СУД: административная ответственность за неразмещение информации о закупках в рамках 223-ФЗ не применяется до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок

KoAP RF

Поводом для написания настоящей статьи послужил анализ практики применения Федерального закона от 05.05.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Указанным федеральным законом  Кодекс РФ  об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ)  был дополнен статьёй 7.32.3 «Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная статья ввела   административную ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту — Закон № 223-ФЗ о закупках), а также за нарушение сроков размещения такой информации.

Как показывает практика истекшего периода 2015 года, применение данных положений    КоАП РФ  вызывает у заказчиков,  органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, органов прокуратуры и судов определенные сложности.

Наибольшую проблему представляют положения  частей 4, 5, 6 ст. 7.32.3  КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за нарушение заказчиками, работающими в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, сроков размещения информации о закупке и за неразмещение такой информации в единой информационной системе в сфере закупок.

Установленная административная ответственность применяется за неразмещение (нарушение сроков размещения) следующей информации:
— положения о закупке;
— плана закупки;
— извещения о закупке и вносимых в него изменений;
— документации о закупке и вносимых в нее изменений;
— проекта договора;
— разъяснений документации о закупке;
— протоколов, составляемых в ходе закупки;
— иной информации, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено  Законом № 223-ФЗ о закупках  и положением о закупке.

В настоящее время применение вышеуказанных положений КоАП РФ органами  прокуратуры РФ, Федеральной антимонопольной службы, судами приводит, как правило, к неизбежному наложению на  должностных лиц заказчика административной ответственности.

При этом правовая позиция заказчиков и их представителей, ссылающих на малозначительность совершенного административного правонарушения  и отсутствие негативных  последствий размещения  или нарушения срока размещения информации о закупке, как правило, не имеет успеха в судах.  Суды, органы прокуратуры и антимонопольные органы исходят из того, что указанные административные правонарушения носят формальный характер (см., например,  дела № А50-8771/15, № А57-14848/2015, № А12-22801/2015, № А63-13480/2014, № А61-1388/15, № А60-12847/2015 и др.).

Однако среди аналогичных судебных дел особый интерес вызывает дело № А26-3320/2015, рассмотренное Арбитражным судом республики Карелия. По данному делу открытое акционерное общество «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-15/03-2015. Заявитель был привлечен к административной ответственности по части 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей по факту нарушения срока размещения на сайте zakupki.gov.ru заключенного 19.01.2015 договора.

В обоснование заявления, не оспаривая факт совершения правонарушения, ОАО «ЛХК «Кареллеспром» просил суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения.

Суд признал вышеуказанное постановление УФАС России незаконным и полностью его отменил.

В обосновании своего решения суд указал следующее.

Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, по которой общество привлечено административной ответственности, конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок.

К указанной статье КоАП РФ законодателем не предусмотрено никаких примечаний, устанавливающих, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность применяется в случае нарушения сроков размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, как, например, это предусмотрено в примечании к статье 7.30 КоАП РФ. Примечание к статье 7.30 КоАП РФ, как следует из его содержания, на другие статьи КоАП РФ не распространяется.

На момент размещения обществом информации и до настоящего времени единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что допущенное обществом нарушение срока размещения информации на официальном сайте РФ — www.zakupki.gov.ru о заключенном 19.01.2015 договоре не образует события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Изложенная позиция Арбитражного суда республики Карелия имеет важное значения для дальнейшего применения положений ч.4, 5, 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за неразмещение или нарушение сроков размещения информации о закупках заказчиками по 223-ФЗ.

Как показывает практика, органы прокуратуры РФ, ФАС России и суды при привлечении заказчиков к административной ответственности за неразмещение или нарушение сроков размещения информации о закупках ошибочно отождествляют понятия единая информационная система и официальный сайт РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Между тем, в частях  4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность не за неразмещение информации на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а за неразмещение информации в единой информационной системе.

По тексту Закона № 223-ФЗ о закупках везде на перспективу прописано взаимодействие заказчиков с единой информационной системой. Однако в настоящее время единая информационная система в сфере закупок не действует. И это подчёркивается в части 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которой «до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».

