ФАС: заказчики обязаны устанавливать запреты на выполнение работ, оказание услуг, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., при планировании и осуществлении закупок

turkish2

ВАЖНО: С ДРУГОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1457 ОТ 29.12.2015 Г. , МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА ПОРТАЛЕ ZAKUPKI-PORTAL.RU (ЖУРНАЛ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ») ПО ССЫЛКЕ: http://zakupki-portal.ru/novosti/izmeneniya-v-pravoprimenitel-noj-praktike/sud-uchastnik-zakupki-obyazan-predostavlyat-v-sostave-zayavki-dokument-podtverzhdayuwij-ego-sootvetstvie-trebovaniyam-ili-zapret/

 

В начале февраля 2016 года  Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами был вынесен ряд решений, касающихся проблемы  применения  постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» при  осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Суть проблемы: 29 декабря 2015 года Правительство РФ издало указанное постановление № 1457, которым установило   с 01 января 2016 года запрет выполнение каких-либо работ, оказание каких-либо услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для  юридических лиц из Турецкой Республики (далее по тексту — турецкие компании):

1. для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;

2. для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;

3. для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Указанный нормативный правовой акт  в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) размещён в единой информационной системе в сфере закупок.

Практические последствия:

Поскольку  указанное постановление Правительства РФ № 1457  было издано в самом конце 2015 года, то многие заказчики не внесли данный запрет на выполнение работ, оказание услуг в свои планы-графики размещения заказов на 2016 год и начали осуществлять в 2016 году закупки для государственных и муниципальных нужд с нарушением указанного постановления Правительства РФ. При этом в качестве обоснования своих  действий (бездействия)  данные заказчики ссылатся на то, что в  преамбуле постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. отсутствует ссылка на то, что данное постановление издано в рамках части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Поэтому, по мнению данных заказчиков и части уполномоченных органов,  запрет на выполнение работ, оказание  услуг для государственных и муниципальных нужд для турецких компаний, установленный постановлением Правительства РФ  № 1457 от 29.12.2015 г., не является запретом на выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами, предусмотренным частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, а является специальной экономической мерой, которая законодательством РФ о контрактной системе не регламентируется.

Практика применения  постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. ФАС России и территориальными органами:

Как показывает складывающаяся практика применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., ФАС России и территориальные органы придерживаются необходимости исполнения требований указанного постановления Правительства РФ № 1457 от  29.12.2015 г..  при планировании и осуществлении закупок.

1. Федеральная антимонопольная служба

Решением  Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 04.02.2016 г. по делу № К–149/16 признана необоснованной жалоба участника закупки на действия на действия Министерства экономического развития Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническую поддержку лицензионного антивирусного и антиспамового программного обеспечения Минэкономразвития России в 2016 году (номер извещения 0173100008616000003).  По мнению, Федеральной антимонопольной службы:


«действия Заказчика, установившего запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не противоречат требованиям Закона о контрактной системе».  


Аналогичного подхода к применению постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. придерживаются и территориальные органы ФАС России.

2. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 05.02.2016г. по делу №  156/03 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ, оказание услуг турецкими компаниями в извещении и документации о закупке (номер извещения 0158300026916000006):


В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 3 ст. 14 Закона).

В рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ) установлен запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.

С 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:

находящимся под юрисдикцией Турции;

контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).

Запрет не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015, в течение всего срока их действия (примечание к названному Перечню).

Извещение, документация по данной закупке запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержат.


Аналогичным решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12.02.2016г. по делу №№ 188/03, 199/03 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ, оказание услуг турецкими компаниями в извещении и документации о закупке (номер извещения 0158300044816000004):


Согласно ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен запрет на «выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года.

В Извещении о проведении электронного аукциона №0158300044816000004 от 22.01.2016 года по закупке услуг по содержанию городских территорий города Батайска сведения об установлении указанного запрета отсутствуют:

«Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: не установлены«

Таким образом, Заказчик нарушил ч.5 ст.63 Закона.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В силу п.6 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1457 запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям, находящимся под юрисдикцией Турции; контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457), Заказчик в силу положений п.6 ч.5 ст.66 Закона обязан в документации об аукционе установить требование о содержании в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным указанным Постановлением Правительства РФ, или копий этих документов.

