3303 » 18 авг 2012, 08:54
Заказчик планирует внести изменения в извещение о проведении запроса котировок и проект контракта в отношении наименования, характеристик и объема выполняемых работ, поскольку при их определении допущены ошибки. Следует ли продлевать срок подачи котировочных заявок при внесении изменений?
....................................
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не вправе вносить изменения в условия проводимого запроса котировок, в том числе и в связи с допущенными заказчиком ошибками в извещении о его проведении относительно наименования, характеристик и объема выполняемых работ.
На наш взгляд, заказчик вправе отказаться от проведения запроса, условия которого определены с ошибками, и провести новый запрос котировок с верно определенными условиями.
Обоснование вывода:
Проведение запроса котировок регулируется нормами главы 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ).
На основании ст. 43 Закона N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать, в том числе, сведения в отношении наименования, характеристик и объема выполняемых работ, при этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Относительно возможности изменения условий запроса котировок нормы главы 4 Закона N 94-ФЗ не содержат конкретных указаний, однако мы считаем, что ответ можно увидеть в ходе системного анализа норм Закона N 94-ФЗ.
Так, нормы, касающиеся проведения торгов, специально указывают на возможность заказчика внесения изменений в конкурсную документацию (ч. 3 ст. 24 Закон N 94-ФЗ) и в документацию об аукционе (ч.ч. 8, 9 ст. 34 Закона N 94-ФЗ) и устанавливают ограничения по срокам внесения таких изменений. Поэтому отсутствие таковых аналогичных указаний в нормах Закона N 94-ФЗ о запросе котировок можно понимать как то, что законодатель не предусмотрел возможности внесения изменений в условия запроса котировок.
Более того, хотя нормы главы 4 Закона N 94-ФЗ и не содержат прямого запрета на изменение условий запроса котировок при его проведении, они говорят о возможности изменения условий исполнения контракта, которые были указаны в извещении о размещении заказа путем запроса котировок, то есть фактически условий запроса котировок, но только в тех случаях, когда запрос котировок не выявил победителя, если в установленный в извещении о запросе котировок срок не подана ни одна котировочная заявка (ч. 7 ст. 46 Закона N 94-ФЗ) и в случае отклонения котировочной комиссией всех котировочных заявок (ч. 9 ст. 47 Закона N 94-ФЗ), и заказчик проводит повторный, то есть фактически новый, запрос котировок. По смыслу данных норм эти случаи являются исключительными.
Таким образом, можно сделать вывод, что заказчик не вправе вносить изменения в условия проводимого запроса котировок, в том числе и в связи с допущенными заказчиком ошибками в извещении о проведении запроса котировок.
Если вопрос о внесении изменений возникает из выявления ошибок в условиях запроса котировок, возникает вопрос, следует ли вообще проводить запрос котировок в данной ситуации и вправе ли заказчик отказаться от его проведения.
С одной стороны, равным образом, как и в случае с внесением изменений, нормы Закона N 94-ФЗ, регулирующие проведение торгов, специально указывают на наличие у заказчика права отказаться после публикации соответствующего извещения от проведения конкурса (ч. 5 ст. 21 Закона N 94-ФЗ) и аукциона (ч. 4 ст. 33 Закона N 94-ФЗ) и устанавливают ограничения таковой возможности, нормы же главы 4 Закона N 94-ФЗ, регулирующие проведение запроса котировок, таких указаний не содержат.
Отсюда можно сделать вывод, что заказчик не вправе отказаться от проведения запроса котировок.
С другой стороны, необходимо учитывать следующее.
Государственный или муниципальный контракт по результатам запроса котировок заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок (ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ). Таким образом, если допустить, что заказчик не вправе отказаться от проведения запроса котировок, то он обязан подвести его итоги и заключить контракт на условиях, предусмотренных в извещении о запросе котировок, даже если при их определении допущена ошибка в отношении наименования, характеристик и объема выполняемых работ.
По нашему мнению, это противоречит духу Закона N 94-ФЗ и целям установленного им единого порядка размещения заказов, указанных в ч. 1 ст. 1 самого Закона N 94-ФЗ, среди которых - эффективное использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов.
В связи с этим обратим внимание, что нормы главы 4 Закона N 94-ФЗ не содержат не только прямого запрета на отказ заказчика от проведения запроса котировок, но и, в отличие от ситуации со внесением изменений в его условия, указаний на исключительные случаи, когда такой отказ возможен.
Таким образом, по нашему мнению, муниципальный заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок при наличии на то объективных оснований, в частности в случае выявления ошибок в извещении о запросе котировок.
При этом при проведении нового запроса котировок заказчик вполне может установить те условия, которые действительно необходимы.
К сожалению, разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов о возможности внесения изменений в извещение при проведении запроса котировок нам найти не удалось, по данному вопросу отсутствует и соответствующая судебная практика. Поэтому рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями по данному вопросу в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ (Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437) или Федеральную антимонопольную службу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
2 июля 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.