Наши телефоны
+7 (495) 724-35-52
+7 (800) 250-35-52
Показать контакты
Модераторы: Кирилл Кузнецов, Всегда на страже, madgrey, Ilia
Борисовна писал(а):может быть в такой обычной для МЭРТ форме ребята пытались сказать, что преимущества - это когда по ч.5, а ограничения - по ч.3?
Борисовна писал(а):иначе заявка будет отклонена.
Константин777 писал(а):поиск в единой информационной системе по критерию "Преимущества субъектам малого предпринимательства" СТАЛ возможен
Константин777 писал(а):Судом первой инстанции принято во внимание, что институтом госзакупок (http://www.roszakupki.ru) разработаны учебно-методические материалы, в которых все предоставляемые преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона N 44-ФЗ сведены в таблицу, в том числе и для СМП и СОНО, в соответствии со статьей 30 Закона.
Алексеевич писал(а):зачастую даже письма МЭР не принимают во внимание, а тут методические материалы приняли
Константин777 писал(а):Таким образом, какой-либо взаимоисключающей информации в данном случае, не имеет места быть.
Константин777 писал(а):просит признать частично недействительными ненормативные акты Новосибирского УФАС России от 22.04.2015, а именно: пункт 2 решения N 08-01-143 в части признания его нарушившим статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ и пункт предписания N 08-01-15 с требованием "прекратить нарушение части 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно прекратить устанавливать преимущества для лиц, указанных в данной статье".
Константин777 писал(а):При проведении внеплановой проверки комиссией УФАС по НСО наряду с другими нарушениями, которые заявитель не оспаривает, было выявлено, что Заказчик и уполномоченное учреждение установило преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМИ и СОНО) в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ ошибочно, указав, что "в данном случае заказчик устанавливает только требование к поставщику, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. В данном случае преимуществ участникам закупки не предоставляется".
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А45-15048/2015
г. Новосибирск
25 сентября 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2015г.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2015г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Шашковой В.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы», г. Новосибирск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании недействительными решения и предписания
при участии в судебном заседании представителей:
при участии в судебном заседании представителей
заявителя – Гладышева Л.В., доверенность от 29.12.2014,
заинтересованного лица – Княжева Е.Н., доверенность от 12.01.2015.
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы» (далее - ГКУ НСО «УКСис», учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по НСО, антимонопольный орган), в котором просит признать частично недействительными ненормативные акты Новосибирского УФАС России от 22.04.2015, а именно: п.2 Решения № 08-01-143 в части признания его нарушившим ст.30 Закона № 44-ФЗ и пункт предписания № 08-01-15 с требованием «прекратить нарушение ч.5 ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать преимущества для лиц, указанных в данной статье».
Заявитель не согласился с доводами антимонопольного органа и указал, что статья 30 Закона № 44-ФЗ, кроме части 3, предусматривающей ограничения, предоставляет СМП и СОНКО и преимущества, в том числе и в случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
УФАС по Новосибирской области считает решение и предписание законными, обоснованными и не подлежащими признанию недействительными, так как Заказчик в п. 11 извещения о проведении электронного аукциона и в п. 12 аукционной документации установил преимущества, предоставляемые заказчиком субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд установил следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что ГКУ НСО «УКСис» является учреждением, на которое возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Новосибирской области путем проведения открытых конкурсов, электронных аукционов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов в соответствии с постановлениями Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2013 г. № 596-п «О возложении полномочий на государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы».
Отношения, направленные на обеспечение закупок, товаров, работ и услуг для государственных нужд Новосибирской области регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также нормативными правовыми актами Новосибирской области.
На основании направленной Заказчиком Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее -ТФОМС НСО) заявки ГКУ НСО «УКСис» осуществляло закупку путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0851200000615001395 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений ТФОМС НСО.
ООО «Строительные технологии» обжаловало положения аукционной документации в Новосибирское УФАС России. Комиссия Новосибирского УФАС решением от 22.04.2015 № 08-01-143 признало жалобу ООО «Строительные технологии» необоснованной.
Однако при проведении внеплановой проверки комиссией Новосибирского УФАС России наряду с другими нарушениями, которые заявитель не оспаривает, было выявлено, что Заказчик и уполномоченное учреждение установило преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМИ и СОНКО) в соответствии с ч.5 ст.30 Закона № 44-ФЗ ошибочно, указав, что «в данном случае заказчик устанавливает только требование к поставщику, предусмотренное с ч.5 ст.30 Закона № 44-ФЗ. В данном случае преимуществ участникам закупки не предоставляется».
Заявитель с решением УФАС по НСО от 22.04.2015 № 08-01-143 и предписанием № 08-02-151 от 22.04.2015 не согласился, что явилось основанием для обращения в суд.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется территориальными органами ФАС России в порядке, установленном административным регламентом ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 3.38 указанного регламента решение, которое изготавливается по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Резолютивная часть решения должна содержать в числе других выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Заказчика... нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было выявлено.
Из оспариваемого решения усматривается, что Комиссия Новосибирского УФАС России не согласна с тем, что статья 30 Закона № 44-ФЗ, кроме ч.3 ст.30 (ограничения), предоставляет преимущества СМП и СОНКО, в том числе и в случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Институтом госзакупок (http://www.goszakupki.ru) разработаны учебно-методические материалы «Предоставление преимуществ в соответствии со статьями 28-30 Закона № 44-ФЗ», в которых в наглядной форме сведены в таблицу все преимущества, в том числе и для СМП и СОНКО в соответствии со ст. 30 Закона.
Согласно ч.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ «заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи».