Поскольку документация об аукционе не содержит данного требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.


3.  Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 09.02.2016г. по делу №  РЗ-138-2016 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 0321300054616000011):


Заказчик не предусмотрел о запрете выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением правительства №1457 от 29.12.2015. Информация о данном запрете не указана в документации об электронном аукционе.

Данный довод заявителя жалобы…  обоснован.


Аналогичное решение было вынесено Ставропольским УФАС России 09.02.2016 г. по делу № РЗ-124-2016 (номер извещения 0321300054616000013).

4. Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12.02.2016 г. по делу № 40-03-1/2016 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 0359100003715000092):


6. В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 49 Закона о ФКС в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики» (далее-Постановление) запрещено с 01.01.2016г. выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Заказчик в нарушение пункта 8 части 3 статьи 49 Закона о ФКС не установил в извещении о проведении открытого конкурса ограничения, согласно Постановлению для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности шестого довода Заявителя.


Аналогичные решения были вынесены Рязанским УФАС России:

— 29.02.2016 г.  по делу № 56-03-2/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (номер извещения 0159200002416000005);

— 04.03.2016 г. по делу №62-03-1/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (номер извещения 0159100006116000008);

— 14.03.2016 г. по делу № 73-03-2/2016 (номер извещения 0859200001116000083).

5. Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от от 03.02.2016 г. по делу № 13 признаны незаконными действия заказчика, который не установил в извещении о проведении запроса котировок ограничения участия в определении исполнителя, установленные в соответствии с Законом о контрактной системе, а также постановления Правительства РФ от 29.12.2015 №  1457 (номер извещения 0127100010616000006):


8. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области нарушены требования п.1 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми извещение о проведении запроса котировок должно содержать информацию, указанную в пунктах 1 — 6 статьи 42 Закона о контрактной системе и п.4 ст.42 Закона о контрактной системе, согласно которого в извещении об осуществлении закупки должны быть установлены ограничения участия в определении исполнителя, установленные в соответствии с Законом о контрактной системе, а также Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457), согласно которого оказание услуг на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г., поскольку в извещении о проведении запроса котировок за №№0127100010616000006 не установлен запрет на оказание услуг на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года, и как следствие к участникам закупки не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемой участником запроса котировок услуги запретам на допуск в случае, если такие запреты установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.

Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствуют об административном правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4, ч.3 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Аналогичные решения были вынесены Брянским УФАС России 18.02.2016 г.  итогам проведения внеплановой проверки № 4 (номер извещения 127100003716000039) и 11.03.2016 г. № 10 (номер извещения 0127100006616000036) соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе 

Кроме того, решением Брянского УФАС России  от 01.03.2016 г.  по делу № 26  была признана необоснованной жалоба участника закупки — ООО «Лидер-Строй» на действия единой комиссии Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение)по Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области(межрайонного) за № 0227100000816000007.

Однако, в ходе внеплановой проверки данный контрольный орган в сфере закупок выявил следующее нарушение законодательства РФ о контрактной системе.


Заказчиком Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение)по Брянской области нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также положения п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и(или)предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требование о предоставлении вышеуказанных документов или их копий в содержании второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Так, заказчиком Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение)по Брянской области в извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет на выполнение работ по капитальному ремонту здания организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и(или)организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ(услуг), выполнение(оказание)которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и(или)организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещен».

Однако, требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и(или)предлагаемых им работ установленному заказчиком запрету, или копии этих документов, заказчиком Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение)по Брянской области в документации об электронном аукционе за № 0227100000816000007 не установлено.

Вышеуказанное нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе не повлияло на итоги осуществляемой закупки, поскольку принадлежность участника закупки к организациям, контролируемым гражданами Турецкой республики и(или)организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, установлена заказчиком при изучении направленной оператором электронной площадки выписки из ЕГРЮЛ.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


6. Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике  от 17.02.2016 г. по делу № 20-К-2016 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении об электронном аукционе (номер извещения 0115300020015001572):


По доводу заявителя о не установлении заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона запрета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016», Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Перечня, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее – Постановление) с 1 января 2016 года установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:

— находящимся под юрисдикцией Турции;

— контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами.

