Правовое управление » 07 май 2015, 10:40
В последнее время отдельные региональные управления ФАС активно "продавливают" правовую позицию, согласно которой обеспечение государственных (муниципальных) нужд возможно только путем конкурентных процедур по 44-ФЗ, фактически не признавая институт государственных (муниципальных) заданий. Ряд судов, к сожалению, поддерживают эту позицию. Однако ФАС России иного мнения по данному вопросу:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 апреля 2015 года № КА/21710/15
ФАС России в рамках рассмотрения Вашего обращения о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) и ФГБУ «Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса» (ФГБУ «ФЭПЦ АПК») сообщает следующее.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
На основании Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее - Положение о формировании государственного задания), государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, соответствующими видам экономической деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения.
Государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных или автономных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.
Таким образом, Минсельхоз России при определении исполнителя конкретной государственной услуги (работы) при формировании государственного задания в соответствии с Положением о формировании государственного задания руководствуется:
- видами экономической деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения;
- ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.
При этом, произвести отбор исполнителей в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не представляется возможным, в связи с тем, что согласно части 1 статьи 1 указанного закона он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе, приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени, в том числе, Российской Федерации.
Вместе с тем, основанием для правоотношений между учредителем (федеральным органом исполнительной власти) и федеральным государственным бюджетным учреждением в части оказания государственных услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания не является гражданско-правовой договор. Такие отношения строятся в рамках осуществления полномочий учредителя юридического лица.
Отдельно следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 78.1 БК РФ предусматривает, что порядок распределения субсидий на финансовое обеспечение государственного задания устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений таким нормативным правовым актом является вышеуказанное Положение о формировании государственного задания, которое также не предусматривает возможность распределения субсидий на обеспечение государственного задания в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Относительно сведений, в соответствии с которыми определяются предполагаемые значения показателей объема государственных услуг для ФГБУ «ФЭПЦ АПК» необходимо отметить следующее.
За отчетный финансовый год значения показателей объема государственных услуг включаются в госзадание на основании отчетов учреждения о выполненных государственных услугах.
Значения показателей объема государственных услуг ФГБУ «ФЭПЦ АПК» за текущий финансовый год включаются в госзадание на основании данных учреждения о государственных услугах в текущем году.
Значения показателей объема государственных услуг ФГБУ «ФЭПЦ АПК» на очередной финансовый год и плановый период включаются в госзадание на основании предложений учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей учреждения по оказанию услуг
При этом, учитываются также показатели выполнения учреждением государственного задания в отчетном финансовом году, объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
А.Ю. КИНЁВ
Коллеги, поделитесь, пожалуйста, своим опытом по этому вопросу. Уже сейчас на кону - судьба нескольких муниципальных учреждений