Таким образом, законодатель не отождествляет понятия «единая информационная система в сфере закупок» и «официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В связи с этим в статью 7.30 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за неразмещение или нарушение сроков размещения информации о закупках в единой  информационной системе  в рамках Федерального закона от 05.04.2013  г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) было введено специальное примечание:

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Данное примечание позволяет привлекать должностных лиц заказчиков в рамках законодательства о контрактной системе за неразмещение  информации на официальном сайте до ввода в эксплуатацию единой информационной системы.

Применительно к заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках законодатель подобного примечания к статье 7.32.3 КоАП  РФ не ввёл, что согласно  части 1 статьи 2.1 КоАП РФ исключает  событие административного правонарушения за неразмещение или нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе, которой в настоящее время не существует.

Другими словами, КоАП РФ не содержит на сегодняшний день составов правонарушений, предусматривающих ответственность за неразмещение или нарушение сроков размещения информации о закупках на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов для заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

Следует отметить, что в вышеприведенном решении суда и содержится подсказка относительно того, на чем должна строиться позиция при отстаивании интересов заказчика, в отношении которого возбуждено административное производство по ч. 4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Упор должен быть сделан именно на отсутствии события правонарушения.

Если заказчик разместил информацию о закупке с нарушением установленных сроков или не разместил ее вообще на официальном сайте РФ — www. zakupki.gov.ru, то при таких действиях (бездействии) нельзя говорить о самом факте административного правонарушения, предусмотренного ч. 4-6 статьи 7.3.23 КоАП РФ.

В настоящее же время заказчики, защищая свою позицию при возбуждении против них дел об административных правонарушениях по ч.4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, признают свою вину, но при этом, ссылаясь на ст. 2.9 КоАП РФ, Заказчики пытаются избежать наложения на них административных штрафов путем признания их действий (бездействия) малозначительными.

Суды, в свою очередь, в мотивировочной части выносимых решений развернуто комментируют, почему данные действия (бездействие) заказчиков не могут быть признаны малозначительными (например, дело № А50-8771/15), в том числе с использованием отсылки к п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», раскрывающего понятие малозначительности (например, дело № А12-22801/2015).

По итогам подобных разъяснений суды отказывают заказчикам в удовлетворении их требований о признании действий контрольных органов незаконными.

Наличие большого количества аналогичных дел свидетельствует о неэффективности выбора заказчиками в качестве защиты своих интересов положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности. Подчеркиваем, что и в приведенном ранее решении Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 г. по делу № А26-3320/2015   суд в мотивировочной части не останавливается на вопросе малозначительности.

Таким образом, ключевым моментом при решении подобных дел является установление факта наличия или отсутствия события правонарушения.


 

Завершая настоящую статью, сформулируем следующие выводы: 1. Понятие «официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) не подменяет понятие «единая информационная система в сфере закупок».

 

2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок, т.е. согласно постановлению Правительства РФ от 23.01.2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» до 1 января 2016 г. ч. 4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ не подлежат применению.

 

3. Для применения ч. 4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ в настоящее время законодателю необходимо дополнить ст. 7.32.3 КоАП РФ примечанием следующего содержания (по аналогии с примечанием ст. 7.30 КоАП РФ):

 

«До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».

 

 

4.  До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок (до 01.01.2016 г.) Заказчики при возбуждении против них административного производства по ч.4-6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, отстаивая свои интересы в суде, должны основывать свою позицию на отсутствии в их действиях события правонарушения, предусмотренного соответствующей частью ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

Скачать: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 г. по делу № А26-3320/2015

 

Авторы:

Сухадольский Георгий Александрович, координатор Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, председатель Экспертного совета Некоммерческого партнерства «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», председатель Третейского суда при Институте конкурсных технологий,

Дон Виктор Викторович,  директор специализированной организации «Балтийский тендерный центр», юрист-практик, эксперт по законодательству о контрактной системе, законодательству о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,

Афанасьева Светлана Маратовна, юрист отдела государственных и муниципальных закупок специализированной организации «Балтийский тендерный центр»