В соответствии с пунктом 4 Постановления, данный документ вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 30.12.2015.

Из информации с официального сайта www.zakupki.gov.ru следует, что извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 31.12.2015 в 15 час. 40 мин. (21.01.2016 по решению заказчика в закупку были внесены изменения), то есть после вступления в законную силу Постановления.

При этом, требование пункта 5 Перечня Постановления в размещенной закупке отсутствует, что свидетельствует о не соблюдении требования пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Установленные обстоятельства позволяют Комиссии считать данный довод заявителя обоснованным.


Аналогичное решение было вынесено Чувашским УФАС России 09.03.2016 г. по делу № 37-К-2016  (номер извещения — 0215100002416000081).

7. Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

Очень интересное решение было вынесено Комиссией по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области 19.02.2016 г. по жалобе Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (номер извещения 0150200002116000002):


15.02.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика – Новгородской областной Думы при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Новгородской областной Думы в аналитических и тематических программах в эфире телевизионного канала для государственных нужд Новгородской области в 2016 году (извещение № 0150200002116000002 от 08.02.2016).

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Поскольку заказчиком в документации об аукционе (раздел 8) был установлен запрет на участие в закупке организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики и/или контролируемых гражданами Турецкой Республики, заказчик должен был числе требований к составу заявки на участие в аукционе указать документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным запретам и ограничениям.

Однако из документации об аукционе (подпункт 8 пункта 10.3) следует, что заказчиком требования к таким документам не установлены, что делает невозможным проверку участников закупки на соответствие запрету, установленному разделом 8 документации.

По мнению подателя Жалобы, в качестве такого документа заказчику надлежало установить декларацию о соответствии участника закупки установленным в документации запретам и ограничениям, что подтверждается правоприменительной практикой Федеральной антимонопольной службы (решение ФАС России от 04.02.2016 по делу № К-149/16).

Учитывая изложенное, НРОО «Собрание коренных новгородцев» просит отменить рассматриваемый электронный аукцион.

На рассмотрении Жалобы представители НРОО «Собрание коренных новгородцев» поддержали ее доводы и требования в полном объеме.

Государственный заказчик – Новгородская областная Дума считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 921 от 18.02.2016 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Во исполнение части 3 статьи 14, статьи 27 Закона о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 заказчиком в разделе 8 документации установлен запрет допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами (организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и/или контролируемыми гражданами Турецкой Республики).

Однако, поскольку вышеуказанными нормативными правовыми актами не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие данному запрету и являющийся обязательным для заказчика для указания в документации об аукционе, Новгородская областная Дума считает, что в ее действиях нарушений требований Закона о контрактной системе к содержанию документации о закупке не имеется.

Кроме того, по мнению заказчика, основными документами, которые подтверждают или опровергают нахождение участника закупки под юрисдикцией Турецкой Республики, являются копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) (далее – ЕРГЮЛ), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя) (далее – ЕРГИП), копии учредительных документов участника (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника (для физического лица).

При этом несоответствие указанных документов требованиям документации об аукционе или наличие в них недостоверных сведений об участнике аукциона является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям документации и отстранения подавшего ее лица от участия в закупке.

Представление же декларации, в отличие от имеющихся в распоряжении оператора электронной площадки учредительных документов и выписок из ЕРГЮЛ или ЕРГИП, не является гарантией отсутствия нахождения участника закупки под контролем иностранных лиц.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – Новгородской областной Думы поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 (далее – Постановление) по исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее – Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее – Перечень).

Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее – организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В разделе 8 документации об аукционе во исполнение вышеуказанных положений законодательства Российской федерации о контрактной системе заказчиком – Новгородской областной Думой правомерно установлен запрет на оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимися под контролем Турецкой Республики.

При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки обязаны представить документы, подтверждающие их соответствие запрету, установленному разделом 8 документации, а заказчик должен указать в документации об аукционе на необходимость представления таких документов в составе заявок на участие в аукционе, определить перечень таких документов и требования к ним.

