Благодарил (а): 142 раз.
- Поблагодарили: 259 раз.
- Роль: Заказчик
- Пункты репутации: 149
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Я думаю, что многие участники торгов заметили, что в этом году (2012) практически в 90% электронных аукционов в г. Москве на выполнение общестроительных работ и благоустройства заказчик допускал до аукциона только свои организации, которые выигрывали со снижением от 0,5 до 5,5 %. Выглядит это так: на аукцион заявляются 20 организаций, 18 из них не допускаются до аукциона из-за того, что не указали конкретные технические характеристики материалов, которые должны быть применены при выполнении работ. Этих характеристик может быть до 15 шт. для каждого материала, соответственно всегда можно найти за что не допустить до аукциона "чужую" организацию, особенно когда смета на 50-100 стр. Эти недопуски стали настолько массовыми, что трудно себе представить, что контролирующие органы этого не замечают, а если не замечают, значит работают не эффективно. А по повуду запятых в первых частях заявки , мне кажется "свои" организации подаются в открытую, те первая часть заявки подается на бланке организации.
Чиновники ничего не боятся, полный беспредел по всей Москве и наверно по РФ. Коррупцию не истребить.
.
Чиновники ничего не боятся, полный беспредел по всей Москве и наверно по РФ. Коррупцию не истребить.
.
-
Rakinimatama - Иногда заглядывает
- Сообщений: 3
- Зарегистрирован: 26 мар 2012, 23:50
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
А я вот работаю на стороне заказчика, не знаю за остальных но взяток не беру, и честно надоели "умные" участники не в состоянии даже простой листик бумаги правильно оформить! С этими котировками вообще беда, приносят подписанную каким нибудь начальником отдела ну смешно!!! а про конкретные показатели люди вообще не понимают!!! и вот сидим всей комиссией и дергаемся потому-что отклонишь нажалуются все тормознется а это сроки т.д. короче лишние проблемы и вот иной раз сама не знаю как лучше. Так что не надо рассказывать про всеобщую коррумпированность, если грамотный человек составляет заявку-то никто его не отклонит!!!
-
irina_sopova1987 - Иногда заглядывает
- Сообщений: 7
- Зарегистрирован: 15 мар 2012, 05:44
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Роль: Заказчик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Я же не говорил про 100 % коррумпированности, согласен что есть заказчики , которые все делают по закону, но таких к сожалению очень мало. Чем больше денег проходит через заказчика, тем более он коррумпирован. Если посмотреть на нашу статистику по заявкам за 2011 г. их было около 120 шт. из них нас не допустили только по 1 аукциону, а в 2012 г. у нас было порядка 50 заявок и по 46 у нас не допуск. Врядли что мы так резко потеряли навыки по заполнению заявок. Если посмотреть протоколы на аукционы этого года, то картина всегда одинаковая 10-20 заявок, из них 2-3 допускают, снижение пару процентов, соответственно все остальные не компетентны в заполнение заявок, в чем я очень сильно сомневаюсь. А те 2-3 заявки пилят между собой весь обьем работ.
Также документы на аукцион очень изменились. Например некоторые особо продвинутые заказчики вешают приложение к тз по аукциону на 250 стр. в формате PDF,который в очень плохом качестве, насыщенный таблицами рисунками и тд, соответственно все эти показатели надо воткнуть в форму 2, что становится очень проблематично. А даже если все и получится воткнуть, напишут что нету чего-то, хотя на самом деле это там есть. Остается только жаловаться в ФАС. Коррупция в гос. заказе огромна:(
Также документы на аукцион очень изменились. Например некоторые особо продвинутые заказчики вешают приложение к тз по аукциону на 250 стр. в формате PDF,который в очень плохом качестве, насыщенный таблицами рисунками и тд, соответственно все эти показатели надо воткнуть в форму 2, что становится очень проблематично. А даже если все и получится воткнуть, напишут что нету чего-то, хотя на самом деле это там есть. Остается только жаловаться в ФАС. Коррупция в гос. заказе огромна:(
-
Rakinimatama - Иногда заглядывает
- Сообщений: 3
- Зарегистрирован: 26 мар 2012, 23:50
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Роль: Поставщик
- Пункты репутации: 0
Re: Взятки и откаты в Госзаказе (мнение)
Rakinimatama писал(а):Также документы на аукцион очень изменились. Например некоторые особо продвинутые заказчики вешают приложение к тз по аукциону на 250 стр. в формате PDF,который в очень плохом качестве, насыщенный таблицами рисунками и тд, соответственно все эти показатели надо воткнуть в форму 2, что становится очень проблематично.
Вот один шедевр от Заказчика, например:
http://s017.radikal.ru/i432/1202/1b/95e7d421e0e1.png
Лево руля!
-
kselt - Профессор
- Сообщений: 2023
- Зарегистрирован: 13 май 2011, 13:07
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 26 раз.
- Поблагодарили: 126 раз.
- Роль: Заказчик
- Пункты репутации: 59
Вернуться в Сомнительные закупки
Кто сейчас на форуме
Зарегистрированные пользователи: ASGOR, Google [Bot]