В оспариваемом решении указано, что «Статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках является ограничением в отношении участников закупок, данной нормой установлен порядок применения ограничений в отношении участников закупок. Законодательство РФ о контрактной системе, в том числе ст.27 ФЗ № 44-ФЗ не устанавливает порядка предоставления преимуществ категориям участников закупок, указанным в ст.30 ФЗ №44-ФЗ».
Данное утверждение комиссии Новосибирского УФАС суд считает ошибочным, поскольку только часть 3 этой статьи, а не вся статья 30, устанавливает ограничения по числу участников, а остальные части ст.30 говорят о преимуществах для СМП и СОНКО.
Части 1, 5-7 ст.30 свидетельствуют о преимуществах привлечения в качестве субподрядчиков (соисполнителей) СМП и СОНКО, которые вправе предоставить Заказчик (уполномоченное учреждение) в виде процента от цены контракта.
Согласно ч.5 ст.30 Закона № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 ст.30 Закона № 44-ФЗ прописывает порядок предоставления преимуществ СМП и СОНКО, которых могут привлечь подрядчики (исполнители), с указанием объема такого привлечения в виде процента от цены контракта. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.7 ст.30 Закона № 44-ФЗ типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Указанные выше действия о предоставлении преимуществ СМП и СОНКО, когда они являются подрядчиками (исполнителями) и когда привлекаются в качестве субподрядчиков (соисполнителей), направлены на выполнение нормы Закона № 44-ФЗ, в ч. 1 которого указано, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок в соответствии с условиями, указанными в ч.1 ст.30, является преимуществом по сравнению с другими участниками закупок. Более того, за непредоставление преимуществ СМП и СОНКО установлена административная ответственность ч. 11 ст. 7.30 КОАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В данном случае ограничения по числу участников в извещении и документации не были установлены, так как аукцион проводился для всех участников, а не только для СМП и СОНКО. В соответствии с ч.5 ст. 30 в извещении и документации о проведении электронного аукциона были установлены преимущества для СМП и СОНКО в объеме 40% совокупного годового дохода, которые предоставляет подрядчик в соответствии с ч.5-7 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, при привлечении субподрядчиков.
В старой редакции извещения эта информация была указана под пунктом 11, в документации - под пунктом 12. По предписанию комиссии Новосибирского УФАС в новой редакции в п. 11 извещения и в п. 12 документации «преимущества не установлены».
Однако в соответствии с действующим функционалом официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://www.zakupki.gov.ru) при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона № 44-ФЗ (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона № 44-ФЗ) указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества, что подтверждается письмами Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 № Д28и-652 и от 30.09.2014 № Д28и-1889, а также совместной позицией Минэкономразвития России и ФАС России по аналогичному вопросу (письмо Минэкономразвития России № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/13590/14 от 04.04.2014).
Правительством РФ 30.09.2014 принято постановление № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок», к которому приложено Руководство пользователя ООС (общероссийского официального сайта, версия 5,0), где указано: «В блоке «Преимущества» отметьте необходимые значения в перечнях преимуществ, установив флажки в соответствующие поля» (пункт 3.6.5.1.1).
Работа на ООС с СМП и СОНКО начинается с проставления флажка в извещении в блоке «Преимущества» по позиции «Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ)» рисунка № 227 Руководства пользователя. Все остальные позиции для СМП и СОНКО устанавливаются автоматически после проставления этого флажка.
В случае если заказчик не установит в извещении о проведении электронного аукциона преимущества (галочку в определенном окошке) для СМП в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ, поиск в единой информационной системе по критерию «Преимущества субъектам малого предпринимательства» будет невозможен как в случае объявления аукциона только для СМП и СОНКО, так и в случае обязанности привлечения СМП и СОНКО в качестве субподрядчиков.
При таких обстоятельствах заказчик значительно сужает круг потенциальных участников закупки из числа СМП, СОНКО что, является ни чем иным как ограничением конкуренции. Если в позиции «Преимущества» не будет проставлен флажок, указанная закупка не будет засчитана как закупка, проведенная для СМП и СОНКО. Таким образом будет нанесен вред Заказчику, который не сможет выполнить условие Закона (ч. 1 ст.30) об обязательных закупках для СМП и СОНКО в объеме 15% годового объема, будет нарушен план-график таких закупок.
Неуказание преимуществ для СМП и СОНКО (игнорирование ст.30 за исключением ч.3) приведет к невыполнению пунктов 3 и 4 ст.27, п.5 ч.5 ст.63, невыполнению положений ст.30, - то есть, к нарушению норм закона № 44-ФЗ, а в конечном итоге к невыполнению Указов Президента РФ о поддержке малого предпринимательства. Таким образом, Заявитель не нарушал Закон № 44-ФЗ, а строго следовал его нормам.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и возлагаются на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 решения №08-01-143 в части признания уполномоченного учреждения и заказчика - нарушившими ст. 30 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Признать недействительным пункт предписания №08-01-151 уполномоченному учреждению и заказчику с требованием «прекратить нарушение ч.5 ст. 30 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно, прекратить устанавливать преимущества для лиц, указанных в данной статье».
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы» 3000 рублей государственной пошлины.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В.Шашкова
посмотрел документацию: первоначально заказчик предусмотрел преимущества для СМП и требование о привлечении субподрядчиков.Вадим5452 писал(а):там ограничение не мог заказчик установить (сумма более 30 млн)
Преимущества, предоставляемые заказчиком:
- субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, если Подрядчик, не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, он обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 40 процентов от цены контракта.
Вернуться в Письма, разъяснения, методические материалы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0