Однако заказчиком – Новгородской областной Думой в документации об аукционе не только не определен перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, но напротив указано, что какие-либо документы, подтверждающие соответствие установленному запрету, участники закупки представлять не обязаны (подпункт 8 пункта 10.3 раздела 10 документации), что прямо противоречит установленным Законом о контрактной системе требованиям к содержанию заявок на участие в аукционе.

То обстоятельство, что в Указе и Постановлении не приведен конкретный перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, не дает заказчику права освобождать участников закупки от необходимости подтверждения ими своего соответствия установленному указанными нормативными правовыми актами и самим заказчиком запрету допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами.

При этом довод заказчика – Новгородской областной Думы о том, что для подтверждения соответствия участника закупки установленному запрету аукционная комиссия использовала бы сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ и учредительных документах юридического лица, является несостоятельным, поскольку:

— в силу подпункта 8 пункта 10.3 раздела 10 документации ни указанные, ни какие-либо иные документы не рассматриваются в качестве подтверждающих соответствие установленному заказчиком в разделе 8 документации запрету;

— из содержания выписки из ЕГРЮЛ и учредительных документов юридического лица невозможно установить подконтрольность участника закупки гражданам или организациям Турецкой республики в соответствии с признаками, установленными подпунктом «б» пункта 1 Указа, то есть в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Учитывая изложенное в действиях государственного заказчика – Новгородской областной Думы содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе обязательных требований к содержанию заявки участников закупки.

Установленное в действиях заказчика нарушение носит существенный характер, препятствует отбору участников закупки с учетом установленного в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета, может повлиять на результаты закупки, что дает основания для его устранения путем выдачи предписания.


Аналогичные решения были вынесены Новгородским УФАС России:

— 19.02.2016 г.  по результатам рассмотрения второй жалобы НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия заказчика — Новгородской областной думы   (номер извещения 0150200002116000001);

— 29.02.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Иванова П.Г. на действия заказчика — Управления Росреестра по Новгородской области (номер извещения 0150100003416000031);

— 01.03.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы САО «ВСК» на действия заказчика — ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (номер извещения 0350100001016000002);

— 01.03.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Иванова П.Г. на действия заказчика — Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области (номер извещения 0150100004316000003).

8. Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

Ещё одно интересное решение было вынесено 24 февраля 2016 года Краснодарским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО «Телеком-Монтаж-Юг» (далее – Заявитель) на действия ФКУ Упрдор «Черноморье» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) охраны дорожных сооружений (ИТСО) (извещение № 0318100051216000002).

Так, решением  Краснодарского УФАС России  от 24.02.2016 г.  по делу №  К –13/2016 указанная жалоба была признана обоснованной в части доводов подателя жалобы о наличия противоречий в документации и извещении о проведении открытого конкурса в части условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.


В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В ч. 14 конкурсной документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, а именно: На основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики» ЗАПРЕЩЕНО с 1 января 2016 года осуществлять, в том числе, выполнение работ, оказание услуг на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.

Однако в извещении о проведении открытого конкурса указано: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами – информация отсутствует. Таким образом, документация и извещение о проведении открытого конкурса содержат противоречия.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Аналогичные решения было вынесено Краснодарским УФАС России:

— 01.03.2016 г. по делу № ЭА –247/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (номер извещения — 0318100035916000002);

— 03.03.2016 г. по делу № ЭА – 255/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (номер  извещения —  0118300018716000011)

9. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 02.03.2016 г. по делу № 04-01/56-2016 признаны законными действия заказчика, который установил запрет на выполнение работ турецкими компаниями в документации об электронном аукционе (номер извещения 0190300002716000031):


3. Пунктом 1.10.1 Информационной карты Заказчик устанавливает следующие условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами:

«Установлено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчик ввел ограничения на привлечении организаций для строительства зданий, строительства инженерных сооружений и работ строительных специализированных, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Данный довод Комиссия признает необоснованным.


Аналогичное решение было вынесено Ямало-Ненецким УФАС России 15.03.2016 г. по делу № 04-01/65-2016 (номер извещения 0190300000716000147).

10. Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 02.03.2016 г. по делу № 44-700/16 признаны законными действия заказчика, который установил запрет на выполнение работ турецкими компаниями в документации об электронном аукционе, но не затребовал документальное подтверждение соблюдения указанного запрета от участников электронного аукциона (номер извещения 0372100027316000004):


1. Согласно доводам жалобы Заявителя, документация о закупке не содержит требования к документарному подтверждению соответствия участников требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 в составе заявки.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее – Постановление Правительства № 1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г (далее – Перечень).

Согласно п. 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

Вместе с тем, Постановлением Правительства № 1457 или иными нормативно-правовыми актами, в том числе законодательством о контрактной системе не установлена форма документа и порядок его предоставления на предмет соответствия вышеуказанному Перечню.

Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в пп. 5 п. 2.3. Раздела 2 Части I документации о закупке продекларировано требование о соответствии участника и предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со ст. 14 Закона контрактной системе.

Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.


11. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Крым и городу Севастополю от 03.03.2016 г. по делу №06/207-16 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрет на выполнение работ турецкими компаниями в документации об электронном аукционе (номер извещения 0375100003416000049):


2.4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании данной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». Согласно пункту 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчик в извещении о проведении закупки №0375100003416000049 «Услуги по текущему ремонту климатического павильона», документации об Аукционе указал:

Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: Не установлены

Таким образом, Заказчик в отношении выполнения работ по текущему ремонту климатического павильона должен установить запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457.

Бездействие Заказчика, выразившееся в не установлении в извещении и документации об Аукционе запрета на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, являющихся объектом закупки Аукциона, нарушает требования пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Аналогичные решения были вынесены Крымским УФАС России:

— 29.02.2016 г. по делу № 06/180-16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе (номер извещения 0375100003216000003);

— 02.03.2016 г. по делу № 06/198-16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе (номер извещения 0375200002115000059);

— 03.03.2016 г. по делу № 06/211-16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе (номер извещения 0175100000816000014).

12. Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по  г. Москве от 19.02.2016 г. по делу № 2-57-1332/77-16 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрет на выполнение работ турецкими компаниями  при проведении электронных аукционов (извещения № 0173200003715000327, 0173200003715000319, 0173200003715000321, 0173200003715000323, 0173200003715000326, 0173200003715000328, 0173200003715000318, 0173200003715000325, 0173200003715000322, 0173200003715000320):


5. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.

Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.

П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Согласно доводам жалобы в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 №1457, в составе документации отсутствует требование о предоставлении указанных требований, а именно: декларация о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.

На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на выполнение работ по комплексному обслуживанию инженерных сетей и оборудования зданий и помещений объектов Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, при этом, Заказчиком, в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в действиях Заказчика, а именно в части отсутствия требования о необходимости предоставления участником закупки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, не содержится нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 №1457 не устанавлено требований о предоставлении участником закупки вышеуказанной декларации в составе заявки на участие в Аукционе.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «НОРТОН-СТРОЙ» на действия Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы обоснованной в частине установления запрета на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики

Аналогичное решение было вынесено Московским УФАС России 15.03.2016 г. по делу № 2-57-1898/77-16 о нарушении о нарушении законодательства об осуществлении закупок (номер извещения — 0373200001916000008).

13. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Алтай  от 10.03.2016 г. по делу  № 22-К/16 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрет на выполнение работ турецкими компаниями  при проведении электронного аукциона (извещение № 0177200000916000232):


В соответствии с ч.  3 ст. 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование  невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (вступило в действие с 01.01.2016г.) работы, являющиеся предметом закупки, включены в перечень, утвержденный данным постановлением (п.1 Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014).

Следовательно, заказчик обязан был установить в извещении о проведении закупки и документации о проведении электронного аукциона запрет и ограничение к участникам закупки о  привлечении к выполнению работ работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками, согласно данному постановлению. Таким образом, доводы жалобы в данной части  являются обоснованными.


14.  Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 03.03.2016г. по делу №  128/04-2016 признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 0320100011215000200):


Заказчик в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона  № 44-ФЗ не установил запрет на допуск работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории российской федерации организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, запрещено».

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.


Аналогичные  решения было вынесены Приморским УФАС России:

03.03.2016 г. по делу №  126/04-2016 (номер извещения 0320200030715000088);

— 09.03.2016 г. по делу № 138/04-2016 (номер извещения 0320200030716000003);

— 10.03.2016 г. по делу № 146/04-2016 (номер извещения 0320200030716000003);

— 14.03.2016 г. по делу № 158/04-2016 (номер извещения 0320100031516000043);

14.03.2016 г. по делу № 160/04-2016 (номер извещения  0320100030716000006);

— 14.03.2016 г. по делу №  165/04-2016 (номер извещения  0320100031516000043);

— 15.03.2016 г. по делу № 162/04-2016 (номер извещения 0320200015116000006).

15.  Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15.03.2016г. по делу №  103-10/24-16  признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 01653000025160000060):


В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона 44-ФЗ, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен  перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — Перечень) с 1 января 2016 г.

Пунктом 5 указанного Перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст.66 Закона 44-ФЗ.

Пунктом 6 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст.14 Закона 44-ФЗ, или копии этих документов.

Комиссия Томского УФАС России установила, что действующая редакция извещения о проведении электронного аукциона и документации электронного аукциона «Выполнение работ по реконструкции водозабора  и станции очистки питьевой воды в г. Асино Томской области  в нарушении ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ не содержит запрета, установленного Постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1457.

Также документация об электронном аукционе в нарушении п.6 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ не содержит требований к содержанию, составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе о наличии в ней документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным указанным Постановлением Правительства РФ, или копий этих документов.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России установила в действиях заказчика нарушения ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 и п.6 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ,  что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


16.  Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.03.2016г. по делу №  267 в ходе проведения внеплановой проверки   признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на оказание услуг турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 0119300000116000018):


В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 (далее – Перечень). В указанный Перечень включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Следовательно, во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе заказчику в силу пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе надлежало в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации установить в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрет на допуск услуг, оказываемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления рассматриваемой закупки.

Анализ извещения и документации о проведении электронного аукциона показал Комиссии, что запрет на допуск организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика последним установлен не был, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в ее правовом взаимодействии с пунктом 7 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.


 √ Аналогичное  решение было вынесено Красноярским УФАС России  02.03.2016 г. по делу № 228 (номер извещения 0119200000115008825 ).

В связи с этим и с учётом складывающейся правоприменительной практики обращаем внимание заказчиков и  специалистов в сфере закупок на необходимость выполнения требований действующего законодательства РФ — постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. при планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Скачать тексты решений ФАС России и её территориальных органов:

1. решение ФАС России от 04.02.2016 г. по делу № К–149/16;

2. решение Ростовского УФАС России от 05.02.2016 г. по делу № 156/03;

3. решение Ставропольского УФАС России 09.02.2016 г. по делу № РЗ-124-2016;

4. решение Ставропольского УФАС России  от 09.02.2016г. по делу №  РЗ-138-2016;

5. решение Ставропольского УФАС России от 10.02.2016 г. по делу № РЗ-145-2016;

6. решение Ростовского УФАС России от 12.02.2016г. по делу №№ 188/03, 199/03;

7. решение Ростовского УФАС России от 15.02.2016 г. по делу № 195/03;

8. решение Рязанского  УФАС России от 12.02.2016 г. по делу № 40-03-1/2016;

9. решение Брянского УФАС России от 03.02.2016 г. по делу № 13;

10. решение Брянского УФАС России  от 18.02.2016 г. по итогам проведения внеплановой проверки № 4 соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе;

11. решение Чувашского УФАС России от 17.02.2016 г. по делу № 20-К-2016;

12. решение Новгородского УФАС России от 19.02.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе — закупка № 0150200002116000002 ;

13. решение Новгородского УФАС России от 19.02.2016 по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе — закупка № 0150200002116000001 ;

14. решение Брянского УФАС России от 01.03.2016 г. по делу № 26;

15. решение Краснодарского УФАС России от 24.02.2016 по делу №  К –13/2016;

16. решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.03.2016 г. по делу № 04-01/56-2016 ;

17. решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.03.2016 г. по делу № 44-700/16 ;

18. решение Новгородского УФАС России от 19.02.2016 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе — закупка № 0150100003416000031 ;

19. решение Рязанского УФАС России от 29.02.2016 г. по делу № 56-03-2/2016 ;

20. решение Рязанского УФАС России от 04.03.2016 г. по делу №62-03-1/2016 ;

21. решение Новгородского УФАС России от 01.03.2016 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе — закупка № 0350100001016000002 ;

22. решение Новгородского УФАС России от 01.03.2016 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе — закупка № 0150100004316000003 ;

23. решение Крымского УФАС России от 03.03.2016 г. по делу № 06/207-16 ;

24. решение Крымского УФАС России от 03.03.2016 г. по делу № 06/211-16 ;

25. решение Крымского УФАС России от 29.02.2016 г. по делу № 06/180-16 ;

26. решение Краснодарского УФАС России от 01.03.2016 г. по делу ЭА–247/2016 ;

27. решение Московского УФАС России от 29.02.2016 г. по делу № 2-57-1332/77-16 ;

28. решение Алтайского УФАС России от 10.03.2016 г. по делу № 22-К/16 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

29. решение Крымского УФАС России от 09.03.2016 по делу № 06/227-16 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

30. решение Чувашского УФАС России от 14.03.2016 г. по делу № 37-К-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

31. решение Московского УФАС России от  15.03.2016 г. по делу № 2-57-1898/77-16 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

32. решение Приморского УФАС России от 03.03.2016г. по делу №  128/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

33. решение Приморского УФАС России от 03.03.2016г. по делу №  126/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

34. решение Приморского УФАС России от 09.03.2016 г. по делу № 138/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

35. решение Приморского УФАС России от 14.03.2016 г. по делу № 158/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

36. решение Приморского УФАС России от 10.03.2016 г. по делу № 146/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

37. решение Приморского УФАС России от 14.03.2016 г. по делу № 160/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

38. решение Приморского УФАС России от 15.03.2016 г. по делу № 162/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

39. решение Приморского УФАС России от 14.03.2016 г. по делу № 165/04-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

40. решение Краснодарского УФАС России от 03.03.2016 г. по делу № ЭА – 255/2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

41. решение Рязанского УФАС России от 14.03.2016 года по делу № 73-03-2/2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

42. решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 15.03.2016 года по делу № 04-01/65-2016 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

43. решение Брянского УФАС России от 11.03.2016 года по итогам проведения внеплановой проверки № 10 соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

44. Решение Томского УФАС России от 15.03.2016 г. по делу № 03-10/24-16 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

45. Решение Красноярского УФАС России от 15.03.2016 г. по делу № 267 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.);

46. Решение Красноярского УФАС России от 02.03.2016 г. по делу № 228 (ДОБАВЛЕНО 20.03.2016 г.).

 

P.S.: Сбор и обобщение информации о практике применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. будут  продолжены и в дальнейшем. Новые решения судов и  контрольных органов в сфере закупок будут выкладываться в качестве приложения к данной статье (новости).

 

P.P.S.: ВНИМАНИЕ!

Также обращаю  внимание коллег, что имеют место  единичные случаи вынесения решений ФАС России и её территориальных органов, в которых указывается, что постановление Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. не относится к запретам  на выполнение работ, оказание услуг для иностранных лиц, устанавливаемых в соответствии со статьёй 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1.  В  решении ФАС России № 223ФЗ-84/16 от 03.03.2016 г. и в решениях Крымского УФАС России от 02.03.2016 г. по делу № 06/198-16, от 09.03.2016 г. по делу № 06/228-16,  от 11.03.2016  г. по делу № 06/251-16, действия заказчиков, не установивших запреты на выполнение работ в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., квалифицированы как нарушение не части 3 статьи 14, а пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

2. В решении Тверского УФАС России № 05-6/1-11-2016 от 25.02.2016 г. действия заказчика, не установившего запрет  на выполнение работ в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., квалифицированы как применение  специальных экономические мер.

При этом в подавляющем большинстве случаев территориальные  органы ФАС России в настоящее время придерживаются того варианта толкования норм законодательства РФ о контрактной системе, который приведён в данном материале.

 

Автор:

Дон Виктор Викторович,  директор специализированной организации «Балтийский тендерный центр», юрист-практик

Источник: Балтийский тендерный центр