Обучение специалиста и эксперта в сфере закупок.

Сегодня мы рассмотрим методические рекомендации, данные в совместном письме Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2015 года № 5594-ЕЕ/Д28и и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 года № АК-553/06. Попробуем сориентироваться, как будут обучать специалистов и экспертов в сфере закупок, какую программу им предстоит пройти, сколько времени требуется на усвоение материала и, конечно же, каков процесс аттестации.В предыдущей статье, посвященной теме профессиональных стандартов «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок», мы старались составить общую картину, которая поможет понять, что из себя в профессиональном плане представляют специалист и эксперт, какие требования к ним предъявляются и какими навыками они должны обладать для успешного выполнения работы.

Хоть с 1 июля 2016 года, когда профессиональные стандарты стали обязательными к применению, прошло достаточно много времени, далеко не все те, кому предстоит пройти обучение знают, какие минимальные сроки необходимы для прохождения обучения, какие формы обучения доступны для получения заветных корочек, подтверждающих квалификацию специалиста.

Сегодня мы рассмотрим методические рекомендации, данные в совместном письме Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2015 года № 5594-ЕЕ/Д28и и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 года № АК-553/06. Попробуем сориентироваться, как будут обучать специалистов и экспертов в сфере закупок, какую программу им предстоит пройти, сколько времени требуется на усвоение материала и, конечно же, каков процесс аттестации.

 

Общая характеристика дополнительных образовательных программ.

Программы направлены на реализацию принципа профессионализма заказчика, который установлен ст.9 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно, но с учетом требований, установленных методическими рекомендациями: дают название образовательной программы, устанавливают наименование и содержание отдельных ее компонентов, устанавливают формы реализации и намечают планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок). Кроме прочего, такие организации вольны разрабатывать и устанавливать учебный план и календарный учебный график.

В результате прохождения обучения, специалисты должны уметь выполнять следующие функции:

  • заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего;
  • органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, органа аудита в сфере закупок;
  • специализированной организации, привлекаемой для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • по участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • других видов деятельности в сфере закупок.

В целях актуализации знаний и подтверждения квалификации, специалисты должны проходить обучение не реже чем раз в три года. 

Длительность обучения.

Установлено, что на прохождение образовательных программ должно затрачиваться не менее 108 часов, вне зависимости от используемых технологий и используемых форм обучения, за исключением обучения руководителей организаций-заказчиков, минимальный срок обучения которых может быть снижен аж до 40 часов.

 

Форма обучения.

Из рассматриваемого нами совместного письма двух ведомств следует, что к применению рекомендуется устанавливать очную или очно-заочную форму обучения. При том, в случае установления очно-заочной формы, очная часть должна составлять:

  • не менее 40 часов аудиторной работы в общем случае;
  • не менее 16 часов аудиторной работы в случае обучения руководителей организаций-заказчиков. 

Аудиторная работа – разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся.

Содержание программ.

Как мы уже выяснили, имеется две разновидности программ, предусматривающих минимальное количество часов обучения – 108 для большинства и 40 для руководителей организаций-заказчиков соответственно. Разумеется, сроки могут варьироваться в зависимости от того, насколько большой объем знаний необходимо сообщить слушателю. Так, программы могут быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок.

Целью программы обучения является приведение уровня квалификации слушателя в соответствие разработанным стандартам «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок», для того, чтобы работник мог качественно выполнять конкретный набор функций, возложенный на него.

Рассмотрим, какой объем знаний предстоит осилить специалисту для получения аттестации и полноценной работы в сфере закупок, для этого приведем ниже таблицы, из совместного письма Минэкономразвития и Минобрнауки, рассматриваемого нами сегодня.

Таблица 1.Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине программ (в соответствии с п.2.3 Методических рекомендаций).

N п/п

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

1

Основы контрактной системы

6

1.1

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

2

1.2

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

2

1.3

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

2

2

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

6

2.1

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

6

3

Планирование и обоснование закупок

8

3.1

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

4

3.2

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

4

4

Осуществление закупок

58

4.1

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

2

4.2

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

4

4.3

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

8

4.4

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

12

4.5

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

4

4.6

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

10

4.7

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

6

4.8

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

4

4.9

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

2

4.10

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

2

4.11

Особенности отдельных видов закупок

4

5

Контракты

8

5.1

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

4

5.2

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

4

6

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

4

6.1

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

2

6.2

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

2

7

Вариативная часть

16

8

Итоговая аттестация:

2

8.1

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

2

 

Итого

108

 

Таблица 2. Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине программ для руководителей организаций-заказчиков (в соответствии с п.2.4 Методических рекомендаций).

N п/п

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

1

Основы контрактной системы

2

1.1

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности. Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

2

2

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

2

2.1

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

2

3

Планирование и обоснование закупок

2

3.1

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки. Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

2

4

Осуществление закупок

20

4.1

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

18

4.2

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

2

5

Контракты

4

5.1

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

2

5.2

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

2

6

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

2

6.1

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок
Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

2

7

Вариативная часть

6

8

Итоговая аттестация:

2

8.1

Экзамен (тестирование)

2

 

Итого

40

 

Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, по способам закупок, по роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.

 

Примерное содержание программ.

1.      Основы контрактной системы:

  • знакомит слушателей с основными принципами, понятиями и терминами, применяющимися в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • знакомит с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации;
  • дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система);
  • целях и задачах создания и функционирования контрактной системы, информационном обеспечении контрактной системы;
  • рассматривает участников контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организацию работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок;
  • знакомит с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.

 

2.      Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок:

  • рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации о контрактной системе;
  • знакомит слушателей с антимонопольным законодательством.

 

3.      Планирование и обоснование закупок:

  • знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • знакомит с обоснованием закупок;
  • знакомит с понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.

 

4.      Осуществление закупок:

  • определяет основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок;
  • знакомит с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа;
  • раскрывает условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их применения;
  • знакомит слушателей с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, участие организаций инвалидов в закупках;
  • знакомит слушателей с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания;
  • знакомит слушателей с порядком проведения способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); освещает документооборот по закупкам;
  • знакомит слушателей с особенностями отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания), знакомит с особенностями составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию;
  • знакомит с особенностями заключения энергосервисных контрактов.

 

5.      Контракты:

  • знакомит слушателей с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения;
  • дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, о порядке ведения реестра контрактов.

6.      Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок:

  • рассматривает вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дает оценку обоснованности и эффективности закупок;
  • раскрывает способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки;
  • рассматривает порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

 

Итоговая аттестация.

Логичным завершением прохождения программ обучения является процесс аттестации слушателя, который в случае успешного прохождения испытаний получает удостоверение о повышении квалификации.

Для аттестации слушателя проводится экзамен в форме тестирования и (или) защита итоговой работы, на что выделяется не менее 2 академических часов, а в случае обучения руководителя организации-заказчика, проводится лишь тестирование, на которое выделяется так же не менее 2 академических часов.

Объем, содержание и структура итоговых работ определяется организацией, предоставляющей образовательную деятельность.

Вы аттестованы!

В случае успешного прохождения процедуры аттестации, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. Единого образца такого удостоверения нет – установление образца отдано на откуп организации, осуществляющей образовательные услуги. 

В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.

В завершение отметим, что организациям, реализующим программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

От себя напомним, что записаться на обучение по программам дополнительного профессионального образования можно у нас на сайте в разделе "Профстандарты", либо на сайте http://study-baltic.ru/. Желаем вам профессиональных успехов и карьерного роста!

 

Автор: Скульбин Георгий, ООО «Балтийский тендерный центр».

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти